ШКОЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ
Кто на новенького?
Учитель-новичок часто попадает в
ловушки, которые расставляет ему школа. Дети
проверяют новичка на прочность, а учитель – сам
себя на устойчивость к соблазну самоутвердиться,
нередко за счет того, кто работал до него
Каждый класс отличается от других не
только отметками в дневниках, но и манерой
поведения. Дети всегда проверяют новичков (не
только учителей, но и ровесников), но происходит
это с разной степенью интенсивности, доброты и
агрессии. Есть классы, откровенно веселящиеся,
есть – восстающие против новых требований, а
некоторые безропотно смиряются с любым
пришедшим работать к ним учителем.
«Хвост нужен тигру, чтобы
передвигаться»
Такую фразу я услышала, присутствуя на
уроке в одиннадцатом классе у опытного учителя,
только что перешедшего на работу в новую школу.
Ехидное суждение выдвинул, расплываясь в улыбке,
симпатичный юноша, сидевший на задней парте.
Учитель попробовал избежать ловушки:
– Передвигаются при помощи конечностей, а хвост
разве конечность?
– Конечно! Им же заканчивается туловище!
– Тогда и голова – конечность, особенно у
некоторых...
– Но я правда видел, как передвигаются на хвосте!
– Где это ты видел?
– В мультфильме про Винни-Пуха. Там Тигра прыгал
на хвосте!
Класс рассмеялся, учитель тоже улыбнулся, но ему
было несколько не по себе. Впрочем, он продолжил
урок в веселом, заданном детьми духе. Учитель
явно прошел тест на наличие чувства юмора.
«Поставьте нам пятерки!..»
Когда я только начала работать в школе, я
столкнулась с тем, что ни один ученик
одиннадцатого класса не хотел делать домашнее
задание. Однажды после уроков зашла в спортивный
зал, где мальчишки этого класса играли в
настольный теннис. Они, ухмыляясь, предложили:
– Если мы вас обыграем, вы завтра поставите нам
пятерки!
– А если выиграю я?
– Тогда поставите двойки.
– А зачем мне ваши двойки? Давайте лучше так: тот,
кто мне проиграет, завтра выучит мой предмет на
«пять».
Юноши согласились, и... все как один проиграли.
Откуда им было знать, что молоденькая
учительница играет почти профессионально? А на
следующий день у дверей в кабинет стояли с
учебниками: они впервые готовились к моему уроку.
Тогда я думала, что обманула их, а сегодня
понимаю, что просто “прошла” их проверку, не
побоялась выглядеть простым человеком, азартно
гоняющимся за шариком. И возможно, даже если бы я
проиграла, результат был бы таким же.
«Подкожники»
Новая учительница объясняет правила
работы на ее уроке. Десятый класс делает вид, что
им не понятно ни одно ее слово, что раньше их
никто этому не учил:
– А как заполнять таблицу?
– Я не могу найти этого параграфа в учебнике!
Скажите мне страницу!
– Рисовать фигурную скобку я не умею!
Учительница отвечает на все вопросы, рисует в
тетради фигурную скобку. Девочка окидывает
одноклассников победным взором: мол, смотрите,
она (учительница) у меня “в кармане”, даже в
тетрадке пишет за меня! Но тут ее взгляд падает на
то, что нарисовала учительница: фигурная скобка
проведена дрожащей от волнения рукой.
Оказывается, учительнице вовсе не до смеха,
оказывается, она тоже живой человек, оказывается,
ей страшно. И на этом “проверку” учителя класс
прекратил.
– Эти дети просто подкожники, – сказала директор
одной школы об учениках девятого класса,
находящихся в периоде знакомства с новым
учителем, – они не успокоятся, пока не проверят
педагога со всех сторон! Прямо под кожу готовы
влезть.
Да, готовы. Но почему? Неужели только из-за
подростковой вредности или желания навредить? Да
нет, они просто защищаются от всепоглощающего
доминирования старших и заставляют взрослых
раскрыть те человеческие качества, которые
учитель обычно глубоко прячет. И в конечном счете
помогают учителю... остаться человеком в стенах
школы, а мы этого часто не понимаем – боремся,
переживаем.
«Я лучше того, кто работал до меня»
Вот еще история из времен, когда я только
начинала работать в школе. Я обнаружила, что
дети-пятиклассники не могут ответить ни на один
мой вопрос, даже на самый, казалось бы, простой.
Они старались изо всех сил, но “знаний” не было
никаких. “У них была плохая учительница”, –
решила я и с усиленным рвением принялась за
работу.
Мне казалось, что я делала все возможное (и
невозможное), чтобы мои ученики поняли материал,
чтобы знания по биологии стали настоящими, на всю
жизнь.
– Ребята, посмотрите на клубень картофеля. Как вы
думаете, какая это часть растения?
– Корень!
– А почему же он иногда зеленеет? Разве корни
бывают зеленые?
– Тогда это плод!
– А что бывает внутри плода?
– Семена.
– А внутри клубня есть семена? Посмотрите, на
клубне есть “глазки”, на что они похожи?
– На почки. Но тогда это… стебель с почками,
только растет он под землей! Подземный побег!
Вот так или примерно так проходило обучение. В
результате все дети поняли (как мне казалось), что
такое клубень. Но прошел год, и, чтобы доказать
самой себе, какая я хорошая учительница, я снова
принесла в класс картошку.
– Ребята, посмотрите внимательно на клубни. Как
вы думаете, какая это часть растения?
– Корень!
– Плод!
– А разве клубни не зеленеют? В них, может быть,
есть семена?
– Ой, тут еще и “глазки”, похожие на почки… Да
это же подземный побег!
Я была ошеломлена: оказалось, что дети ровным
счетом ничего не помнили, и им снова пришлось
объяснять то же самое. В течение пяти последующих
лет я несколько раз повторяла этот свой
эксперимент, и результат был неизменен. Дети все
так же удивлялись, что клубень не плод и не
корень. И лишь на выпуске из школы, когда я им
задала тот же вопрос, примерно половина ребят
ответили правильно. Не знаю, научила я их или
“достала” своей картошкой, но добилась своего.
Тогда я поняла: то, чему учатся дети, и то, чему,
как нам кажется, мы их научили, – совершенно
разные вещи. И еще на всю жизнь запомнила:
учитель, работавший до меня, был таким же, как и я,
не лучше и не хуже. И если кто-то придет в мои
классы и задаст самый простой, примитивный
вопрос, а дети не будут знать на него ответ, это
совсем не будет означать, что я их не научила.
Просто ушло, забылось, стерлось. Так и должно
быть: мы учим одному, а дети учатся у нас совсем
другому.
К сожалению, такие ситуации возникают очень
часто. При переходе детей из начальной школы в
среднюю учителя пятых классов нередко
удивляются: как же плохо учили ребят! И читают те
безобразно, и считать не умеют… Или если в
старших классах меняется учитель истории
(математики, физики и т.д.), то его мнение о
результатах работы своего предшественника
бывает, как правило, очень низким. Мне доводилось
это слышать так часто, что и пересказывать не
хочется. И пожалуй, никогда я не слышала
обратного: чтобы кто-то говорил, что раньше (до
него) в классе работал очень хороший педагог.
Корни этого заблуждения – в самой природе школы,
ориентированной на урочный принцип. И в нашей
убежденности в том, что задача школы –
передавать знания от одних людей другим и потом
эти знания проверять. А дети не имеют права
ничего забывать. При том что мы, взрослые, можем
спокойно забыть, что такое логарифмы или
интегралы, чем отличается причастие от наречия, и
многое другое, чему нас учили в школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|