ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Образовательный смысл
компьютерной вселенной
Когда компьютерная эпоха только
начиналась, все казалось простым и понятным:
компьютер – это такой информационный помощник
человека. В частности – в деле образования.
Компьютер поможет ребенку лучше учиться, с
большим усердием и интересом усваивать школьную
программу.
Затем появились страхи: оказалось, что
виртуальная компьютерная жизнь гораздо более
сильная реальность, нежели та повседневная,
школьная, которая множеством детей
воспринимается как химера, как фикция, как
занудное отсутствие жизни полноценной. Стали
говорить про проблему компьютерной, а затем и
сетевой наркомании. Педагоги забеспокоились:
компьютер не помогает учебе, а отвлекает от нее...
Тем временем компьютерная вселенная продолжала
расширяться с какой-то неимоверной скоростью. И в
ее новой топологии, в ее новых пространственных
законах обнаруживались такие образовательные
напряжения, о которых старая школа не могла и
мечтать.
Внимательному и честному наблюдателю ясно:
образовательный смысл рождающейся на наших
глазах компьютерной вселенной не в достижении
привычных учебных целей, а в возникновении новых
видов деятельности, позволяющих совершенно
по-новому взглянуть на цели и смыслы образования.
Причем эти новые деятельности рождаются
настолько естественно и просто, настолько
ненатужно, что мы порою не успеваем их заметить. И
не успеваем осознать их совершенно
революционного по отношению к традиционному
образованию содержания.
Вот примеры.
В Ивановской и Тульской областях пытаются решить
проблемы информатизации школ. Проблемы, в общем,
известные. И вдруг оказывается, что для решения
этих проблем требуется ни много ни мало...
создание совершенно новых моделей образования,
основанных на идее бурлящей содержательной
деятельностью «мастерской». Мастерской, в
которой никто никого не учит, но все друг другу
помогают в решении каких-то значимых для
участников проблем. Вот она – реальная
педагогика сотрудничества, существующая потому,
что на иных основаниях компьютерное образование
попросту неэффективно.
И тогда выясняется, что даже в условиях
дистанционного (!) образования главное – не
трансляция знаний, а... организация
сотрудничества внутри школьной команды.
Взаимодействие живых людей оказывается главным
предметом образования!
Или простой практический ход: создание
своеобразного сетевого взаимодействия школьных
и домашних компьютерных ресурсов. Возникает
новый тип образовательного сообщества,
абсолютно отличающийся от того, к которому
привыкла школа...
Откуда эта свобода решений? В сущности, она есть
проявление того «сетевого мышления», которое
возникло благодаря компьютерной эре.
Да, происходящее в Сети не укладывается в
прокрустово ложе школьных схем. Там
по-настоящему, а не по-школьному востребована
твоя субъектность. Идет ли речь об обсуждении
образовательного потенциала интернет-клубов или
о возможности придумать и предложить сетевому
сообществу какую-то свою идею.
Образовательные проекты Сети весьма отличаются
от тех, к которым привыкла школа. Они развиваются
стихийным, естественным образом, вовлекая в свои
орбиты зачастую совершенно неожиданных
партнеров. Сама Сеть проводит свою непрерывную
«экспертизу делом».
Сеть – открытое пространство. В нем любой может
предложить свою идею. Но выживет только та,
которая будет интересна другим. Только та, в
которой есть потенциал диалога, сотрудничества,
потенциал человечности.
В этом и состоит философия и педагогика Сети.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|