Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Александр ЛОБОК

Образовательный смысл компьютерной вселенной

Когда компьютерная эпоха только начиналась, все казалось простым и понятным: компьютер – это такой информационный помощник человека. В частности – в деле образования. Компьютер поможет ребенку лучше учиться, с большим усердием и интересом усваивать школьную программу.
Затем появились страхи: оказалось, что виртуальная компьютерная жизнь гораздо более сильная реальность, нежели та повседневная, школьная, которая множеством детей воспринимается как химера, как фикция, как занудное отсутствие жизни полноценной. Стали говорить про проблему компьютерной, а затем и сетевой наркомании. Педагоги забеспокоились: компьютер не помогает учебе, а отвлекает от нее...
Тем временем компьютерная вселенная продолжала расширяться с какой-то неимоверной скоростью. И в ее новой топологии, в ее новых пространственных законах обнаруживались такие образовательные напряжения, о которых старая школа не могла и мечтать.
Внимательному и честному наблюдателю ясно: образовательный смысл рождающейся на наших глазах компьютерной вселенной не в достижении привычных учебных целей, а в возникновении новых видов деятельности, позволяющих совершенно по-новому взглянуть на цели и смыслы образования. Причем эти новые деятельности рождаются настолько естественно и просто, настолько ненатужно, что мы порою не успеваем их заметить. И не успеваем осознать их совершенно революционного по отношению к традиционному образованию содержания.
Вот примеры.
В Ивановской и Тульской областях пытаются решить проблемы информатизации школ. Проблемы, в общем, известные. И вдруг оказывается, что для решения этих проблем требуется ни много ни мало... создание совершенно новых моделей образования, основанных на идее бурлящей содержательной деятельностью «мастерской». Мастерской, в которой никто никого не учит, но все друг другу помогают в решении каких-то значимых для участников проблем. Вот она – реальная педагогика сотрудничества, существующая потому, что на иных основаниях компьютерное образование попросту неэффективно.
И тогда выясняется, что даже в условиях дистанционного (!) образования главное – не трансляция знаний, а... организация сотрудничества внутри школьной команды. Взаимодействие живых людей оказывается главным предметом образования!
Или простой практический ход: создание своеобразного сетевого взаимодействия школьных и домашних компьютерных ресурсов. Возникает новый тип образовательного сообщества, абсолютно отличающийся от того, к которому привыкла школа...
Откуда эта свобода решений? В сущности, она есть проявление того «сетевого мышления», которое возникло благодаря компьютерной эре.
Да, происходящее в Сети не укладывается в прокрустово ложе школьных схем. Там по-настоящему, а не по-школьному востребована твоя субъектность. Идет ли речь об обсуждении образовательного потенциала интернет-клубов или о возможности придумать и предложить сетевому сообществу какую-то свою идею.
Образовательные проекты Сети весьма отличаются от тех, к которым привыкла школа. Они развиваются стихийным, естественным образом, вовлекая в свои орбиты зачастую совершенно неожиданных партнеров. Сама Сеть проводит свою непрерывную «экспертизу делом».
Сеть – открытое пространство. В нем любой может предложить свою идею. Но выживет только та, которая будет интересна другим. Только та, в которой есть потенциал диалога, сотрудничества, потенциал человечности.
В этом и состоит философия и педагогика Сети.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru