Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N29
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Электричка

Один из символов города Смоленска – знаменитая Смоленская дорога. Это кратчайший путь на запад, вошедший и в фольклор, и в прозу, и в поэзию.
“По Смоленской дороге – леса, леса, леса. / По Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы. / Над Смоленской дорогою, как твои глаза, – / две вечерних звезды – голубых моих судьбы”, – пел Булат Окуджава.
Неудивительно, что городской смоленский транспорт также стал явлением выдающимся.

Смоленский транспорт сделался известным еще в девятнадцатом столетии. Отчасти из-за выдающейся истории, случившейся здесь с писателем Сергеем Глинкой. Один из современников, А.Кононов, об этом вспоминал: “В Смоленске, подъехав на извозчике к знакомому дому, Глинка слез с дрожек, снял с себя сюртук, который был надет поверх фрака, положил на экипаж и пошел по лестнице. Когда он вышел из дому, ни сюртука, ни извозчика не было. Он отправился в полицию, чтобы заявить о пропаже. “Извольте, – говорят ему, – взять в казначействе гербовый лист в 50 коп., и мы напишем объявление”. – “Как, у меня украли, да я еще и деньги должен платить?” – возразил Глинка и прямо отсюда пошел на биржу, где стоят извозчики, посмотрел – вора не было. “Послушайте, братцы, – сказал он им, – вот что со мною случилось, вот приметы вашего товарища, найдите мой сюртук, я живу там-то, зовут меня Сергей Николаевич Глинка”. “Знаем, знаем, батюшка!” – закричали извозчики. На другой день сюртук был найден и вор приведен. Глинка сделал приличное наставление виновнику, надел сюртук и отправился в полицию. “Извольте видеть, – сказал он с довольным видом, – полтины не платил, просьбы не писал, а сюртук на мне, а я не полицмейстер”.
Но самым знаменитым, можно сказать, культовым видом смоленского транспорта стал все же не извозчик, а трамвай, или, как его первое время называли, электричка. Он появился здесь в 1901 году. “Смоленский вестник” анонсировал это событие: “Сегодня, около двух часов дня, последует открытие трамвая для общественного пользования по линиям: “Вокзал – Никольские ворота” и “Вокзал – губернаторский пролом”. Движение же на Покровскую гору начнется через неделю”.
Правда, первый же день омрачился печальным событием. Газета об этом писала: “Вагон, потерпевший крушение, шел от вокзала и, миновав новый мост, повернул на Троицкое шоссе, где и остановился на 2-м разъезде снизу, ожидая встречного вагона. В это время соскочил с проволоки ролик рычага, вследствие чего ток прекратился, а вагон, не будучи заторможен, пошел назад по уклону, причем быстрота движения его все время усиливалась, так что вагон в нижней части Троицкого шоссе летел, как стрела. Затем, достигнув закругления к мосту, вагон сошел с рельсов и, пройдя некоторое пространство по мостовой, свалился, описав дугу, уперся одним углом в городскую стену. В то время, как вагон несся по уклону, некоторые пассажиры начали выскакивать, причем они падали, получая повреждения. Но травм не было”.
К счастью, это дорожно-транспортное происшествие не изменило планов городских властей насчет развития трамвайного движения. И уже в 1903 году “Смоленский вестник” сообщал: “Постройка трамвайной ветки в Офицерскую слободу в скором времени будет закончена. На днях будет окончена укладка рельсов. От дома Варвавского до Никольской улицы линия уже готова, рельсы уложены, профиль спланирован. Столбы для подвески проводов установлены и окрашены; в настоящее время подвешиваются провода. Арка в крепостной стене, рядом с Никольскими воротами, для пропусков вагонов трамвая уже совсем закончена”.
То есть город вовсю обрастал трамвайными маршрутами.
Плата же за проезд была вполне демократическая: “По 5 коп. с каждого человека за один перегон, кроме чинов полиции, которые пользуются правом бесплатного проезда. Учащиеся учебных заведений, если они в форменной одежде или с установленными для этих заведений знаками, платят за каждый перегон по 3 коп.”.
Это, конечно, не гроши, но все-таки дешевле, чем поездка на извозчике.
Вместе с тем формировалась новая смоленская элита – вожатые вагонов. В то время это была новая, весьма почетная и хорошо оплачиваемая профессия. Требования к вожатым предъявлялись строгие. Вот, например, характеристика, данная одному из трамвайных пионеров в 1915 году: “Удостоверение. Дано сие удостоверение Афанасию Михайловичу Холстинову в том, что он состоял на службе в Смоленском электрическом обществе в должности вагоновожатого с 7 октября 1901 года по 18 августа 1915 года. Поведения был трезвого и тихого, возложенные на него обязанности исполнял аккуратно, с полным знанием своего дела. Службу в обществе оставил ввиду выбытия на действительную воинскую службу”.
Уже больше столетия существует смоленский трамвай. Если в начале двадцатого века он был символом новой жизни и прогресса, то сейчас это тяжелое наследие прошлого века, устаревшее морально и физически. Не так давно сняли трамвай с Большой Советской, главной улицы Смоленска. Понятно, что на очереди остальные. Но нельзя сказать, что горожане слишком сокрушаются по поводу этой утраты. Все-таки недостатков у трамвая не так мало, как кажется ностальгирующим культурологам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru