ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N29
СЮЖЕТЫ
Электричка
Один из символов города Смоленска –
знаменитая Смоленская дорога. Это кратчайший
путь на запад, вошедший и в фольклор, и в прозу, и в
поэзию.
“По Смоленской дороге – леса, леса, леса. / По
Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы. / Над
Смоленской дорогою, как твои глаза, – / две
вечерних звезды – голубых моих судьбы”, – пел
Булат Окуджава.
Неудивительно, что городской смоленский
транспорт также стал явлением выдающимся.
Смоленский транспорт сделался
известным еще в девятнадцатом столетии. Отчасти
из-за выдающейся истории, случившейся здесь с
писателем Сергеем Глинкой. Один из современников,
А.Кононов, об этом вспоминал: “В Смоленске,
подъехав на извозчике к знакомому дому, Глинка
слез с дрожек, снял с себя сюртук, который был
надет поверх фрака, положил на экипаж и пошел по
лестнице. Когда он вышел из дому, ни сюртука, ни
извозчика не было. Он отправился в полицию, чтобы
заявить о пропаже. “Извольте, – говорят ему, –
взять в казначействе гербовый лист в 50 коп., и мы
напишем объявление”. – “Как, у меня украли, да я
еще и деньги должен платить?” – возразил Глинка
и прямо отсюда пошел на биржу, где стоят
извозчики, посмотрел – вора не было. “Послушайте,
братцы, – сказал он им, – вот что со мною
случилось, вот приметы вашего товарища, найдите
мой сюртук, я живу там-то, зовут меня Сергей
Николаевич Глинка”. “Знаем, знаем, батюшка!” –
закричали извозчики. На другой день сюртук был
найден и вор приведен. Глинка сделал приличное
наставление виновнику, надел сюртук и отправился
в полицию. “Извольте видеть, – сказал он с
довольным видом, – полтины не платил, просьбы не
писал, а сюртук на мне, а я не полицмейстер”.
Но самым знаменитым, можно сказать, культовым
видом смоленского транспорта стал все же не
извозчик, а трамвай, или, как его первое время
называли, электричка. Он появился здесь в 1901 году.
“Смоленский вестник” анонсировал это событие:
“Сегодня, около двух часов дня, последует
открытие трамвая для общественного пользования
по линиям: “Вокзал – Никольские ворота” и
“Вокзал – губернаторский пролом”. Движение же
на Покровскую гору начнется через неделю”.
Правда, первый же день омрачился печальным
событием. Газета об этом писала: “Вагон,
потерпевший крушение, шел от вокзала и, миновав
новый мост, повернул на Троицкое шоссе, где и
остановился на 2-м разъезде снизу, ожидая
встречного вагона. В это время соскочил с
проволоки ролик рычага, вследствие чего ток
прекратился, а вагон, не будучи заторможен, пошел
назад по уклону, причем быстрота движения его все
время усиливалась, так что вагон в нижней части
Троицкого шоссе летел, как стрела. Затем,
достигнув закругления к мосту, вагон сошел с
рельсов и, пройдя некоторое пространство по
мостовой, свалился, описав дугу, уперся одним
углом в городскую стену. В то время, как вагон
несся по уклону, некоторые пассажиры начали
выскакивать, причем они падали, получая
повреждения. Но травм не было”.
К счастью, это дорожно-транспортное происшествие
не изменило планов городских властей насчет
развития трамвайного движения. И уже в 1903 году
“Смоленский вестник” сообщал: “Постройка
трамвайной ветки в Офицерскую слободу в скором
времени будет закончена. На днях будет окончена
укладка рельсов. От дома Варвавского до
Никольской улицы линия уже готова, рельсы
уложены, профиль спланирован. Столбы для
подвески проводов установлены и окрашены; в
настоящее время подвешиваются провода. Арка в
крепостной стене, рядом с Никольскими воротами,
для пропусков вагонов трамвая уже совсем
закончена”.
То есть город вовсю обрастал трамвайными
маршрутами.
Плата же за проезд была вполне демократическая:
“По 5 коп. с каждого человека за один перегон,
кроме чинов полиции, которые пользуются правом
бесплатного проезда. Учащиеся учебных заведений,
если они в форменной одежде или с установленными
для этих заведений знаками, платят за каждый
перегон по 3 коп.”.
Это, конечно, не гроши, но все-таки дешевле, чем
поездка на извозчике.
Вместе с тем формировалась новая смоленская
элита – вожатые вагонов. В то время это была
новая, весьма почетная и хорошо оплачиваемая
профессия. Требования к вожатым предъявлялись
строгие. Вот, например, характеристика, данная
одному из трамвайных пионеров в 1915 году:
“Удостоверение. Дано сие удостоверение Афанасию
Михайловичу Холстинову в том, что он состоял на
службе в Смоленском электрическом обществе в
должности вагоновожатого с 7 октября 1901 года по 18
августа 1915 года. Поведения был трезвого и тихого,
возложенные на него обязанности исполнял
аккуратно, с полным знанием своего дела. Службу в
обществе оставил ввиду выбытия на
действительную воинскую службу”.
Уже больше столетия существует смоленский
трамвай. Если в начале двадцатого века он был
символом новой жизни и прогресса, то сейчас это
тяжелое наследие прошлого века, устаревшее
морально и физически. Не так давно сняли трамвай
с Большой Советской, главной улицы Смоленска.
Понятно, что на очереди остальные. Но нельзя
сказать, что горожане слишком сокрушаются по
поводу этой утраты. Все-таки недостатков у
трамвая не так мало, как кажется ностальгирующим
культурологам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|