РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Геометрическая фигура косинус
О поисках единственной методы
обучения, подходящей единственному ребенку
Нет детей неспособных и неталантливых.
Но есть особи без малейшего расположения к
школьному обучению. И сто раз гениален педагог, и
прогрессивна методика, интересен предмет – а
чадо сидит и тихо, покорно, тоскливо помирает.
Среди необучаемых детей есть и
гиперактивные, и аутичные, и самые обычные, без
каких-либо явных особенностей в развитии. И в
сферу их интересов попадает все, кроме школьного
учебного процесса. Я говорю как человек дважды
опытный в этом вопросе, две собаки съела – себя и
дочь.
Шахматы, бисероплетение, лошади, история
философии, астрономия – интересно все, кроме
школьной программы. Почему так происходит,
объяснить сложно, это у всех по-разному. Голос
учителя в тихой монотонности урока действует на
детей, как флейта на кобру. Ученик впадает в
медитацию и начинает колебаться телом, глазки
полузакрыты, в голове туманность Андромеды. Или
вдруг возникает невыразимое отвращение к
семивалентному хлору и прочей “геометрической
фигуре косинус”. И вроде знаешь, что нужно, и
делаешь над собой усилие, но от общего томления
такой жизнью хочется лечь в кучку и больше не
встать никогда.
Причем все эти дети большие жизнелюбы и способны
учиться у ветра, у травы, у случайных слов, у снов.
Но кто сказал, что, положив ладонь на камень у
дороги, узнаешь меньше, чем за годичный курс
математики в 4 классе? Недаром же так и не пришли
учителя к единому мнению, что есть мерило знаний.
Усвояемость госпрограммы среднего образования?
Но существующая школьная программа, например по
литературе, кажется мне лично болезненным и
вредным бредом (бред бывает еще вдохновляющий и
правильный, это я для справки!).
Мой ребенок учился так, что директриса,
просматривая классный журнал, спрашивала: “А что
у нас в школе делает эта девочка?” Химичка на
родительском дне беседу начинала словами:
“Обычно я всегда говорю родителям несколько
ободряющих слов. Но вам, мамочка, мне даже сказать
нечего”.
А вот вам доказательство, что неспособных нет. Я
устроила Элису “проработку” за химию (длани
воздевала, вращала глазами) и отправила частным
образом к суперучительнице, у которой сама
когда-то дурака валяла. После пяти занятий
химичка сказала: “У ребенка исключительные
способности к химии. Будет преступлением отдать
ее в другую область! Химия – ее будущее”. После
чего воздействие “вклеивания” закончилось…
Проблема вкратце обрисована. Давайте думать, как
вылезать!
Уважайте детку, не насилуйте его свободу.
Родителю не следует предаваться тоске и
отчаянию. Не нашли утехи своему самолюбию в
оценках ребенка, ищите в других местах! Не учится
– что ж, убить его теперь?
Моя красотка еще и книг не читает. Никаких и
никогда. Я, ехидна, и не заставляю. Тем
удивительнее звонок учительницы после беседы на
классном часе о том, что такое свобода. Для детей
свобода была в поздних возвращениях домой, в
укладывании спать за полночь, в бесконтрольном
компьютере и ТВ. “Представляете, а ваша сказала,
что “свобода – это когда забываешь отчество у
тирана!” – растерянно вещала классная. Второй
момент. Литератор загадала загадку: “Имя твое –
птица в руке, имя – льдинка на языке”, про кого
это? Могу поклясться “и взять орлана-белохвоста
в свидетели”, что мой ребенок даже не знает, где в
доме стоят книги Марины Ивановны. Но тем не менее
именно Алиса ответила: “Это Цветаева о Блоке”.
Родителю недоросля остается обучать его только
так: насыщать сам воздух вокруг цитатами,
стихами, песнями, фразами, россказнями. Бредить
вслух и с удовольствием самым лучшим, что знаешь.
Делитесь своими мыслями, таскайте по городам и
лесам (полям, огородам…), предлагайте потихоньку
музеи и – болтайте, болтайте, болтайте. Дарите им
ваши способы нюхать небо, трогать землю, видеть
скрытое.
Кстати, многие из необучаемых детей – творческие
люди, экспериментаторы с гипертрофированной
фантазией, сенсоры, схватывающие информацию на
лету и запоминающие “на раз”. И мир внутри них в
сто раз интереснее и содержательнее
предлагаемого извне!
А учителю здесь простор в использовании любых
методик. Все равно на какой-то одной долго не
протянешь! Это как в фильме о Мюнхгаузене:
– Как же он полетит на луну? Ее же даже не видно!
– Когда видно, и дурак долетит! Господин любит,
чтоб было потруднее!
Так что тут вам лететь потруднее, радуйтесь,
будет интересно. Ты ему и это, и то, и почти
индивидуальное обучение, а человечек преданно
смотрит педагогу в глазки, а сам в это время идет
на звездолете с фотонным приводом к Юпитеру, да
еще на ходу этот звездолет придумывает! Вот тебе
и геометрическая фигура косинус!
Не оставляйте стараний, маэстро, объем средней
школы в сопротивляющуюся голову впихнуть надо.
Для общего развития.
Одна из моих знакомых, умная, начитанная женщина,
имеет образование 8 классов. Больше не смогла. И
отсутствие дипломов ей крайне мешает при
устройстве на работу.
Так что учить надо. И стараться свести к минимуму
жертвы и разрушения ребенка, педагога и родителя.
Ах, как понятно мне, как близко: “Да идите вы с
вашей алгеброй, меня ждет “весь мир и новые
коньки впридачу”!
А вот не остановимся и не опустим рук. И будем
искать всю жизнь единственную методу обучения,
подходящую единственному ребенку.
Мы еще вам покажем!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|