Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Светлана ПОПОВА

Геометрическая фигура косинус

О поисках единственной методы обучения, подходящей единственному ребенку

Нет детей неспособных и неталантливых. Но есть особи без малейшего расположения к школьному обучению. И сто раз гениален педагог, и прогрессивна методика, интересен предмет – а чадо сидит и тихо, покорно, тоскливо помирает.

Среди необучаемых детей есть и гиперактивные, и аутичные, и самые обычные, без каких-либо явных особенностей в развитии. И в сферу их интересов попадает все, кроме школьного учебного процесса. Я говорю как человек дважды опытный в этом вопросе, две собаки съела – себя и дочь.
Шахматы, бисероплетение, лошади, история философии, астрономия – интересно все, кроме школьной программы. Почему так происходит, объяснить сложно, это у всех по-разному. Голос учителя в тихой монотонности урока действует на детей, как флейта на кобру. Ученик впадает в медитацию и начинает колебаться телом, глазки полузакрыты, в голове туманность Андромеды. Или вдруг возникает невыразимое отвращение к семивалентному хлору и прочей “геометрической фигуре косинус”. И вроде знаешь, что нужно, и делаешь над собой усилие, но от общего томления такой жизнью хочется лечь в кучку и больше не встать никогда.
Причем все эти дети большие жизнелюбы и способны учиться у ветра, у травы, у случайных слов, у снов. Но кто сказал, что, положив ладонь на камень у дороги, узнаешь меньше, чем за годичный курс математики в 4 классе? Недаром же так и не пришли учителя к единому мнению, что есть мерило знаний. Усвояемость госпрограммы среднего образования? Но существующая школьная программа, например по литературе, кажется мне лично болезненным и вредным бредом (бред бывает еще вдохновляющий и правильный, это я для справки!).

Мой ребенок учился так, что директриса, просматривая классный журнал, спрашивала: “А что у нас в школе делает эта девочка?” Химичка на родительском дне беседу начинала словами: “Обычно я всегда говорю родителям несколько ободряющих слов. Но вам, мамочка, мне даже сказать нечего”.
А вот вам доказательство, что неспособных нет. Я устроила Элису “проработку” за химию (длани воздевала, вращала глазами) и отправила частным образом к суперучительнице, у которой сама когда-то дурака валяла. После пяти занятий химичка сказала: “У ребенка исключительные способности к химии. Будет преступлением отдать ее в другую область! Химия – ее будущее”. После чего воздействие “вклеивания” закончилось…
Проблема вкратце обрисована. Давайте думать, как вылезать!
Уважайте детку, не насилуйте его свободу. Родителю не следует предаваться тоске и отчаянию. Не нашли утехи своему самолюбию в оценках ребенка, ищите в других местах! Не учится – что ж, убить его теперь?
Моя красотка еще и книг не читает. Никаких и никогда. Я, ехидна, и не заставляю. Тем удивительнее звонок учительницы после беседы на классном часе о том, что такое свобода. Для детей свобода была в поздних возвращениях домой, в укладывании спать за полночь, в бесконтрольном компьютере и ТВ. “Представляете, а ваша сказала, что “свобода – это когда забываешь отчество у тирана!” – растерянно вещала классная. Второй момент. Литератор загадала загадку: “Имя твое – птица в руке, имя – льдинка на языке”, про кого это? Могу поклясться “и взять орлана-белохвоста в свидетели”, что мой ребенок даже не знает, где в доме стоят книги Марины Ивановны. Но тем не менее именно Алиса ответила: “Это Цветаева о Блоке”.
Родителю недоросля остается обучать его только так: насыщать сам воздух вокруг цитатами, стихами, песнями, фразами, россказнями. Бредить вслух и с удовольствием самым лучшим, что знаешь. Делитесь своими мыслями, таскайте по городам и лесам (полям, огородам…), предлагайте потихоньку музеи и – болтайте, болтайте, болтайте. Дарите им ваши способы нюхать небо, трогать землю, видеть скрытое.
Кстати, многие из необучаемых детей – творческие люди, экспериментаторы с гипертрофированной фантазией, сенсоры, схватывающие информацию на лету и запоминающие “на раз”. И мир внутри них в сто раз интереснее и содержательнее предлагаемого извне!

А учителю здесь простор в использовании любых методик. Все равно на какой-то одной долго не протянешь! Это как в фильме о Мюнхгаузене:
– Как же он полетит на луну? Ее же даже не видно!
– Когда видно, и дурак долетит! Господин любит, чтоб было потруднее!
Так что тут вам лететь потруднее, радуйтесь, будет интересно. Ты ему и это, и то, и почти индивидуальное обучение, а человечек преданно смотрит педагогу в глазки, а сам в это время идет на звездолете с фотонным приводом к Юпитеру, да еще на ходу этот звездолет придумывает! Вот тебе и геометрическая фигура косинус!
Не оставляйте стараний, маэстро, объем средней школы в сопротивляющуюся голову впихнуть надо. Для общего развития.
Одна из моих знакомых, умная, начитанная женщина, имеет образование 8 классов. Больше не смогла. И отсутствие дипломов ей крайне мешает при устройстве на работу.
Так что учить надо. И стараться свести к минимуму жертвы и разрушения ребенка, педагога и родителя.

Ах, как понятно мне, как близко: “Да идите вы с вашей алгеброй, меня ждет “весь мир и новые коньки впридачу”!
А вот не остановимся и не опустим рук. И будем искать всю жизнь единственную методу обучения, подходящую единственному ребенку.
Мы еще вам покажем!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru