КРУГ ВОПРОСОВ
ЕГЭ пошел на завышение
В ряде вузов провели независимую
проверку результатов единого экзамена
Министерство образования не устает
сообщать, что все вузы – участники эксперимента
по единому экзамену довольны уровнем
абитуриентов с сертификатами ЕГЭ.
Но так ли это?
Некоторые вузы, набравшие по результатам ЕГЭ
новый студенческий контингент, мягко скажем,
озадачены. Об этом их представители рассказали
на завершившейся в Москве V Всероссийской
научно-практической конференции «Развитие
тестовых технологий в России».
Как известно, начавшийся в стране
эксперимент по ЕГЭ не отменил процедур
централизованного тестирования (ЦТ). При этом ни
губернатору, ни региональному министру
образования, ни директору школы не важно, какие
баллы наберет старшеклассник на ЦТ. Это – личное
дело. Во-первых, каждого абитуриента. Во-вторых,
каждого вуза, который решает, принимать или не
принимать сертификат о сдаче централизованного
тестирования.
ЕГЭ – дело государственное. От него зависит
многое: как будут выглядеть региональные
чиновники на федеральном уровне, как будут
аттестоваться школы, как будут – в трех пилотных
регионах – выделяться деньги по ГИФО.
Соседство во многих регионах двух похожих систем
измерения знаний – ЦТ и ЕГЭ – породило
интересные наблюдения и сравнительные
исследования.
Например, эксперты из Вятского государственного
университета сравнили баллы, полученные в 2003
году школьниками Кировской области на ЕГЭ и на
ЦТ. Участники ЕГЭ, сдававшие экзамен по одному
предмету, получили 6,9% двоек, участники ЦТ –11,1%. На
ЕГЭ было выставлено – 14,7% пятерок, на ЦТ – только
5,1%.
Интересно, что процент четверок и троек,
полученных школьниками на ЕГЭ и на ЦТ,
практически совпал.
«ЕГЭ оказался мягче внизу и вверху шкалы, –
заключили вятские эксперты. – Это создало
трудности при зачислении в университет, так как
на ряде специальностей медалисты, подтвердившие
медаль, заняли все места».
Другое подобное исследование провели их коллеги
в Азово-Черноморской государственной
агроинженерной академии.
«Анализ ЦТ по нашему представительству и ЕГЭ по
математике в 2002 и 2003 годах показал, – сообщили
эксперты из Азова, – что в среднем оценки,
полученные на ЕГЭ по 100-балльной шкале, превышают
оценки на ЦТ на 10–15 баллов. Это верно для
учащихся, получивших хорошие и отличные оценки.
Для тех, кто получил неудовлетворительные и
удовлетворительные оценки, результаты обеих
процедур совместимы».
Ту же закономерность в соотношении баллов ЕГЭ и
ЦТ выявили ученые из Красноярска. Средний балл ЦТ
в Красноярском государственном техническом
университете составляет 53,6 (это нормальный,
заранее прогнозируемый балл для большого числа
прилично подготовленных школьников), в то время
как средний балл абитуриентов по ЕГЭ – 62
(запредельный для массового экзамена результат).
В Тольяттинском государственном университете,
который первым в стране выделил 100% своих
специальностей под ЕГЭ, провели внутренний
мониторинг успеваемости студентов. Летом
студенты, поступившие на бюджетное отделение с
результатами ЕГЭ, продемонстрировали качество
знаний, близкое к 100%. По результатам внутреннего
мониторинга качество знаний снизилось до 62%.
«Это обусловлено адаптацией к вузовской системе
обучения, – считают эксперты из Тольятти. – С
другой стороны, это свидетельствует о том, что
нужно поднимать планку ЕГЭ по хорошим и отличным
оценкам».
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ и входного
контроля знаний студентов по физике (с помощью
тестов ЕГЭ прошлых лет) провели в Воронежском
государственном техническом университете (ВГТУ).
На первой неделе учебного года, без
предварительного уведомления, были
проанализированы результаты работ 140 учащихся
физико-технического факультета ВГТУ. Их средний
балл на ЕГЭ равнялся 58,4. Но результаты входного
контроля оказались неважными – 41,6 балла.
По результатам входного контроля в ВГТУ были не
аттестованы 14,4% студентов. То, что они
действительно плохо знают предмет, было позднее
подтверждено результатами их текущей
успеваемости.
«После написания ЕГЭ прошло достаточно много
времени, и при входном контроле измерялись по
существу остаточные знания абитуриентов, –
попытались объяснить ситуацию эксперты из
Воронежского государственного технического
университета. – Тем не менее несовпадение оценок
в 2 балла у более чем 6% испытуемых нельзя
полностью отнести к разряду случайных. Скорее
всего это свидетельствует о неадекватности
оценок, полученных на ЕГЭ».
А эксперты из Южно-Российского государственного
технического университета в Новочеркасске
заметили: «Одна из задач, которая была поставлена
Министерством образования при введении в стране
ЕГЭ, – проведение этого экзамена независимыми
службами. Однако в федеральных документах
проведение ЕГЭ поручается вертикали органов
управления образованием. Они заинтересованы в
более высоких показателях ЕГЭ, так как по
существу оценивается работа подразделений, им
подчиненных».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|