Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ИМЯ В ИСТОРИИ 

Вильям МЕЙЛАНД

Холмы Тосканы, саратовские овраги

Александр Савинов и его идея универсального жанра

А.САВИНОВ. ПОРТРЕТ СЫНА

А.САВИНОВ. ПОРТРЕТ СЫНА

«Предайтесь чувству красоты...» Слова эти принадлежат замечательному русскому художнику Александру Ивановичу Савинову. Именно так он обращался к своим многочисленным ученикам, желая подбодрить их в трудную минуту. Время жизни и творчества художника отдалено от нас и закрыто завесой современности. Мы можем только мечтательно размышлять о чудесах Серебряного века российской культуры, повторяя слова о Савинове, которого звали умиротворенным Врубелем.
Судьба распорядилась так, что художник уже в самом начале пути дважды оказался вне русла, по которому катились главные волны художественных течений первых десятилетий ХХ века. В 1901 году он поступил в весьма консервативную петербургскую Академию художеств. Счастливое пребывание Савинова в Италии в 1909–1911 годах, куда он был командирован после успешной защиты диплома, также оказалось неизбежным отвлечением от бурных событий, определивших дальнейшее развитие искусства в России и Европе.
Александр Савинов вышел из купеческой среды. Самые ранние и во многом главные начала становления личности художника связаны с Саратовом и Волгой, с неповторимой средой провинциальной России. Нижняя Волга и окружающая природа стали источником вдохновения для целой плеяды русских мастеров, которых можно объединить в совершенно особую живописно-поэтическую ветвь отечественного искусства – В.Э.Борисов-Мусатов, П.В.Кузнецов. К.С.Петров-Водкин, А.И.Савинов, П.С.Уткин, скульптор А.Т.Матвеев. Это далеко не полный перечень имен тончайших мастеров пейзажа, портрета, натюрморта и – шире – выразителей всей уникальной волжской природы.
Главным событием раннего периода творчества Савинова стала большая дипломная картина «Купание лошадей на Волге».
В 1909 году, когда Савинов отправился в Италию, ему было 28 лет. Почти ничего не меняя, кроме российского адреса, он мог бы повторить строки Осипа Мандельштама:

Где больше места мне – там я
бродить готов –
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим – яснеющим в Тоскане.

Сколько бы мы ни рассуждали сегодня о значении местопребывания художника в те или иные моменты истории, Италия была для молодого российского провинциала землей обетованной. Именно там было создано большинство рисунков и живописных композиций, наполненных светом и радостным ощущением бытия. Его живопись этого времени поначалу кажется дробной и подчеркнуто импрессионистической, но при длительном наблюдении обилие линий и красок неизменно сплавляется в гармоничную картину природы, среди которой естественно возникают образы женщин, детей и животных. Игра света, умение видеть и изображать прозрачную древесную сень – все это идет, разумеется, еще и от саратовского волжского прошлого, которое оживает в пронизанных золотом безмятежных итальянских картинах.
Дореволюционный период творчества завершился успешной работой в области монументального искусства. Меценат и коллекционер сахарозаводчик П.И.Харитоненко заказал архитектору А.В.Щусеву проект храма-музея древнерусского искусства в своей усадьбе Натальевке близ Харькова. Роспись храма он предложил Савинову, а скульптурные работы – А.Т.Матвееву и С.Т.Коненкову. В дальнейшем именно работа в области монументального искусства представлялась Савинову наиболее актуальной.
В 20-е и 30-е годы Савинов полностью погружается в педагогическую деятельность, изредка отвлекаясь на непосредственную работу с кистью в руках. В 1938 году курс, который вел Савинов, был расформирован с уникальной формулировкой: «за формализм учеников». Самого профессора даже самые отъявленные демагоги и политиканы обвинить в «формализме» так и не смогли.
Начиная с 20-х годов и практически до конца своей жизни Савинов работал над двумя огромными картинами – «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции» и «В парке культуры». В этих монументальных полотнах можно обнаружить отголоски итальянской и саратовской пластики разных лет, то есть некую своеобразную спираль развития творчества мастера, много лет стремившегося осуществить идею Картины как универсального жанра. Для кого-то сегодня это чисто академическая проблема, оставшаяся в прошлом, равно как и сама традиционная живопись, много раз похороненная сторонниками радикального искусства. Полагаю, что Савинов не стал бы ни с кем спорить на этот счет. Он просто уехал бы на этюды в окрестности Саратова или остался в своей петербургской мастерской, чтобы скомпоновать и дописать задуманное.
Художник умер в блокадном Ленинграде в начале самого тяжелого для города 1942 года. Незадолго до смерти он принял участие в эвакуации Эрмитажа. Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубы. Савинов взял на себя демонтаж произведений Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он, истощенный голодом, несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера. Это и был его последний художественный акт любви и преданности искусству.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru