КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ИМЯ В ИСТОРИИ
Холмы Тосканы, саратовские овраги
Александр Савинов и его идея
универсального жанра
А.САВИНОВ. ПОРТРЕТ СЫНА
«Предайтесь чувству красоты...» Слова
эти принадлежат замечательному русскому
художнику Александру Ивановичу Савинову. Именно
так он обращался к своим многочисленным
ученикам, желая подбодрить их в трудную минуту.
Время жизни и творчества художника отдалено от
нас и закрыто завесой современности. Мы можем
только мечтательно размышлять о чудесах
Серебряного века российской культуры, повторяя
слова о Савинове, которого звали умиротворенным
Врубелем.
Судьба распорядилась так, что художник уже в
самом начале пути дважды оказался вне русла, по
которому катились главные волны художественных
течений первых десятилетий ХХ века. В 1901 году он
поступил в весьма консервативную петербургскую
Академию художеств. Счастливое пребывание
Савинова в Италии в 1909–1911 годах, куда он был
командирован после успешной защиты диплома,
также оказалось неизбежным отвлечением от
бурных событий, определивших дальнейшее
развитие искусства в России и Европе.
Александр Савинов вышел из купеческой среды.
Самые ранние и во многом главные начала
становления личности художника связаны с
Саратовом и Волгой, с неповторимой средой
провинциальной России. Нижняя Волга и окружающая
природа стали источником вдохновения для целой
плеяды русских мастеров, которых можно
объединить в совершенно особую
живописно-поэтическую ветвь отечественного
искусства – В.Э.Борисов-Мусатов, П.В.Кузнецов.
К.С.Петров-Водкин, А.И.Савинов, П.С.Уткин,
скульптор А.Т.Матвеев. Это далеко не полный
перечень имен тончайших мастеров пейзажа,
портрета, натюрморта и – шире – выразителей всей
уникальной волжской природы.
Главным событием раннего периода творчества
Савинова стала большая дипломная картина
«Купание лошадей на Волге».
В 1909 году, когда Савинов отправился в Италию, ему
было 28 лет. Почти ничего не меняя, кроме
российского адреса, он мог бы повторить строки
Осипа Мандельштама:
Где больше места мне – там я
бродить готов –
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим – яснеющим в Тоскане.
Сколько бы мы ни рассуждали сегодня о
значении местопребывания художника в те или иные
моменты истории, Италия была для молодого
российского провинциала землей обетованной.
Именно там было создано большинство рисунков и
живописных композиций, наполненных светом и
радостным ощущением бытия. Его живопись этого
времени поначалу кажется дробной и подчеркнуто
импрессионистической, но при длительном
наблюдении обилие линий и красок неизменно
сплавляется в гармоничную картину природы, среди
которой естественно возникают образы женщин,
детей и животных. Игра света, умение видеть и
изображать прозрачную древесную сень – все это
идет, разумеется, еще и от саратовского волжского
прошлого, которое оживает в пронизанных золотом
безмятежных итальянских картинах.
Дореволюционный период творчества завершился
успешной работой в области монументального
искусства. Меценат и коллекционер
сахарозаводчик П.И.Харитоненко заказал
архитектору А.В.Щусеву проект храма-музея
древнерусского искусства в своей усадьбе
Натальевке близ Харькова. Роспись храма он
предложил Савинову, а скульптурные работы –
А.Т.Матвееву и С.Т.Коненкову. В дальнейшем именно
работа в области монументального искусства
представлялась Савинову наиболее актуальной.
В 20-е и 30-е годы Савинов полностью погружается в
педагогическую деятельность, изредка отвлекаясь
на непосредственную работу с кистью в руках. В 1938
году курс, который вел Савинов, был расформирован
с уникальной формулировкой: «за формализм
учеников». Самого профессора даже самые
отъявленные демагоги и политиканы обвинить в
«формализме» так и не смогли.
Начиная с 20-х годов и практически до конца своей
жизни Савинов работал над двумя огромными
картинами – «Быт саратовских оврагов в канун
Октябрьской революции» и «В парке культуры». В
этих монументальных полотнах можно обнаружить
отголоски итальянской и саратовской пластики
разных лет, то есть некую своеобразную спираль
развития творчества мастера, много лет
стремившегося осуществить идею Картины как
универсального жанра. Для кого-то сегодня это
чисто академическая проблема, оставшаяся в
прошлом, равно как и сама традиционная живопись,
много раз похороненная сторонниками
радикального искусства. Полагаю, что Савинов не
стал бы ни с кем спорить на этот счет. Он просто
уехал бы на этюды в окрестности Саратова или
остался в своей петербургской мастерской, чтобы
скомпоновать и дописать задуманное.
Художник умер в блокадном Ленинграде в начале
самого тяжелого для города 1942 года. Незадолго до
смерти он принял участие в эвакуации Эрмитажа.
Из-за нехватки времени драгоценные холсты
нередко срезались с подрамников и сворачивались
в трубы. Савинов взял на себя демонтаж
произведений Рембрандта. Отказавшись от
скоростного метода, он, истощенный голодом,
несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно
вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие
холсты к подрамникам, и без единого повреждения
упаковал шедевры любимого им великого мастера.
Это и был его последний художественный акт любви
и преданности искусству.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|