Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Мария ВЕЛИКАНСКАЯ,
учительница русского языка и литературы

«Класс – это единое целое»

Такую фразу нередко говорят детям классные руководители.
С нее-то и начинается нарушение прав ребенка

Среди трудных ученических коллективов всегда встречается особенно трудный. Классный руководитель, вздыхая, выслушивает ежедневные жалобы от педагогов. Суровые профилактические беседы приносят свои плоды, но их хватает на недельку-другую, а потом что-нибудь обязательно случается именно в этом классе.
В чем причина? Скорее всего не в том, что дети плохо воспитаны, и не в том, что мало занимаются учебой. Причина кроется в сложных взаимоотношениях между учениками: дети не чувствуют опоры в своих одноклассниках, не доверяют друг другу. Класс похож на песочный домик, который рассыпается от самого слабого ветра.
...Ученики на перемене без разрешения учителя вбежали в кабинет, расшалились, расшумелись, кто-то сдернул штору с окна.
Вечная история. Грозный вопрос: “Кто это сделал?” В ответ – хмурое молчание.
Учитель вызвал классного руководителя и завуча, чтобы в их присутствии выяснить, кто провинился. Энергичный нажим возымел действие – заговорили. А точнее, указали на виноватого – на самого непослушного мальчишку в классе. Парнишка удивленно поднял брови и уверенно заявил, что вообще не входил в класс на перемене. Но ученики продолжали утверждать, что это был именно он, да больше никто и не мог это сделать. “Он вечно что-то ломает, откручивает и разбивает!”
Кто-то из учеников настаивал на том, что даже если в этот раз он и не виноват, пусть ответит за все прошлые неприятности. У детей сложился четкий стереотип хулигана, под который четко подходил этот мальчик, и никто не собирался давать ему второй шанс. Хорошо, что учителя не поверили-таки злонамеренному и лживому доносу.
В подобных ситуациях редко когда удается вычислить виновного. На этот раз спустя какое-то время виновник был найден. Оказалось, шторы сорвал отличник.
Поразительная особенность этой, казалось бы, заурядной истории в том, что ребята спрятались за наиболее слабого и уязвимого из одноклассников, которому из-за устоявшейся репутации не удалось бы оправдаться. Дети нарушили неписаный закон, во все времена существовавший в учебных заведениях: одноклассников не выдавать. Вспомните хотя бы “Историю моего современника” Владимира Короленко: “В гимназии случилась шалость, помнится, довольно скверная. Сочувствия она ни в ком не вызвала, но виновных по обыкновению не выдали”. Советский педагог Антон Макаренко считал, что школы, в которых действует этот неписаный закон, – плохие школы. Для него это был первейший показатель плохой воспитательной работы, если класс не называет провинившегося. Но что бы он сказал, если бы класс спокойно сваливал вину на невинного?
Классный руководитель решил попробовать объединить класс под общим началом старосты, но попытка не увенчалась успехом. Мальчик, которому было предложено стать старостой, отказался от назначения через два дня, потому что “не хотел быть стукачом”. Больше никто не проявил желания занять вакансию, и затея была забыта. Неизвестно, как у детей сложился подобный стереотип по отношению к роли старосты, но тем не менее он глубоко вжился в их сознание.
Учителя часто повторяют ученикам: класс – это единый коллектив. Хорошо это или плохо, судить сложно. Несомненно, у педагогов, которые внушали это детям, были исключительно добрые цели. Спроси у любого ученика, он скажет то же самое без запинки, только вряд ли ученики понимают истинное значение этого слова.
А что понимают под единым коллективом учителя? Часто можно услышать гневно-растерянные вопли: “Почему вы наказываете весь класс, ведь провинились только несколько учеников?!” Но для учителя коллектив – это и коллективная ответственность.
Но коллективная ответственность – это нарушение прав человека. Оборотной стороной коллективной ответственности, которую мы навязываем детям, как раз и стало это ЧП – донос на невиновного.
Дети пока не осознают, что человек – существо социальное, а мы, учителя, принципом коллективной ответственности мешаем им это усвоить. Каждому необходимы общение и поддержка других людей. Что в свою очередь накладывает на каждого определенные рамки ответственности за себя и других. Худшая безответственность – подставить слабого.
Думаю, именно такие идеалы хотят вложить в души детей классные руководители и другие преподаватели, но получают обратный эффект. Может, дело в неверно подобранных словах? Хочется верить, что дети сами ощутят когда-нибудь необходимость друг в друге, коль учителя им в этом не помощники. Поймут, что коллектив создан не для совместного наказания, а для помощи и поддержки и что ни один человек не обязан пожизненно соответствовать приклеенному ярлыку.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru