ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Бойтесь 8 “Б”. Молчаливого и
послушного
Потому что это “черный ящик”, с
которым у вас нет никакой связи
О проблемах отношений внутри класса и
между классом и педагогом наш корреспондент
Сергей КАМЕНСКИЙ беседует с кандидатом
педагогических наук, доцентом
Санкт-Петербургского психологического
факультета Российского педагогического
университета Ириной ХОМЕНКО.
– Когда заходит речь об иерархии
среди школьников, все сразу вспоминают о судьбе
учеников-изгоев, которых все пинают и презирают.
Разве настоящий учитель может допустить, чтобы
такое положение сохранялось?!
– Если педагог целенаправленно повысит статус
аутсайдера – похвалит его за что-то
существенное, объективное, выделит за какую-либо
значимую деятельность, он вытащит ребенка из ямы,
в которую тот попал. Его жизнь в школе перестанет
быть кошмаром.
Но сначала учителю нужно повысить самооценку
ребенка и только потом представить его успехи
классу, чтобы остальные ученики увидели его
новыми глазами. Учитель, хвалит он или ругает,
имеет огромную власть в деле урегулирования
отношений между детьми. Ибо воспитывает реакции.
Однажды моя студентка-практикантка вела урок.
Робкий мальчик то поднимал руку, то опускал, в
конце концов решился, встал и... ответил
неправильно. На долю секунды на лице
практикантки отразилось что-то вроде: ну какой
дурак! А ведь она должна была поощрить ребенка за
решимость, за поиск ответа. Тут же спохватилась,
но было поздно. И сам мальчик, и весь класс успели
уловить выражение ее лица. Можно не сомневаться:
этот ребенок больше не поднимет руку и не
осмелится отвечать.
Студентка потом сказала: «Наверное, я не пойду в
школу. Я боюсь. Слишком ответствен каждый взгляд
и вздох учителя».
И отлично. Пусть учитель боится самого себя,
пусть боится, что скажет не то, посмотрит не так,
ухмыльнется невпопад. Учитель должен помнить,
что ребенка можно сломать одной фразой, одним
взглядом.
А вот школьники не должны бояться говорить на
занятиях, страшиться ошибочного суждения. Важно,
чтобы они чувствовали себя защищенными.
– Как учитель влияет на расстановку сил в
классе?
– Важнейшая роль учителя в том, что, реагируя на
проявления ученика, он расширяет их и укрепляет.
Если я, учитель, поощряю ябеду, ябеда чувствует
себя безопасно, комфортно. Укрепляется в
иерархии. Другое дело, когда я поощряю творческую
натуру. Учитель дает детям определенный
алгоритм: вот так надо поступать, а вот так –
нельзя.
Был у меня в группе на первом курсе студент, что
называется, «тюфячок» – пассивный, робкий. Никак
особо я его не выделяла, но поощряла к делу. Вдруг
появляется его мама и говорит, как она благодарна
мне за человечное отношение к сыну. Выяснилось,
что мальчик был тяжело болен, долго не ходил в
школу, страдал от изоляции и насмешливого
отношения одноклассников.
Однажды смотрю – его нет на занятиях. Спрашиваю:
где, что с ним? В ответ: хи-хи, ха-ха, да он чудик...
Говорю: всех вас как будущих педагогов надо
дисквалифицировать и выгнать! Какие же вы
педагоги, если просмотрели человека с
проблемами, с трагедией, не заметили, не
побеспокоились. Зачем вам таким идти в школу?
Студенты проявили себя не лучшим образом, но у
меня была возможность прореагировать
соответственно, подсказать, что так поступать
нельзя.
Иногда учитель неосознанно поощряет в учениках
нечто, транслируя свои собственные установки.
Поэтому педагог должен прежде всего познать
самого себя. Не зная себя, он зачастую и не
догадывается, что именно транслирует. Я-реальное
и я-идеальное могут очень резко расходиться.
Нередко учителя и родители яростно требуют как
раз того, чего не делают и к чему не способны сами.
Все, что происходит на уроке, – реакция на наши
учительские реакции. Только самые старшие дети,
не раньше чем к 11 классу, научаются заслоняться и
самостоятельно действовать и думать. До этих пор
мы должны понимать, как безраздельно дети от нас
зависят. Если мы не вложили в ребенка ответ на его
высказанный или невысказанный вопрос, эту нишу
заполнит кто-то другой. Кто? А потом мы ужасаемся
влиянию «улицы»...
– Учитель сознательно или бессознательно
внушает, что ученик должен быть прилежен,
послушен, добросовестно учить его предмет. Такой
ученик – наилучший для учителя, первый, так
сказать, в иерархии, а для одноклассников –
презираемое существо, ботан.
– Учителю легче поставить в пример ботана Петю,
чем задать себе вопрос, почему сорванец Миша не
хочет учить его предмет. Когда я сталкиваюсь с
проблемой ботана, меня всегда интересует: а как
учился сам учитель? Нередко плохо и отнюдь не
прилежно. Так что вслух он Петю, конечно, хвалит, а
подсознательно ревнует к его успехам и
посмеивается над прилежанием. А ведь ученики
безошибочно «считывают» реальное отношение.
Если бы в моем классе был ботан, я бы создала ему
систему противовесов, чтобы каждый ученик в
чем-то блистал. А что каждый ребенок может чем-то
отличиться, для меня несомненно. Все зависит от
педагога – именно он может помочь раскрыться
каждому ребенку.
Дети выстраивают иерархию по схеме «лучше –
хуже». А учитель должен дать понять каждому: ты не
лучше и не хуже, ты сам по себе, неповторимый и
единственный, ты должен сам решать, что тебе надо.
Но вокруг тебя такие же неповторимые и
неприкосновенные личности.
– В подростковом возрасте очень красивая
девочка или красивый мальчик занимают в классе
совершенно особую позицию. Их окружает
влюбленность и восхищение одних, ревность и
зависть других. Что может сделать учитель в такой
взрывоопасной ситуации?
– Прежде всего учитель должен уметь говорить с
классом, а класс – его слушать. Что бы сделала я?
Сказала бы, что зависть к чужой красоте, к чужому
успеху – от неуверенности в себе. Ювелирная
работа. Надо умудриться отделить каждого ребенка
от стада и разрушить стадо. Актуализировать
достоинство каждого.
И одновременно объяснить детям: другие имеют
право тебя не любить. Ты сам должен спросить себя:
чего мне не хватает, если меня не любят? При
несчастной влюбленности ребенка надо
ориентировать на два момента: первый – тебе
повезло, что у тебя есть это чувство, второй – у
тебя появилась возможность лучше понять самого
себя. От взрослых в этот момент требуется просто
поддержать ребенка и не лезть к нему с
математикой и домашним заданием.
Для ребенка эта пора – великий процесс, в котором
он изменяется и взрослеет. Мостик от одного
состояния к другому, более высокому. Помочь ему
пройти по этому мостику – вот достойное для
педагога занятие.
Взрывоопасной, конфликтной ситуации бояться не
надо. Если в классе что-то происходит, с классом
можно работать. Бойтесь беспроблемного, тихого,
послушного, молчащего класса. На самом деле это
черный ящик, с которым у вас нет обратной связи.
Вы его не понимаете и воздействовать на него не
можете.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|