Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Бойтесь 8 “Б”. Молчаливого и послушного

Потому что это “черный ящик”, с которым у вас нет никакой связи

О проблемах отношений внутри класса и между классом и педагогом наш корреспондент Сергей КАМЕНСКИЙ беседует с кандидатом педагогических наук, доцентом Санкт-Петербургского психологического факультета Российского педагогического университета Ириной ХОМЕНКО.

– Когда заходит речь об иерархии среди школьников, все сразу вспоминают о судьбе учеников-изгоев, которых все пинают и презирают. Разве настоящий учитель может допустить, чтобы такое положение сохранялось?!
– Если педагог целенаправленно повысит статус аутсайдера – похвалит его за что-то существенное, объективное, выделит за какую-либо значимую деятельность, он вытащит ребенка из ямы, в которую тот попал. Его жизнь в школе перестанет быть кошмаром.
Но сначала учителю нужно повысить самооценку ребенка и только потом представить его успехи классу, чтобы остальные ученики увидели его новыми глазами. Учитель, хвалит он или ругает, имеет огромную власть в деле урегулирования отношений между детьми. Ибо воспитывает реакции.
Однажды моя студентка-практикантка вела урок. Робкий мальчик то поднимал руку, то опускал, в конце концов решился, встал и... ответил неправильно. На долю секунды на лице практикантки отразилось что-то вроде: ну какой дурак! А ведь она должна была поощрить ребенка за решимость, за поиск ответа. Тут же спохватилась, но было поздно. И сам мальчик, и весь класс успели уловить выражение ее лица. Можно не сомневаться: этот ребенок больше не поднимет руку и не осмелится отвечать.
Студентка потом сказала: «Наверное, я не пойду в школу. Я боюсь. Слишком ответствен каждый взгляд и вздох учителя».
И отлично. Пусть учитель боится самого себя, пусть боится, что скажет не то, посмотрит не так, ухмыльнется невпопад. Учитель должен помнить, что ребенка можно сломать одной фразой, одним взглядом.
А вот школьники не должны бояться говорить на занятиях, страшиться ошибочного суждения. Важно, чтобы они чувствовали себя защищенными.
– Как учитель влияет на расстановку сил в классе?
– Важнейшая роль учителя в том, что, реагируя на проявления ученика, он расширяет их и укрепляет. Если я, учитель, поощряю ябеду, ябеда чувствует себя безопасно, комфортно. Укрепляется в иерархии. Другое дело, когда я поощряю творческую натуру. Учитель дает детям определенный алгоритм: вот так надо поступать, а вот так – нельзя.
Был у меня в группе на первом курсе студент, что называется, «тюфячок» – пассивный, робкий. Никак особо я его не выделяла, но поощряла к делу. Вдруг появляется его мама и говорит, как она благодарна мне за человечное отношение к сыну. Выяснилось, что мальчик был тяжело болен, долго не ходил в школу, страдал от изоляции и насмешливого отношения одноклассников.
Однажды смотрю – его нет на занятиях. Спрашиваю: где, что с ним? В ответ: хи-хи, ха-ха, да он чудик... Говорю: всех вас как будущих педагогов надо дисквалифицировать и выгнать! Какие же вы педагоги, если просмотрели человека с проблемами, с трагедией, не заметили, не побеспокоились. Зачем вам таким идти в школу?
Студенты проявили себя не лучшим образом, но у меня была возможность прореагировать соответственно, подсказать, что так поступать нельзя.
Иногда учитель неосознанно поощряет в учениках нечто, транслируя свои собственные установки. Поэтому педагог должен прежде всего познать самого себя. Не зная себя, он зачастую и не догадывается, что именно транслирует. Я-реальное и я-идеальное могут очень резко расходиться.
Нередко учителя и родители яростно требуют как раз того, чего не делают и к чему не способны сами. Все, что происходит на уроке, – реакция на наши учительские реакции. Только самые старшие дети, не раньше чем к 11 классу, научаются заслоняться и самостоятельно действовать и думать. До этих пор мы должны понимать, как безраздельно дети от нас зависят. Если мы не вложили в ребенка ответ на его высказанный или невысказанный вопрос, эту нишу заполнит кто-то другой. Кто? А потом мы ужасаемся влиянию «улицы»...
– Учитель сознательно или бессознательно внушает, что ученик должен быть прилежен, послушен, добросовестно учить его предмет. Такой ученик – наилучший для учителя, первый, так сказать, в иерархии, а для одноклассников – презираемое существо, ботан.
– Учителю легче поставить в пример ботана Петю, чем задать себе вопрос, почему сорванец Миша не хочет учить его предмет. Когда я сталкиваюсь с проблемой ботана, меня всегда интересует: а как учился сам учитель? Нередко плохо и отнюдь не прилежно. Так что вслух он Петю, конечно, хвалит, а подсознательно ревнует к его успехам и посмеивается над прилежанием. А ведь ученики безошибочно «считывают» реальное отношение. Если бы в моем классе был ботан, я бы создала ему систему противовесов, чтобы каждый ученик в чем-то блистал. А что каждый ребенок может чем-то отличиться, для меня несомненно. Все зависит от педагога – именно он может помочь раскрыться каждому ребенку.
Дети выстраивают иерархию по схеме «лучше – хуже». А учитель должен дать понять каждому: ты не лучше и не хуже, ты сам по себе, неповторимый и единственный, ты должен сам решать, что тебе надо. Но вокруг тебя такие же неповторимые и неприкосновенные личности.
– В подростковом возрасте очень красивая девочка или красивый мальчик занимают в классе совершенно особую позицию. Их окружает влюбленность и восхищение одних, ревность и зависть других. Что может сделать учитель в такой взрывоопасной ситуации?
– Прежде всего учитель должен уметь говорить с классом, а класс – его слушать. Что бы сделала я? Сказала бы, что зависть к чужой красоте, к чужому успеху – от неуверенности в себе. Ювелирная работа. Надо умудриться отделить каждого ребенка от стада и разрушить стадо. Актуализировать достоинство каждого.
И одновременно объяснить детям: другие имеют право тебя не любить. Ты сам должен спросить себя: чего мне не хватает, если меня не любят? При несчастной влюбленности ребенка надо ориентировать на два момента: первый – тебе повезло, что у тебя есть это чувство, второй – у тебя появилась возможность лучше понять самого себя. От взрослых в этот момент требуется просто поддержать ребенка и не лезть к нему с математикой и домашним заданием.
Для ребенка эта пора – великий процесс, в котором он изменяется и взрослеет. Мостик от одного состояния к другому, более высокому. Помочь ему пройти по этому мостику – вот достойное для педагога занятие.
Взрывоопасной, конфликтной ситуации бояться не надо. Если в классе что-то происходит, с классом можно работать. Бойтесь беспроблемного, тихого, послушного, молчащего класса. На самом деле это черный ящик, с которым у вас нет обратной связи. Вы его не понимаете и воздействовать на него не можете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru