Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПруссСчитать нынешнее время временем молодых стало уже общим местом. Молодые легче встраиваются в новые условия жизни – хотя бы потому, что старых они или не знали вовсе, или застали в столь нежном возрасте, что заскорузлых привычек просто не могло еще появиться. Молодые смелее, энергичнее, оптимистичнее – хотя бы просто потому, что возраст такой;
к сожалению, с возрастом у большинства все это проходит. Молодым не пришлось изменять идеалам, ломать стереотипы, смирять гордыню и привычные потребности.
Говоря фигурально, наше общество вообще молодое: мы совсем недавно сменили общественно-политический строй и социально-экономический уклад и в нынешнем новом своем состоянии недавно справили десятый день рождения. Однако никак не скажешь, что ощущение молодости, надежд, полного безоглядного оптимизма доминирует в обществе. Как-то никого не тянет громогласно заявлять, что «наша страна – подросток», хотя в подростковых комплексах нас всех обвиняют довольно часто.
“Время молодых” – это такой стереотип, такая этикетка на последнем десятилетии, отпугивающая старших и весьма лестная для молодых – но насколько она справедлива? В последние годы все чаще приходит в голову, что эта этикетка так же фальшива, как этикетка знаменитой фирмы на сшитых вьетнамцами из российской ткани джинсах.
Как-то поиздержался напор и оптимизм последних лет перестройки и первых лет без советской власти. Политический пафос тех лет, будем справедливы, задавался не столько молодежью, сколько поседевшими шестидесятниками и воспрявшими к жизни диссидентами – но сколько стремительных карьер и обогащений пришлось на тот же примерно период! Правда, Ольга Крыштановская, внимательный и давний исследователь российской элиты, показала, что эти карьеры стали уделом не просто молодых (по возрасту), но облеченных доверием уходящей со сцены партии в ее последней надежде удержать в руках еще и рынок, еще и каналы обогащения. Эти “уполномоченные” партией бизнесмены были, кстати сказать, не так уж и молоды: комсомольские работники достаточно высокого ранга, как правило, достигали высот карьеры уже в посткомсомольском возрасте.
Правда, сделали карьеру – тоже экономическую, а не политическую – многие молодые никем на то не уполномоченные ловкие, напористые, сумевшие использовать свой шанс. Но, во-первых, практически никто из них не вышел в олигархи и многие успели с тех пор разориться, снова подняться (или не подняться), обзавестись “крышей”, поссориться с “крышей”, купили себе несколько чиновников, те их многократно предали – ну и так далее, суровая жизнь российского бизнесмена без действительно солидного прикрытия.
А в главных – кажется, шансы стремительно разбогатеть просто кончились. А богатеть медленно можно только в устойчивой стране с крепкой правоохранительной системой, с развитой социальной и политической инфраструктурой, которая способствовала бы бизнесу, а не была бы настроена на то, чтобы поскорее отнять и переделить.
Подумайте еще вот о чем: можете ли вы этих вырвавшихся вперед в смутное время молодых и относительно молодых людей действительно считать лицом поколения?
А почему не счесть таковым сына одной из моих соседок, который мечтал лихо разбогатеть, но так и не придумал, на чем именно, так и не приступил к реализации своей мечты. Потом он мечтал уехать – почему-то в Австралию, но получил отказ, поскольку не знал английского языка, не собирался его учить, не обладал не то что востребованной на рынке труда, но и просто какой-либо профессией. Однако отказ он объяснил как-то совсем иначе, прежде всего тем, что нас, русских, везде не любят и обижают, в конце концов запил, в каковом состоянии и пребывает до сих пор.
А почему не он – лицо поколения? Ведь такого молодого человека прежде быть не могло, потому что не было ни надежды разбогатеть, ни надежды уехать, ни такой страстной жажды пожить, “как в кино”, точнее, как в очередном уже не латиноамериканском, а российском телесериале. Как, по слухам, живут эти разбогатевшие, отобравшие у него шанс...
Боюсь, лицом поколения не могут быть ни те, кто своего шанса не упустил, ни те, кто остался лишним на этом празднике жизни. Лицом поколения, несмотря на свою относительную малочисленность, были шестидесятники, потому что у них была своя идеология, свои четко очерченные и отличавшиеся от всего, что было до них и после них, представления о мире и своем месте в нем, образ жизни, нормы и ценности.
Что же нынешняя молодежь?
Попробуем еще раз всмотреться в ее лицо.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru