Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА 
 

Яна ГОЛОХВАСТОВА, Вадим ЧУЙКО,
г. Никольск,
Пензенская область

Работаем вместе, чтобы каждый смог построить самого себя

Из опыта жизни лагеря-поселения “Никольск-Горка” под Пензой

О том, что коллективный труд, пронизанный духом энтузиазма, может быть чрезвычайно привлекательным для подростка, мы хорошо знаем из педагогической классики – Шацкий, Макаренко, трудовые коммуны Наркомпроса... Любопытно, что и в эпоху Интернета этот опыт оказывается актуален. Но не будем забывать: педагогика – это всегда балансирование на очень тонкой грани. Пробудить энтузиазм нетрудно. Еще легче сделать его объектом манипуляции. И если мы умеем пробудить детский энтузиазм, не впадая при этом в искушение самоутверждения и манипуляции, – честь нам и хвала. Мы состоялись как педагоги.

Маски и лица

Как подростки видят нас, взрослых?
...Пространство самодельной сцены, выгороженное деревянными скамейками в помещении нашей столовой. Один за другим в этом пространстве появляются подростки. И каждый, выходя, застывает, либо глядя на вас, либо отвернувшись в сторону. А потом двое взбираются на возвышение и начинают командовать остальными: умойся! почисти зубы! подойди ко мне! иди отсюда! заправь кровать! скажи же чт о-нибудь! замолчи! – а все остальные беспрекословно слушаются, создавая ощущение бессмысленного, абсурдного движения. А затем все надевают маски – одинаково белые, с узкими прорезями для глаз, садятся напротив нас, взрослых и молча смотрят. И в этом молчании понимаешь, как мало мы друг друга на самом деле знаем. А потом под звуки красивой мелодии начинают свое движение две девушки-марионетки, послушные пальцам кукловода. И движутся в своем слаженном механическом ритме, пока вдруг случайно не встречаются друг с другом и... Запланированный кем-то сценарий рушится, девушки снимают маски и становятся настоящими. А затем снимают маски все остальные, и каждый, снимая маску, произносит очень важные слова: «У меня есть любовь и жизнь!»
Такой вот подростковый спектакль – спектакль детей, которые не хотят быть манипулируемыми игрушками, хотят найти в себе силы жить вопреки – вопреки моде, вопреки собственным слабостям, вопреки стереотипам.

Мост навстречу

Живя в маленьком лагере-общине, мы все стараемся делать вместе с ребятами. Копаем водопровод, строим мост, чистим лес, готовим обеды и моем посуду на 50 человек, топим баню, ухаживаем за животными, поем в хоре, занимаемся социальными играми и танцами разных народов мира, а вечером садимся в большой круг, чтобы поделиться пережитым за этот день.
О работе нужно сказать отдельно.
Перед началом совместного проживания в лагере было много споров о том, какой вид совместного труда мы можем предложить молодежи. Остановились на строительстве водопровода, поскольку зимой в лагере постоянно возникали проблемы с водой: трубы, проложенные по земле, постоянно промерзали.
Работа была тяжелой, приходилось возиться с огромными камнями, встречавшимися на метровой глубине, а углубляться необходимо было на 2 метра. Рядом с ребятами трудились девушки и по вечерам с гордостью демонстрировали свои мозоли.
В конце концов энтузиазм строительства возрос до такой степени, что некоторые подростки пренебрегали отдыхом и самоотверженно продолжали «раскопки» даже в свободное время. И вот результат налицо – вода льется из крана и все довольны, что внесли свою лепту в общее, очень важное дело.
С мостом через реку тоже было здорово. Это было похоже на работу муравьев. К сожалению, завершить строительство моста пока не удалось. Но мы надеемся закончить это строительство еще до наступления зимы.
Самый большой вопрос для нас, взрослых, – почему они здесь работают? Чаще всего это городские жители, для которых многие самые обыкновенные инструменты (вилы, лопата, грабли, топор, пила) – просто экзотика. И когда они приезжают, то поначалу настроены на обыкновенную подростковую тусовку. Но вот проходит какое-то время – и они принимаются за тяжелую, иногда нудную, иногда грязную работу. Хотя им никто за это не платит.
Может быть, все дело в том, что наша цель не в построении моста, водопровода или хлева, а в том, чтобы они и мы становились более сильными внутренне? А сила эта появляется, между прочим, и тогда, когда учишься делать то, что делать не умеешь, когда пытаешься, несмотря ни на что, справиться со своим “не хочу – не буду”. Об этом мы сразу говорим всем приезжающим к нам: наша «Горка» создана для того, чтобы помочь стать человеком, способным строить себя, а не плыть по течению или заглатывать то, что кладут тебе в рот.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru