Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА 
 

Рустам КУРБАТОВ
Лицей Ковчег-XXI
г. Красногорск

Дидактика шума и болтовни

На уроках запрещено именно то, ради чего дети приходят в школу: общение.
А что, если снять этот запрет и использовать страсть к общению в качестве педагогической силы?

Когда мы говорим о проблемах подростков, о том, что мы их не понимаем, а они не понимают нас, как-то забывается, что те условия игры и жизни, которые мы предлагаем нашим взрослеющим детям, – это условия игры, сочиненные взрослыми под какие-то только взрослому миру ведомые задачи. Особенно явственно это видно на примере того, как устроена школа: в своем привычном жизнеустройстве она словно не догадывается о психологической специфике подросткового возраста, словно никогда не было Выготского или Пиаже, Леонтьева или Давыдова, словно концепция ведущих типов деятельности – это какая-то абстракция, не имеющая отношения к жизни. Но неуважение к научным истинам жестоко мстит: школа не желает признавать, что ведущий тип деятельности подростка – общение, а в результате подростки мстят школе, не желая признавать ее правила жизни. Кто может разомкнуть этот порочный круг? Учитель, который возьмет на себя смелость назвать вещи своими именами и создаст для подростка (и вместе с подростком) такую модель образования, которую подросток признает своей.

Вам мат, гроссмейстер

11 лет назад, когда была создана наша школа, все мы были воодушевлены идеями педагогики сотрудничества и чувствовали себя на самом гребне педагогической революции. Школа для ребенка, раскрытие таланта, пробуждение интереса... Мы верили в возможность другой школы, более доброй и человечной.
Но все оказалось сложнее, чем мы думали. И главный вопрос – как построить диалог с каждым ребенком на уроке? Например, во время опроса. Ведь при любом методе приходится иногда спрашивать ученика, что он прочитал в учебнике и что понял.
В старой школе было все просто: три-четыре ученика у доски за урок, еще столько же на первой парте, опрос на листочках, остальные сидят и слушают. Классика объяснительно-иллюстративного метода.
Но для нас это невозможно, это противоречит нашим принципам! Мы пойдем другим путем! Никаких монологов у доски – мы будем говорить со всем классом! Это не фронтальный опрос, нет. Это беседа. Просто мы беседуем с классом.
Что ж, если учитель наделен такими качествами, как хорошая реакция, чувство юмора, артистизм, все идет хорошо: и ученикам нравится, и ему не надо стучать указкой по парте. Живо, активно, нескучно...
Но вместо ответов и мыслей – отрывки фраз и междометия. Вместо беседы с классом – обмен репликами с тремя-четырьмя наиболее реактивными учениками... А что делать другим ученикам – медленным, робким и неуверенным? И вообще говорить одновременно с двадцатью собеседниками – это нарушение законов психологии. Учитель, представляющий себя Ботвинником на сеансе одновременной игры, обречен получить мат.
Итак, мы отказались от традиционного опроса как метода, несовместимого с идеалами гуманной педагогики, а так называемая беседа оказалась пародией на содержательный разговор.
Какими же наивными мы были. Думали, что достаточно изменить стиль отношений в школе – не кричать на детей, не писать им в дневник красными чернилами замечания, называть детей по имени, и школа изменится. Но нет, одних разговоров в непринужденной обстановке у окна недостаточно. Просто хорошие отношения, к сожалению, не меняют сущность школы.
Думали, откажемся от традиционного опроса, и дети раскрепостятся, начнут думать, будут свободно высказывать свои мнения на уроке. Думали, что и методики никакой специально не надо: сели поговорили душа в душу, побеседовали... Но не получается. Недостаточно одного доверия и одной любви к детям.
Методика не нужна, достаточно любви и доверия, лишь когда в группе максимум 7 человек. Когда больше – начинают работать другие психологические законы. И если это не видеть и не хотеть признавать, оказываешься в тупике.
Отказавшись от педагогики насилия, но не выработав принципиально другой техники урока, мы не можем организовать работу детей. Мы оказываемся безоружны и, осознав свое бессилие, вынуждены вытаскивать из чулана старое оружие старой школы: «объяснение–закрепление–опрос». На смену педагогике насилия приходит педагогика бессилия, и это следствие того, что мы слишком долго говорили о гуманизме и «хороших отношениях», но не о технике урока.
Значит, нам нужна другая техника, другой инструмент.

Молчать нельзя разговаривать

Традиционная педагогика ставила задачу формирования прочных знаний (плюс умений и навыков), и альтернативы объяснительно-иллюстративному методу быть не могло.
Какую задачу ставит перед нами педагогика сотрудничества? В чем суть этого заказа? Учить ребенка думать и переживать, а не просто повторять чужие мысли – учить мышлению. Опираться на потребности и интересы ребенка.
В чем заключаются эти потребности и интересы? Не будем обманывать себя – в чем угодно, только не в учебе. В начальной школе ребенок учится, потому что это очень похоже на игру. А подросток?
У него вообще нет никакого мотива учиться, кроме ожидания похвалы учителя или стремления избежать родительского наказания.
Зато есть выраженная потребность в общении.
Как высказался один психолог, специалист по подростковому возрасту: «Зачем они в школу ходят? Учиться? Нет. Они ходят общаться. Это даже не потребность, это нечто более сильное – страсть. Страсть к общению».
Нравится нам эта тусовочность или раздражает, ее надо принять как закон природы. И постараться извлечь для себя из этой ситуации максимум выгоды.
Когда ученик лучше поймет материал: когда он прослушает объяснение учителя и прочитает об этом в учебнике или когда расскажет о нем кому-нибудь – например, соседу по парте?
Подростку тяжело сидеть 40 минут молча. Он хочет разговаривать – о чем угодно, хотя бы и о теме урока, лишь бы говорить. Может, использовать эту потенциальную энергию на благо учебного процесса?
Что будет, если мы разрешим ученикам на уроке разговаривать: болтать, обсуждать, шептать, шушукаться, выкрикивать, подсказывать...
И универсальный урочный запрет на право вольного высказывания «Молчать, нельзя разговаривать!» преобразуем в гуманистический призыв простым переносом запятой: «Молчать нельзя, разговаривать!»
Но так, чтобы они говорили о том, что нужно нам.
Как? Очень просто.
Дадим им возможность работать в группах.
Что можно обсуждать в группе? Что угодно: от простого пересказа параграфа до разворачивания самых сложных ассоциаций. Да-да, пусть перескажут параграф учебника соседу по парте, а потом один человек от группы сделает сообщение для всех. Для учеников робких это почти единственный способ научиться говорить.
Не могут выступать публично – пусть выступают перед соседом по парте. Можно на обсуждение в группах ставить и вопросы более трудные, требующие нестандартных ходов. («Что? Где? Когда?» в школьном варианте.)
Сколько человек должно быть в группе, зависит от количества учеников в классе. Практика показывает, что в целом не должно быть больше 4–5 групп – ведь потом надо будет выслушать представителя каждой.
Сколько времени давать на обсуждение? Чем больше, тем лучше. Пока не наговорятся и не начнут хихикать. Терпение, учитель! Не вмешивайтесь, ведь они выполняют работу самую монотонную и скучную: слушают пересказ параграфа.
Кого спрашивать после обсуждения? Лучше слабого ученика. (Но так, чтобы никто не понял, что слабого.) А оценку всей группе ставьте одинаковую. Возможно, это должна быть просто отметка о прохождении определенного этапа работы – плюсик, например. А общая оценка возникнет потом, когда в конце темы будут подсчитаны все полученные плюсики.
По нашему опыту, состав группы должен быть постоянен, по крайней мере на четверть: команда должна сработаться, должно возникнуть чувство взаимной ответственности, когда дети не хотят подводить друг друга.
Вначале будет непривычно от шума. Потом и дети успокоятся, и вы привыкнете.
Будьте готовы и к тому, что в первое время кто-то из детей будет отлынивать от работы, надеясь на соседа. Но потом заработают внутригрупповые механизмы регуляции. Ученики сами разберутся, кому и что надо делать, и возникнет взаимная ответственность. А чтобы у сильных учеников не возникало чувство уравниловки, приберегите для них несколько трудных вопросов и задайте их в индивидуальном режиме. До уровня четверки можно подняться в связке, в группе, а выше – в одиночку.
И помните, что главное – это доверие. Доверие к ученику. Если для вас ребенок – это существо ленивое, хитрое, уклоняющееся от ответственности, у вас ничего не получится. Тогда вам групповая работа противопоказана. Работайте, как работали.
И в любом случае не забывайте: работа в группах – это лишь одна из техник, позволяющая установить на уроке обстановку подлинного сотрудничества. Причем самая простая для учителя и самая радостная – для ученика.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru