ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА
Вадим СЛУЦКИЙ,
учитель литературы
г. Петрозаводск
Уроки для личности
Подросток – это вопрос, обращенный к
нам
У школы – жесткие законы. И один из
самых жестких – необходимость постоянно
сравнивать детей, выстраивать их по какому-то
оценочному ранжиру.
Однако подлинная мудрость учителя – в
способности видеть, чувствовать и принимать
абсолютную ценность каждой детской
индивидуальности. И понимать, что развитие этой
индивидуальности важнее любых учебных успехов.
У Сухомлинского есть статья “В расчете
на абстрактного ученика”, опубликованная за
несколько месяцев до его смерти. Статья о том, что
все наше школьное образование, будто нарочно,
построено в расчете на не существующего в
действительности абстрактного ученика, а
реальных, живых детей игнорирует, а потому и
калечит. Особенно это заметно по подросткам. Ведь
и сопротивляются-то они взрослым, потому что
пытаются свою живую жизнь сохранить.
Как же учителю этого избежать?
У меня в этом году шестой класс. Я всматриваюсь в
этих детей и понимаю, как трудно к каждому из них
найти свой подход. Вот Люся – неловкая, страшно
застенчивая, часто выглядит испуганной. Она
единственный ребенок в семье, у нее одинокая и не
очень веселая жизнь. Но у нее золотое сердце. В
отношениях с учителями для нее самое главное –
чтобы понимали и любили, она жадно нуждается в
человеческом тепле.
Женя – совсем другой. Мальчик эмоционально
неустойчив, крайне обидчив. Ему трудно «держать
дисциплину» на уроках, но зато ему крайне важны
разговоры с учителем после уроков на темы,
которые ему интересны. С точки зрения учебной
программы это не самые содержательные разговоры,
но они для мальчика – воздух. Поэтому мы
разговариваем и разговариваем.
Кристина – наша поэтесса. На ней печать
усталости и грусти. Наверное, потому, что от нее
слишком многого хотят родители: успехов и в
обыкновенной школе, и в музыкальной. Но как
помочь им понять своего ребенка, я не знаю: мои
попытки остаются неуслышанными. А Кристина остро
жаждет сближения с людьми – ей этого не хватает.
В Юле – страсть к критике. Она критикует всех без
исключения и больше всего на свете любит давать
советы. В том числе – учителям, когда замечает
какие-то их ошибки. Я пытаюсь использовать этот
ее талант на уроках: главное, чтобы критика была
конструктивной, а не являлась простым
самоутверждением.
Лена парадоксально и неожиданно мыслит. Она
остроумна до саркастичности. И это тоже талант,
который можно использовать на уроках – лишь бы
остроумие не оборачивалось унижением других.
Алена умна, но предпочитает молчать на уроках. И
важно уметь принять ее в этом молчании, не
пытаться «разговорить». У каждого ребенка своя
траектория и свой путь образования.
Я полагаю, что ответственность учителя состоит
именно в том, чтобы почувствовать и принять
каждого ребенка в его индивидуальности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|