ШКОЛЬНОЕ ПРАВО
Когда договор действительно дороже
денег
Чартерные школы в Америке:
материальные условия здесь немного хуже, чем в
обычных школах, зато уровень преподавания – выше
Организаторы и сотрудники договорных
школ в Америке могут на специальных сайтах в
Интернете получить необходимую информацию,
образцы договоров, предупреждение о возможных
юридических и финансовых проблемах.
Значительная часть этих сайтов поддерживается
департаментами образования страны и разных
штатов.
За последние 10–15 лет в Америке
стремительно выросло количество так называемых
чартерных, то есть договорных, школ.
Все чартерные школы – государственные,
бесплатные, общедоступные учебные заведения,
которые отличаются методиками, программами,
условиями обучения. Основатели школы заранее
оговаривают свои права и обязанности в
заключаемом договоре. Учредители оставляют за
собой право контроля чартерных школ – они
защищают интересы посещающих их учеников.
Не существует типичной чартерной школы, все они
разные, что соответствует национальному и
экономическому разнообразию страны. Одни школы
видят свое преимущество в использовании
передовых технологий, другие – в создании
доверительных, дружеских отношений между
учителями и детьми. Одни совершенно отказываются
от базовых программ и стандартов, другие
придерживаются основных норм. Некоторые школы
работают только с детьми одного возраста, другие,
напротив, принципиально отказываются от деления
на классы, собирают разновозрастные коллективы.
Есть дистанционные школы, где обучение идет
через Интернет.
Естественно, такое разнообразие подходов
заставляет по-разному решать в договоре
финансовые, управленческие и педагогические
проблемы.
Организаторы школ считают, что договор позволяет
выдвигать на первый план именно те задачи,
которые кажутся им наиболее важными,
использовать наиболее эффективные, с их точки
зрения, методики, не ограничиваться только
стандартными программами. Условия договора
помогают включить родителей в образовательный
процесс или, напротив, ограничить их влияние. 20%
всех чартерных школ зафиксировали в договоре
возможность сосредоточиться на работе с
определенной группой детей (национальной,
социальной, медицинской).
В договорных школах в среднем уровень
преподавания и образования выше, чем в обычных,
зато материальные условия (питание,
оборудование, помещения) хуже. Вероятно, это
связано с тем, как договорные школы распределяют
свои ресурсы. Именно право самостоятельно
распоряжаться деньгами руководители
оговаривают в договоре в первую очередь.
Учителя договорных школ – люди разные, но все
ценят возможность максимальной самореализации в
школе такого типа. Они чувствуют себя более
независимо, так как обладают большей мерой
профессиональной свободы, нежели учителя
обычных школ. Безусловно, договорные школы имеют
и свои проблемы. Так, например, 3% школ
разваливаются по причине финансовых
затруднений. Трудности со стартовым капиталом
зафиксированы у 68% школ. Иногда бывает трудно
привлечь квалифицированных учителей, грамотно
провести рекламную кампанию для привлечения
новых учеников. 15% школ сталкиваются с
противодействием со стороны властей штата или
города.
Все конфликтные ситуации разбираются при
участии независимых экспертов, юридических
консультантов, движений и организаций, в которые
входят школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|