Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНОЕ ПРАВО 
 

Когда договор действительно дороже денег

Чартерные школы в Америке: материальные условия здесь немного хуже, чем в обычных школах, зато уровень преподавания – выше

Организаторы и сотрудники договорных школ в Америке могут на специальных сайтах в Интернете получить необходимую информацию, образцы договоров, предупреждение о возможных юридических и финансовых проблемах. Значительная часть этих сайтов поддерживается департаментами образования страны и разных штатов.

За последние 10–15 лет в Америке стремительно выросло количество так называемых чартерных, то есть договорных, школ.
Все чартерные школы – государственные, бесплатные, общедоступные учебные заведения, которые отличаются методиками, программами, условиями обучения. Основатели школы заранее оговаривают свои права и обязанности в заключаемом договоре. Учредители оставляют за собой право контроля чартерных школ – они защищают интересы посещающих их учеников.
Не существует типичной чартерной школы, все они разные, что соответствует национальному и экономическому разнообразию страны. Одни школы видят свое преимущество в использовании передовых технологий, другие – в создании доверительных, дружеских отношений между учителями и детьми. Одни совершенно отказываются от базовых программ и стандартов, другие придерживаются основных норм. Некоторые школы работают только с детьми одного возраста, другие, напротив, принципиально отказываются от деления на классы, собирают разновозрастные коллективы. Есть дистанционные школы, где обучение идет через Интернет.
Естественно, такое разнообразие подходов заставляет по-разному решать в договоре финансовые, управленческие и педагогические проблемы.
Организаторы школ считают, что договор позволяет выдвигать на первый план именно те задачи, которые кажутся им наиболее важными, использовать наиболее эффективные, с их точки зрения, методики, не ограничиваться только стандартными программами. Условия договора помогают включить родителей в образовательный процесс или, напротив, ограничить их влияние. 20% всех чартерных школ зафиксировали в договоре возможность сосредоточиться на работе с определенной группой детей (национальной, социальной, медицинской).
В договорных школах в среднем уровень преподавания и образования выше, чем в обычных, зато материальные условия (питание, оборудование, помещения) хуже. Вероятно, это связано с тем, как договорные школы распределяют свои ресурсы. Именно право самостоятельно распоряжаться деньгами руководители оговаривают в договоре в первую очередь.
Учителя договорных школ – люди разные, но все ценят возможность максимальной самореализации в школе такого типа. Они чувствуют себя более независимо, так как обладают большей мерой профессиональной свободы, нежели учителя обычных школ. Безусловно, договорные школы имеют и свои проблемы. Так, например, 3% школ разваливаются по причине финансовых затруднений. Трудности со стартовым капиталом зафиксированы у 68% школ. Иногда бывает трудно привлечь квалифицированных учителей, грамотно провести рекламную кампанию для привлечения новых учеников. 15% школ сталкиваются с противодействием со стороны властей штата или города.
Все конфликтные ситуации разбираются при участии независимых экспертов, юридических консультантов, движений и организаций, в которые входят школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru