ШКОЛЬНОЕ ПРАВО
Победить на правовом поле можно,
если действовать сообща и получить
помощь независимых юристов
Негосударственным школам в Москве
предложили платить за аренду помещений столько
же, сколько платят казино. Бороться за выживание
пришлось самим. Хочется верить, что эта история
покажет необходимость создания объединений и
ассоциаций для координации работы,
представительства и защиты своих интересов
перед органами власти и местного самоуправления.
В течение прошлого года правительство
Москвы приняло ряд постановлений, которые
установили новый порядок расчета арендной платы
объектов нежилого фонда города. В результате
оказалось, что негосударственные
образовательные организации (школы, детские
сады, учреждения дополнительного образования) в
2003 году не только не получили льгот при
исчислении размера аренды, но и должны были
вносить арендную плату по максимально возможным
ставкам – так же, как казино, обменные пункты,
банки. А это – рост арендной платы в 4–6 раз по
сравнению с уровнем 2002 года, то есть только
компенсация роста аренды должна была составить
до 6000 рублей в месяц на одного ученика, а по
отдельным школам и более того. Примечательно, что
новый размер арендной платы стал известен
образовательным организациям после того, как они
произвели набор учеников и воспитанников на 2002/03
учебный год и сообщили родителям о
предполагаемых расходах. Естественно,
оплачивать эту разницу должны были родители, а
для большинства из них подобный рост цен на
образовательные услуги неприемлем. Где уж тут
говорить о реализации принципов поддержки
негосударственного образования,
продекларированных в Законе «О развитии
образования в г. Москве»! Понятно, что подобная
ситуация не просто осложнила деятельность
частных школ и детских садов, а поставила под
угрозу само существование негосударственного
сектора образования в Москве.
Правительство Москвы установило льготы по
размеру арендной платы, приняв постановление
791-ПП, однако данные льготы распространялись лишь
на 16 школ из более чем 250 общеобразовательных
негосударственных организаций города.
Меры по защите интересов школ координировались
Ассоциацией негосударственных образовательных
учреждений, а юридическое сопровождение
осуществлялось юридическим бюро «Юс Гентиум»,
являющимся ее ассоциированным членом. Следуя
рекомендациям юристов, негосударственные школы
уклонились от уплаты за аренду помещений по
новым правилам и от подписания дополнительных
приложений к договорам аренды, поскольку
подписать подобный документ означало принять на
себя обязанность уплачивать новую арендную
ставку, законность и обоснованность которой на
тот момент оспаривалась.
Тем временем ситуация разворачивалась следующим
образом.
Были организованы массовые обращения в
правительство Москвы, к мэру города, в Московскую
городскую думу, а также в Государственную думу
РФ.
Cпециалисты бюро «Юс Гентиум» также подготовили
и подали от имени ассоциации и ряда школ
заявление в Министерство по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства РФ о
несоответствии антимонопольному
законодательству этого постановления в части
предоставления законных льгот по аренде лишь
ограниченному списку образовательных
организаций.
1 июля 2003 года в территориальном управлении МАП
РФ по г. Москве и Московской области было
рассмотрено дело № 3-23-22 о нарушении
антимонопольного законодательства. В результате
было принято решение о признании Постановления
правительства Москвы от 24 сентября 2002 года №
791-ПП частично не соответствующим
антимонопольному законодательству.
Правительству Москвы было выдано предписание,
согласно которому оно обязывалось устранить
нарушения законодательства, а именно
распространить действие льгот по арендной плате
на все негосударственные образовательные
организации г. Москвы, работающие с детьми.
Правда, вплоть до последнего времени это
предписание так и не было исполнено. Но это уже
совсем другая история…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|