Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛЬНОЕ ПРАВО 
 

«…как показывает практика, во многих общеобразовательных учреждениях, регламентируя цели и задачи, организационную структуру, экономический и хозяйственный аспекты деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают во внимание то, что устав – основной нормативный акт, регламентирующий права участников образовательного процесса…»

Из письма Министерства образования от 26 сентября 2001 года “О соответствии уставов общеобразовательных учреждений законодательству Российской Федерации”
Людмила Александровна ДОРОФЕЕВА,
начальник юридического отдела
Департамента образования города Москвы
Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Под чью диктовку школа создает свои законы?

– Людмила Александровна, если бы вы стали руководить школой или другим образовательным учреждением, стали бы вы разрабатывать устав самостоятельно или взяли бы типовой и утвердили его?
– Конечно, первоначально я бы взяла примерный устав (зачем изобретать велосипед), а затем наполнила бы его своим содержанием, максимально отразив специфику образовательного учреждения.
– А вы уверены, что такой устав будет утвержден учредителем?
– Да, конечно, если устав не будет противоречить действующему законодательству.
– Мы связывались с разными школами и в Москве, и в регионах. Оказалось, что абсолютное большинство школ имеет типовые уставы. Получается, что все директора просто не заинтересованы в том, чтобы отразить специфику своего образовательного учреждения в уставе.
– Скорее всего у большинства руководителей не доходят руки до этой работы. На сегодняшний день, на мой взгляд, почти 90 процентов всех утвержденных уставов именно по этой причине являются точными копиями примерных.
– Значит, сегодня никаких проблем с утверждением устава у учредителя не возникает?
– Да, все проблемы решаются в рабочем порядке.
– А если школа, например, захочет ввести в устав возможность выбора директора или право вето на назначенного сверху руководителя, это будет утверждено?
– Нет, такой устав учредителем утвержден не будет, хотя это и недемократично. Поясню: в начале девяностых у нас уже был такой опыт, когда в нескольких школах Москвы директора сначала избирались, Но потом все равно приходилось назначать. Это время прошло.
– И тем не менее... записано ли в Законе «Об образовании», что директор школы может быть избран коллективом?
– Да, в статье 35 Закона РФ «Об образовании» перечислено, каким образом руководитель образовательного учреждения может быть назначен, нанят, избран и т.д. на эту должность.
– Но тогда получается, если школы хотят зафиксировать в уставе то, что разрешено законом, но невыгодно учредителям, – устав вряд ли будет утвержден. В таком случае какова роль юриста при органах управления образованием?
– Мы работаем в интересах органа управления образованием и одновременно выступаем в защиту системы образования.
– А кто же тогда работает в интересах школ?
– Опять же юридический отдел. При утверждении уставов обязательно помогаем, подчас выполняя функции не юриста, а лингвиста и корректора. Конечно, я могу доказать человеку, далекому от юриспруденции, почти все, что я сочту нужным. Однако иногда директора настаивают на своих формулировках, и тогда начинается обсуждение. Такая работа и нам интересна, мы вместе ищем компромиссное решение, а нередко и учимся у директоров.
– Обращались ли ваши школы в судебные инстанции, если возникали неразрешимые проблемы при утверждении устава?
– Нет, до сих пор нам удавалось все споры решать мирным путем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru