Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Продолжительность урока, внешний вид парты, вес учебника, возраст ребенка, поступающего в первый класс, – эти, без сомнения, важные детали школьного образования обсуждают и пересматривают постоянно. Но при этом они остаются деталями. Как бы идеально мы ни подобрали для ученика мебель, освещение и расписание уроков, обучение в школе будет противоречить природе ребенка, биологической и психологической. Жизнерадостное и подвижное существо, которому больше всего на свете хочется бегать, лазать, сочинять невероятные истории, расковыривать и рассматривать, что там внутри, нюхать и пробовать на язык, усаживают за парту и заставляют слушать много-много непонятных слов, молчать, не шуметь, не вертеться, не качаться на стуле… И еще множество “не” – тех самых, которые запрещают ребенку пользоваться всем своим телом, кроме глаз, ушей, рта (можно использовать только для ответа на вопрос учителя) и мозга, который тоже, кстати, в классе нужен лишь наполовину (ведь в традиционном обучении задействовано только левое полушарие). Все остальные органы и системы, не говоря уж об эмоциях, привычках и воспоминаниях, не только не востребованы, они мешают учебному процессу. А значит, их работа постоянно подавляется. Нетрудно проследить, как реагирует растущий организм на подобное насилие над своей природой: практически здоровых детей почти не осталось (по данным обследования московских школьников – на сто девяносто выпускников сто девяносто восемь хронических заболеваний), дети устают, плохо понимают и запоминают пройденный материал.
Наверное, нет педагога, который бы не пытался разрешить эту проблему, сознательно или интуитивно перестраивая свою работу. Создаются и методики, призванные сделать пребывание в школе более соответствующим детским потребностям.
Одна из таких методик – ноосферное образование, мы недавно упоминали об этом направлении на страницах вкладки. За время, прошедшее с той публикации, мы получили от вас, уважаемые читатели, вопросы и просьбы рассказать об этой методике подробнее. Поэтому сегодня семинар посвящен описанию основных принципов ноосферного образования и тому, как они воплощаются в школьной практике.
Учитель, освоивший эту методику, не только признает право на существование биологической природы ученика, но и активно использует ее в освоении новых знаний. Автор, Наталия Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук, действительный член Российской академии естественных наук, назвала ее REAL-методика: Relaxation – релаксационное обучение, позволяющее накапливать информацию и использовать правое (творческое) полушарие; Action – активная тренировка левого полушария; Learninq – учеба. Суть ее в том, чтобы объяснять новый материал не только в форме логических построений, а обращаться к личностному опыту каждого ученика, соединять новую информацию с запоминающимся образом, включающим в себя цвет, звук, запах, вкус, тактильные ощущения. Такой мыслеобраз легко переходит в долговременную память, естественно “встраивается” в уже существующую систему мыслеобразов и используется учеником как активное знание. Ведь в обыденной жизни мы часто используем образы и ассоциации для того, чтобы лучше что-то понять и запомнить. Но в школе почему-то прибегаем к ним эпизодически и то лишь на предметах гуманитарного цикла. А ведь привычка мыслить сообразно природе, то есть ассоциативно, поможет ученику успешно решать не только образовательные задачи, но и жизненные проблемы.

Новый психологический стиль для старой и новой школы

Для того чтобы помочь ребенку получить новые знания, учителю необходимо учитывать законы восприятия информации. Согласно исследованиям Ж.Пиаже оно происходит в такой последовательности: чувственное восприятие, образное “свертывание” чувственно-логической информации, логическое осмысление и, наконец, закрепление в сознании через слово-образ. В соответствии с этими законами проходят уроки, на них же ориентированы учебники ноосферного образования.

Лексика на лепестках ромашки

Учебники, созданные и апробированные учеными Российской академии естественных наук (РАЕН), вслед за методикой названы биологически адекватными. Требования к ним продиктованы самой природой. Нет ничего случайного в пропорциях и цвете рисунков, текстах, размере книги. Новая большая тема обязательно начинается со страницы с одним-единственным крупным изображением, поверх которого по специальным правилам нанесен текст: термины, правила, опорные слова. К примеру, в учебнике русского языка (“Лексика”) вы увидите большую белую ромашку, на лепестках которой написаны названия лексических групп слов: “синонимы”, “заимствованные”, “устаревшие”. Именно такое изображение сразу воспринимается человеческим глазом и как целое запечатлевается в памяти. Поступившая информация, графическая и словесная, обрабатывается одновременно, а не по отдельности, как это бывает обычно, когда на странице есть несколько рисунков и подписи к ним. Глаз совершает меньше движений, меньше утомляется. Оба полушария: левое – “логическое” и правое – “эмоциональное” – работают в гармонии.
Рисунки в учебники делают профессиональные художники: с юмором, с изюминкой. В выборе пропорций изображения и оттенков цвета они используют “правило золотого сечения”, что тоже снижает утомляемость детей. Образы из мира природы и детских сказок пробуждают у ребят положительные эмоции и воспоминания о собственных чувственных впечатлениях. Это также необходимо мозгу для продуктивной работы, ведь познание, начатое со словесной формулы без опоры на личные ощущения и эмоции, противоестественно. Алгоритмы, таблицы и схемы тоже облегчают запоминание нового материала.

Начинаем новую тему: сядьте поудобней и закройте глаза

В логике биоадекватной методики можно проводить уроки по любой учебной дисциплине. Мы расскажем вам о том, как проходил урок в шестом классе по теме “Фонетика, лексика, морфология, синтаксис, грамматика как составные части русского языка”. Предметники, преподающие русский язык, знают, что такой темы в программе нет, а информация, вошедшая в урок, разбросана в учебниках как минимум за два года обучения. Каждый из нас сталкивался с тем, что сведения, даже хорошо усвоенные детьми, остаются отрывочными, случайными, не осознаются как часть единой системы знаний – эдакое “лоскутное одеяло”. В представленном же уроке знания скомпонованы так, чтобы у ребенка возникло стройное, логичное представление о языке как о целостном явлении, а не о наборе не связанных меж собой понятий.
На таком уроке важно не только построение учебного материала, но и то, что в традиционной школе принято считать мелочами: жесты учителя, мимика, интонации и темп его речи. Для того чтобы все участники урока чувствовали себя комфортно (обязательное условие ноосферного образования), говорить нужно мягким, спокойным голосом, медленнее и тише, чем принято в традиционном классе. Плавные жесты, улыбка говорят о том, что учитель принимает и любит всех сидящих перед ним детей. У каждого ребенка должно быть ощущение, что педагог обращается именно к нему.
Первые несколько минут урока учитель при помощи релаксации проводит психофизиологическую подготовку детей к восприятию нового материала:
– Сядьте так, чтобы вам было удобно, закройте глаза, расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги... Представьте: мышцы лица становятся мягкими... Как вы красивы, когда улыбаетесь! Представьте, как улыбалось бы все ваше тело.
Представьте то место на земле, в воде или в воздухе, где вы чувствуете себя спокойно и можете делать все, что захочется. Представьте себе все, что вас окружает: движения, звуки, краски, запахи. Порезвитесь там, как вам захочется... Как вы выглядите, как себя чувствуете, когда никто ничего не запрещает, не тяготят никакие заботы? Вы нравитесь себе? Если хочется что-то изменить в собственном образе, дорисуйте его, полюбуйтесь им. Поблагодарите его и то место, где побывали.
Таким образом за 3–5 минут учитель помогает ребятам на психофизиологическом уровне настроиться на восприятие новой информации. Для этого можно использовать негромкую спокойную музыку, хорошо, если по классу растекается какой-нибудь растительный аромат: цветов или мяты. Интонации должны быть плавными, успокаивающими. Тогда через несколько уроков ребята начинают реагировать уже на тон учителя, он становится сигналом к релаксации. Говорить нужно медленно, чтобы темп вашей речи помог мыслям ребенка тоже замедлить свой бег и переключиться на внутреннее размышление.
Мы всегда предлагаем детям представить приятную для них ситуацию, картину, а не показываем им готовые видеокадры, фотографии или картинки. Потому что ничем нельзя заменить личный опыт каждого. Мы не навязываем образы извне, а помогаем раскрыть и использовать собственные резервы каждого ребенка.
Теперь ученики готовы воспринимать новую для себя информацию. Но и тут мы не суживаем этот процесс лишь до слухового канала восприятия или до готовых схем на доске: информация должна накладываться на собственный образ, возникший в воображении ребенка. Учитель говорит медленно, доверительно:
– Представьте: летний день, луг, разнотравье. Что вы видите? Какие вас окружают цвета, запахи, звуки? Всмотритесь в цветы и травы. Найдите свой любимый цветок. Что это – василек, ромашка? Попросите его стать для вас символом русского языка.
Вспомните, как из трубчатого стебелька можно сделать дудочку, посвистеть в нее. Пусть стебелек цветка, который издает звуки, станет символом русских звуков – фонетики. Листья цветка пусть станут воплощением частей слова морфологии.
А теперь посмотрите на лепестки: они символизируют разные группы слов – лексику. Вот группа однозначных слов, а это многозначные. На следующем лепестке представьте себе синонимы (слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию: прекрасный-чудесный), за ними антонимы, историзмы... (У воображаемого цветка каждого ребенка столько лепестков, сколько групп слов в русском языке).
А что обнимает, объединяет лепестки? Чашелистики. Это синтаксис – то, чем могут стать в предложении слова. Соединяются же лепестки в сердцевинке – это символ грамматики.
Поблагодарите свой цветок за то, что он помог вам увидеть взаимодействие частей русского языка. Побродите по лугу. Поблагодарите его.
В этой части урока ребенок снова работает с самостоятельно придуманным образом, ибо корни ассоциативного мышления гораздо глубже, чем у логического. Усилия ребенка сконцентрированы в его внутреннем мире, а значит, он самостоятелен в выборе, чувствует ответственность, азарт творчества. Но такая работа непременно требует времени, чтобы ученик мог сконцентрироваться на размышлении, используя все каналы восприятия: слух, видение, вкус, обоняние, осязание, интуицию.
Пора настроить детей на выход из релаксации. Учитель подходит к каждому, кому-то из детей кладет руку на плечо, гладит по голове. Голос становится более энергичным, в нем появляется “улыбка”, хотя ритм остается не быстрым. Возвращение из релаксации происходит в порядке, обратном вхождению: от ног к голове.
– Почувствуйте ступни ног... прилив сил к ногам и рукам... Ощутите спину и плечи... Пошевелите пальцами, сожмите их... Подвигайте ладонями, плечами... Напрягите шею, если почувствуете желание... Поверните голову налево, направо... Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох... Не торопясь дотроньтесь до щек, глаз... Медленно возвращайтесь в класс... открывайте глаза.
Короткие фразы помогают детям обрести уверенность в правильности действий, которые направлены на обретение двигательного тонуса в мышцах. У детей появляется желание выйти из релаксации.
А теперь самое время рассказать об “увиденном”, чтобы закрепить связь между образом и словом. Учитель стремится разговорить каждого, активно, с интересом расспрашивает. В то же время нужно помнить, что не все ученики легко могут рассказать об увиденном, и настаивать на этом не надо, чтобы не вызвать страха и напряжения. Робких и неуверенных детей учитель поддерживает. В результате возникает шумная, веселая беседа: не беда, если ребята будут рассказывать, перебивая друг друга. Учитель же всячески – жестами, мимикой, тоном – поддерживает живой, интересный разговор:
– Какой луг вы видели? Он был из мира фантазии или из реального опыта? Когда вы его видели? Опишите его: краски, оттенки, звуки, запахи. Какое вокруг царило настроение? Как выглядел выбранный вами цветок? Где он рос? На что был похож его запах? С чем можно сравнить ваше пребывание на лугу? Как вы наполняли цветок информацией: как появлялись надписи на частях цветка?
Во время разговора можно организовать чаепитие с конфетами “Ромашка” или “Василек”, использовать ароматические масла, ромашковый чай, ибо запах глубоко закрепляется в долговременной памяти, а с ним и ассоциативный ряд образов.
Еще один способ закрепить образ – нарисовать его, то есть задействовать двигательную функцию руки.
Учитель еще раз повторяет изученные термины:
– Давайте вспомним составные части русского языка: фонетику, лексику, синтаксис, морфологию, грамматику и их связь между собой. Нарисуйте на развороте тетради каждый свой цветок.
Учитель подходит к каждому, рассматривает рисунки, хвалит робких и неуверенных в себе.
– А теперь рассмотрим образ в деталях. Какую информацию вы получили? Что вы помните относительно стебля цветка? Его сердцевины? Кто хочет уточнить?
Ребята вспоминают сами, дополняют высказывания друг друга, каждый хочет вспомнить как можно больше, а учитель лишь уточняет и предлагает записать информацию. Он создает ситуацию актуальности образа через сопереживание и интерес, превращая рисованный образ в мыслеобраз, задействуя все каналы восприятия, ведь память – функция всего организма. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем глубже и прочнее будет знание.
Информацию на рисунок нужно записывать последовательно: стебель, сердцевина, лепестки, один за другим. Запись сопровождается произнесением вслух всех терминов и понятий.
Когда работа в тетрадях закончена, учитель предлагает детям сравнить свой рисунок и надписи с картинкой в учебнике, называемой образоном. И если есть расхождения, исправить рисунок в тетради.
– Какая информация в сердцевине цветка? Как называется первая лексическая группа? Вторая? Что такое антонимы? Синонимы?..
Опираясь на вопросы и подсказки учителя, дети исследуют и сравнивают записи в образоне и своем рисунке. Поскольку все дети работают в разном темпе, учитель должен подготовить дополнительное задание для самых быстрых.
Грамматические понятия повторили, теперь можно попробовать придумать собственные примеры синонимов, антонимов, неологизмов, историзмов. А потом и записать их на соответствующих частях рисунка в тетрадях.
В конце урока – работа с текстом упражнения и домашнее задание: придумать рассказ, стихотворение или образ по изученной сегодня теме. Смысл такого задания в том, чтобы использовать полученную информацию, соединить ее с новым образом.

Наталия МАСЛОВА,
доктор психологических наук,
кандидат исторических наук,
действительный член Российской
академии естественных наук

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru