ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Чтобы узнать – нарисуй!
Используя графические формы работы с
информацией, мы лучше понимаем и то, что изучаем,
и самих себя
– Вася, что ты чертишь на парте? Почему
отвлекаешься?
– Встань! Не умеешь слушать – будешь стоять до
конца урока!
– Тебе неинтересно?
К концу занятия в дневниках появляется до боли
знакомая многим родителям запись: «Отвлекается
на уроках». Сколько красных чернил расходуют
учителя на подобные замечания!!! Тем не менее дети
рисовали и будут рисовать, и не всегда на бумаге,
и иногда не на заданную тему.
У человека есть потребность в самовыражении
через рисунки, каракули, зарубки. А нельзя ли
использовать эту естественную потребность в
процессе обучения? Возможно, тогда не придется
ругать Вась и Сереж? Посмотрим, как можно
построить урок, чтобы рисунки стали его
неотъемлемой частью.
Использование рисунков для развития
критического мышления на уроке
Учительница мельком взглянула в конспект урока.
Сегодня тема – «Какие птицы зимуют в наших
краях», и речь пойдет о всем известном снегире.
– Ребята, пожалуйста, в течение одной-двух минут
вспомните, что вам известно о перелетных птицах?
Судя по молчанию, пока – немногое. Лишь Нина
робко подняла руку и сказала, что есть птицы,
покидающие наши края в холодное время года.
– Очень хорошо, Нина. Теперь, не раздумывая,
скажите, какие птицы не боятся холодов?
Вспоминая, каких птиц они видели зимой, ребята
стали наперебой называть вездесущих воробьев,
голубей, ворон, галок.
– Давайте вместе со мной начнем заполнять эту
табличку.
Какие птицы покидают наши края зимой?
Утки.
После того как было внесено несколько названий
птиц в обе графы, наконец-то назвали снегиря.
Конечно, если бы никто не назвал, это пришлось бы
сделать учительнице, но для развития мышления
учеников это делать нежелательно. Когда
информация, на которой строится изложение нового
материала, исходит от самих детей, усвоение
знаний происходит эффективнее.
– Я видела в парке снегиря!
– Какой он был, Аня?
– Такой яркий. Я его хотела покормить булкой,
только он есть не стал.
– А летом кто-нибудь видел снегирей?
– Не-ет!
– Спасибо, Аня, что ты назвала эту красивую птицу.
Именно о ней пойдет сегодня речь. Эта птица –
путешественница. У нас она только гостит по пути
с юга на север и обратно, с севера на юг.
– А теперь в парах попробуйте придумать
маленький рассказ, всего на полстранички, о
путешествии снегиря. Пофантазируйте. Все, что вы
напишете, мне будет интересно прочитать.
Что греха таить – не все дети с упоением
принялись за написание мини-фантазии на тему
«Путешествие снегиря». Никого не подгоняя
словами, учительница прошла по рядам, ненадолго
останавливаясь у наиболее медлительных пар,
постаралась найти, за что их можно похвалить, и –
похвалила.
Например, Петя начинает толкать свою соседку,
громко разговаривать. Учительница подходит и,
улыбаясь, говорит девочке: «Молодец. Тебе мешают,
а ты продолжаешь работать. У меня бы, наверное,
так не получилось».
Петя, обескураженный таким поворотом событий (он
ведь ждал, что внимание обратят на него), сначала
снисходительно, а затем более заинтересованно
стал участвовать в написании этого
пятиминутного эссе. Спустя некоторое время
учительница подошла к нему и, ни слова не говоря,
просто слегка дотронулась до его руки. Заметил
это только он. Он и его соседка по парте.
– Заканчивайте, ребята. В конце урока мы
обязательно вернемся к нашим работам, и
кто-нибудь нам прочтет, что получилось. (При этих
словах у Пети на щеках появился легкий румянец.)
Теперь вам, наверное, захотелось больше узнать о
снегире, проверить свои предположения? И сейчас
мы будем вместе читать о нем маленький рассказ.
Но мы будем не просто читать. Я вам раздам листки
бумаги, карандаши, и вы сможете нарисовать все,
что вам придет в голову, когда будете слушать.
Итак, я читаю, а вы рисуйте.
Учительница стала медленно читать текст
«Снегирь» из книги А.А.Плешакова «Зеленые
страницы». М.: «Просвещение», 1994.
Рассказ закончился, но дети еще увлеченно рисуют.
– Некоторое время еще поработайте. Дорисуйте то,
что не успели. Если у кого-то есть вопросы,
поднимите руку, и я подойду.
Спустя три-четыре минуты учительница еще раз
прочла текст, но в более быстром темпе. Потом
обсудила рисунки с учениками.
– Ребята, объясните соседям по парте, почему вы
нарисовали именно такую картинку. Если вам для
объяснения понадобится рассказ, вы его можете
найти в своих книжках. Если захотите что-то
изменить в своем рисунке или добавить – это
можно делать, не стесняйтесь. Если возникнут
споры, зовите меня.
Когда большая часть класса закончила
обмениваться мнениями по поводу рисунков,
учительница попросила Петю и Женю показать свои
картинки. У Пети была нарисована птица с
ярко-красной грудью и огромным алым плодом в
клюве (видимо, это была рябина), из которого
крупными каплями стекал сок. А у Жени была
нарисована большая елка, в ветвях которой
краснело что-то крошечное (наверное, это – гнездо
снегирей).
– Расскажите о том, что у вас нарисовано. Только
Женя пусть расскажет о рисунке Пети, а Петя – о
рисунке Жени.
Интересно, что, несмотря на некоторые смешные
моменты в работах, никто в классе не смеялся –
видимо, все понимали, что такому разбору могут
подвергнуться и их рисунки.
После того как Женя зачитала общее эссе,
учительница похвалила ребят за смелость, а весь
класс – за уважительное внимание к работе
товарищей. Класс озарился улыбками. («Как в кино»,
– подумала учительница.)
Еще две пары представили свои работы, и незадолго
до звонка все желающие (а нежелающих не было)
вывесили свои рисунки на доску, наверху которой
Татьяна Георгиевна написала «Снегири 5Б».
Зазвенел звонок. Учительница посмотрела на
выставку рисунков – в середине красовался
важный снегирь, а по сторонам от него – картинки,
изображающие разнообразные моменты жизни этой
птицы. Вот снегири (самец и самка), сидящие в
гнезде. Вот снегирь клюет рябину, а на другом
рисунке питается плодами какого-то кустарника.
Получились своеобразные гроздья информации.
Психологи и педагоги называют эти гроздья
«кластерами», а дети попросту – «кустиками».
Соединяя различные факты и мысли в такие «кусты»,
дети развивают системность мышления.
Несколько комментариев к уроку
Графические формы можно использовать не только
как рефлексию (обобщение) пройденного материала
(помните выставку снегирей?), но и как способ
пробуждения у учеников интереса к теме занятия.
Для того чтобы заинтересовать ребят, учительница
Татьяна Георгиевна помимо графической работы
применила так называемую мозговую атаку на тему
перелетных птиц, а затем предложила им
поработать в парах над эссе. Когда дети делятся
своим жизненным опытом, это побуждает их к
активному участию в уроке.
Чтобы работа над текстом прошла более
плодотворно, учительница, во-первых, просила
детей зарисовывать все, что им приходит в голову
в связи с очерком, а во-вторых, предложила
поговорить в парах о том, что означают рисунки.
Фактически при парном обсуждении рисунков
произошло подведение итогов. Но формально этой
цели служила выставка. И рисунки, помимо того что
способствовали более плодотворной работе с
текстом, помогли детям лучше обобщить услышанный
материал (ведь каждый зарисовал что-то свое, а
вместе – получилась общая картина).
Обратите внимание и на педагогический прием,
использованный в ситуации с Женей и Петей,
который помог установлению равноправных рабочих
отношений.
Мы познаем мир лучше, когда действуем. Один
мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о
том, о чем я думаю». То же можно сказать обо всех
графических формах работы с информацией: о
схемах, таблицах, графиках, условных знаках и,
конечно, рисунках – используя их, мы лучше
понимаем себя и то, что изучаем.
Игорь ЗАГАШЕВ,
Сергей ЗАИР-БЕК,
Ирина МУШТАВИНСКАЯ
От редакции. Тем, кто
впервые познакомился с фрагментом методики
«Развитие критического мышления при чтении и
письме», сообщаем (а давним поклонникам РКМЧП
напоминаем), что из печати вышла книга Игоря
Загашева, Сергея Заир-Бека и Ирины Муштавинской
«Учим детей мыслить критически» («Альянс
«Дельта» совместно с изд-вом «Речь», СПб, 2003),
которую мы и использовали при подготовке
сегодняшнего материала.
Вопросы и рассказы о своем опыте использования
методики на уроках вы можете направлять в
редакцию или непосредственно авторам книги по
электронному адресу: varsh@varsh.ps.msu.su
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|