Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Родители, учителя, воспитатели: как наладить сотрудничество?

Советуют участники семинара

  • Открытые уроки. Прежде всего для родителей, которые хотят видеть, чем и как занимаются дети. При этом речь идет не о показных и отрепетированных уроках, которые часто устраиваются для всякого рода комиссий и проверяющих при традиционном обучении. Открытыми должны быть обычные, рядовые уроки, свободные для доступа каждого желающего педагога и родителей. Конечно, такой урок требует от учителя не показной заученной демонстрации, а творческого отношения к своему делу и доверия к ребятам. Открытость – ведущий принцип налаживания демократических отношений в школе.

  • Другой важный принцип – толерантность, терпимость к высказываемому мнению, особенно если оно – иное, уважение к позиции, независимо от того, выражает ее взрослый или ребенок.

  • К родителям нельзя относиться прагматически, смотреть на них как на людей, которые что-то должны школе (сдать деньги, сделать ремонт, привести послушных детей) и которые одновременно «не должны» критиковать и вмешиваться в образовательный процесс.

  • Если педагоги, стоящие на гуманистических позициях, руководствуются принципом «принимай ребенка таким, какой он есть», они должны и родителей принимать такими, какие они есть. Это подход на общечеловеческом, а не на утилитарном уровне.

  • В школе, ориентированной на сотрудничество, все конструктивные предложения родителей приветствуются, все инициативы поощряются, все формы участия в образовательных и организационных процессах принимаются с благодарностью – как вклад в общее дело. И если родители не могут чем-то конкретно помочь школе, это не рассматривается как минус их ребенку. Участие родителей в образовательном и организационном процессах добровольное, и это право добровольности педагоги и администрация должны уважать.

  • Особенно ценна инициатива, которая идет от детей и родителей совместно и базируется на их общем интересе. Школа должна обеспечить условия для реализации такой инициативы. Тем самым она выполняет свою миссию посредника между ребенком и семьей. Помогая выстраивать отношения детей и родителей, школа создает более благоприятные условия для развития каждого ребенка, поскольку тот на практике убеждается, что он не брошен, что родители не оставили его один на один со школьными проблемами.

  • Очень полезно родителям показать в школе собственные разнообразные умения, и это не обязательно делать постоянно, в форме кружка. Можно проводить показательные мастерские и мам (кулинария, кройка и шитье, вязание, плетение), и пап (секреты мелкого ремонта, сборка радиоприемника). Родители именно в совместной деятельности понимают, что школа и ребенок ему нужны не для самоутверждения, а для того, чтобы еще раз прожить, по возможности интересно, школьное детство.

  • Роль родителей или бабушек (особенно в тех садах и школах, где не налажено сотрудничество взрослых) часто ограничивается сопровождением детей в школу и обратно. В таких школах взрослые мало знают о жизни детей, а учителя говорят о проблемах ребенка с акцентами неудовольствия, что не способствует развитию общения. Чтобы преодолеть отчуждение, можно, например, организовать «чайную пятницу», когда дети устраивают чай с собственным печеньем, накрывают столы и заранее приглашают родителей.

  • Все общение родителей и детей при условии их совместной деятельности в школе наполняется новым смыслом и становится более содержательным, поскольку родители от формальной роли контролеров отметок переходят к роли старшего школьного товарища для своего ребенка.

Ната КРЫЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru