ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Родители, учителя, воспитатели: как
наладить сотрудничество?
Советуют участники семинара
Открытые уроки. Прежде всего для
родителей, которые хотят видеть, чем и как
занимаются дети. При этом речь идет не о показных
и отрепетированных уроках, которые часто
устраиваются для всякого рода комиссий и
проверяющих при традиционном обучении.
Открытыми должны быть обычные, рядовые уроки,
свободные для доступа каждого желающего
педагога и родителей. Конечно, такой урок требует
от учителя не показной заученной демонстрации, а
творческого отношения к своему делу и доверия к
ребятам. Открытость – ведущий принцип
налаживания демократических отношений в школе.
Другой важный принцип – толерантность,
терпимость к высказываемому мнению, особенно
если оно – иное, уважение к позиции, независимо
от того, выражает ее взрослый или ребенок.
К родителям нельзя относиться
прагматически, смотреть на них как на людей,
которые что-то должны школе (сдать деньги,
сделать ремонт, привести послушных детей) и
которые одновременно «не должны» критиковать и
вмешиваться в образовательный процесс.
Если педагоги, стоящие на
гуманистических позициях, руководствуются
принципом «принимай ребенка таким, какой он
есть», они должны и родителей принимать такими,
какие они есть. Это подход на общечеловеческом, а
не на утилитарном уровне.
В школе, ориентированной на
сотрудничество, все конструктивные предложения
родителей приветствуются, все инициативы
поощряются, все формы участия в образовательных
и организационных процессах принимаются с
благодарностью – как вклад в общее дело. И если
родители не могут чем-то конкретно помочь школе,
это не рассматривается как минус их ребенку.
Участие родителей в образовательном и
организационном процессах добровольное, и это
право добровольности педагоги и администрация
должны уважать.
Особенно ценна инициатива, которая
идет от детей и родителей совместно и базируется
на их общем интересе. Школа должна обеспечить
условия для реализации такой инициативы. Тем
самым она выполняет свою миссию посредника между
ребенком и семьей. Помогая выстраивать отношения
детей и родителей, школа создает более
благоприятные условия для развития каждого
ребенка, поскольку тот на практике убеждается,
что он не брошен, что родители не оставили его
один на один со школьными проблемами.
Очень полезно родителям показать в
школе собственные разнообразные умения, и это не
обязательно делать постоянно, в форме кружка.
Можно проводить показательные мастерские и мам
(кулинария, кройка и шитье, вязание, плетение), и
пап (секреты мелкого ремонта, сборка
радиоприемника). Родители именно в совместной
деятельности понимают, что школа и ребенок ему
нужны не для самоутверждения, а для того, чтобы
еще раз прожить, по возможности интересно,
школьное детство.
Роль родителей или бабушек (особенно в
тех садах и школах, где не налажено
сотрудничество взрослых) часто ограничивается
сопровождением детей в школу и обратно. В таких
школах взрослые мало знают о жизни детей, а
учителя говорят о проблемах ребенка с акцентами
неудовольствия, что не способствует развитию
общения. Чтобы преодолеть отчуждение, можно,
например, организовать «чайную пятницу», когда
дети устраивают чай с собственным печеньем,
накрывают столы и заранее приглашают родителей.
Все общение родителей и детей при
условии их совместной деятельности в школе
наполняется новым смыслом и становится более
содержательным, поскольку родители от
формальной роли контролеров отметок переходят к
роли старшего школьного товарища для своего
ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|