ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Педагогика без ничейных территорий
Что объединит родителей и школу?
Зачем родители обычно заглядывают в
школу? На собрание, сдать деньги (ремонт класса,
выпускной, охрана школы) или потому что
«вызвали». То есть чаще всего идут по
необходимости, предчувствуя неприятный
разговор. Так уж сложилось. Но ведь мы, учителя и
родители, в некотором роде коллеги и цель
преследуем одну и ту же. Как же преодолеть
традицию взаимного непонимания и
настороженности?
Сейчас много говорят о том, что усилия
родителей и учителей не должны противоречить
друг другу. Но что их может объединить? Ответ
«Ребенок – живая связь и средоточие
сотрудничества взрослых» не всегда убедителен,
потому что во многих школах остается или
лозунгом, или мифом. Часто между школой
(учителями, администрацией) и родителями лежит
«ничейная земля» взаимных претензий,
отстранения, непонимания, недоверия и просто
нежелания строить какие бы то ни было отношения,
кроме чисто формальных.
Если внимательно присмотреться к публикациям и
дискуссиям по этой проблеме, выявляются по
крайней мере два подхода педагогов к
взаимодействию с родителями:
административно-управленческий и
партнерско-практический.
Для административно-управленческого подхода
характерно обособление деятельности и интересов
учителей от деятельности и круга интересов
родителей. В школах, где преобладает этот подход,
педагоги и (особенно) администрация не
заинтересованы в активных, инициативных,
критически мыслящих родителях. Наоборот,
считается, что родителей не следует пускать
дальше раздевалки. Участие родителей, как
правило, так или иначе ограничено.
Для партнерского подхода характерна другая
установка – на организацию совместной
деятельности учителей и родителей. При этом
создается атмосфера многогранного
сотрудничества, а педагоги и администрация не
мыслят своей работы без разнообразных форм
активного родительского участия.
С приходом инноваций в российские школы
появилась и возможность для нового типа
взаимоотношений учителей и родителей. Если
раньше родители могли только помогать школе,
организуя ремонт класса, заказывая автобус или
выезжая с детьми на экскурсию, то сейчас
реализовать свой интерес к образованию ребенка
можно не только участвуя в работе родительского
комитета. Правда, таких родителей пока единицы.
В существовании этих разных подходов я еще раз
убедилась на семинаре «Активные формы
вовлечения родителей в образовательный
процесс», проходившем в октябре на базе «Школы
самоопределения». Давайте послушаем участников
семинара.
Рассказывает Валентина Васильевна, мама Саши и
Миши Моисейкиных:
– Нам, родителям, предоставляют возможность
вновь «пройти» вместе с детьми школу, прожить ее.
Но совсем по-другому, чем это было в нашем
детстве. Например, я участвовала уже в двух играх,
которые завершали изучение истории древних
цивилизаций, Индии, Китая, Персии, Древней Греции.
В этом погружении родителям достался пласт,
который не давался детям – древняя Иудея.
Родители выступали единой командой:
разрабатывали тему, писали сценарий, готовили
костюмы, искали реквизит.
Дети могли каждый день видеть, как именно учатся
их родители, как изучают тему, разыскивая
материал, которого нет в учебниках. Мы
попробовали скачать из Интернета. «Нет, –
говорят ребята. – Это не дело – пользоваться
готовеньким». И мы учились спокойно воспринимать
конструктивную критику детей. Затем ходили в
музей, и теперь уже взрослые наблюдали, как их
сыновья и дочери самостоятельно находили нужный
материал для оформления исторического
пространства игры. Мы создавали пластические
образы разных цивилизаций, ставили древние танцы
и воспроизводили церемонии. Находили применение
всем и всему – кулинарии, прикладному искусству,
костюмам.
Главным для родителей было вовсе не помощь
ребенку в образовательном процессе (с этим дети
справлялись не хуже нас, даже порой лучше, с
большей фантазией). Главным был интерес к
собственному ребенку. Дети лучше узнавали нас, а
мы – детей, и собственных, и их одноклассников.
Еще одним итогом стали дружеские контакты с
другими родителями. Мы просто сдружились, стали
лучше понимать друг друга.
Рассказывает Маргарита Федоровна Головина, зам.
генерального директора НПО «Школа
самоопределения», заслуженный учитель России:
– Сначала мы сомневались, смогут ли родители
преодолеть желание командовать, управлять
детьми, опекать их (особенно когда одна из игр
проходила осенью на базе лагеря). Но родители
поняли и приняли наш принцип предоставления
детям максимальной самостоятельности. От этого
выиграли и ребята, и сами взрослые, которые на
некоторое время получили возможность побыть
наравне с детьми непосредственными участниками
открытого образовательного процесса.
Рассказывает Татьяна Владимировна Мамаева –
директор школы № 5 «Обыкновенное чудо», г.
Йошкар-Ола:
– Нашей школе только пять лет, но уже сложились
некоторые принципы совместной деятельности
детей и взрослых. Например, разновозрастные
коллективы, где приняты отношения партнерства
или традиция усаживаться «в круг» (в том числе и
на уроках, и при встречах родителей). По всем
важным вопросам принимаем совместное решение.
Родители никогда не рассматриваются как
посторонние. Для этого существуют и совместные
родительские собрания младших и старших ребят по
обмену опытом в воспитании, и родительские
тренинги с участием психологов. Например,
провели с родителями и детьми собрание «Кто
понесет портфель?» с дискуссией о том, как
делаются дома домашние задания, какую меру
самостоятельности дают родители своим детям.
Теперь мы планируем создать школьное
производство: типографию и мастерскую. Без
родителей, без попечительского совета
реализовать все идеи просто невозможно.
М.Ф.Головина:
– В сотрудничестве определяющим становится
основание взаимоотношений педагогов и
родителей. Я бы сказала о трех тенденциях в
развитии этих взаимоотношений. Первая – когда
родители вкладывают деньги в образование детей и
требуют то обучение, которое отвечает их
представлениям. В иной семье дать качественное
образование своему ребенку так же престижно, как
иметь модную марку машины. Образование для таких
родителей – это вложение денег.
Другая тенденция – школы создают разные советы и
комитеты, но ими манипулирует администрация
школы.
Третий путь сложнее, и он должен сложиться на
основе внутренних норм – это путь становления в
школе образовательного поля гражданственности.
Одно из условий его создания – деятельность
Совета школы, в котором наравне участвуют дети и
взрослые. Совет школы – это гарант реализации их
прав, в том числе и прав родителей. Совет может
наложить вето на непопулярное решение
администрации, создать конфликтную комиссию,
повлиять на условия обучения и т.д. А родители
имеют широкие права активного и конструктивного
участия в делах школы. И там, где возможно, школа
будет менять организацию образовательного
процесса, но делать это в культурных формах,
демократически. Такие нормы не устанавливаются
сверху, а взращиваются снизу, в условиях
совместной деятельности, когда вся школа
становится открытым сообществом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|