Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Семейное чтение


Ю.М. ОРЛОВ
КАК БЕРЕЧЬ ЛЮБОВЬ
Психобиоритмическая совместимость человека с человеком
Составители А.В.Ребенок, О.Ю.Орлова.
Москва: «Слайдинг», 2003

Книга профессора Ю.М.Орлова посвящена любви – любви в семье. Конечно, каждый из нас имеет свое суждение о любви. Ю.М. Орлов определяет любовь так: «Это способность человека жить жизнью другого, радоваться его радостью, страдать его страданием. Причем такое восприятие радости другого оказывается истинно человеческим, так как отраженная радость оказывается более действенной, значимой, чем непосредственно собственная радость».
Эти слова выражают очень важную, существенную сторону любви. Она пребывает в человеческих отношениях, ее можно разрушить или взрастить, и, если принять определение Ю.М.Орлова, то будет легче распознать ее бытие, не спутать с чем-то другим, что рядится в словесные одежды.
Ю.М.Орлов пишет, что способность к любви не врожденна. Она является следствием воспитания. Если ребенок растет в атмосфере любви, является объектом любви, если в отношениях с близкими он приобретает опыт любить и быть любимым, то у него эта способность развивается.
Подростки, юноши и девушки должны пройти стадию платонической любви. Она живет в воображении. Однако платоническая любовь не желает сталкиваться с реальностью, отрицает ее. Для семьи, для подлинного счастья человеку требуется не платоническая, а реальная любовь к конкретному человеку в ее полноте. Реальная любовь питает личность в ее развитии, способствует возникновению лучших качеств, она лежит в основе мудрости матери, порождает отвагу и смелость в защите любимых. Ее надо культивировать в человеческих отношениях, в семье, в отношениях с близкими и коллегами.
В главе «Любовь как основа семьи» Ю.М.Орлов пишет, что самоопределению в любви мешают невежество и неспособность самостоятельно сделать выбор, зависимость от мнения других. И здесь, если кто-то захочет заключить выгодную сделку, он имеет все шансы проиграть. Тот, кто выбирает мужа или жену, как скаковую лошадь на аукционе, обязательно ошибется. Если же отвлечься от сравнений и выбора, то наше сознание приобретает способность слышать внутренний голос, который может намекнуть нам, что именно этот человек и есть твой избранник, и не надо дальше сравнивать, подгонять другого человека под какую-то мерку. На поверку оказывается, что мерка-то неправильная, ложная.
Много внимания в книге уделено проблемам психобиоритмической совместимости черт характера одного человека с другим в понятиях дополнительности. Такая совместимость – не примитивное сочетание сильного и слабого, доброго и злого, правдивого и лживого. Человек – это не вещь, и у людей нет каких-либо неизменных качеств, которыми можно было бы манипулировать, намереваясь добиться совместимости. «Человек от человека отличается поведением, его побуждениями, а также результатами этих поведений». Единственно разумный подход – думать о совместимости или несовместимости людей как о согласованности и рассогласованности их поведения.
Ю.М.Орлов пишет в заключение: «Есть установки, которые в большинстве случаев способствуют согласию: сдержанность и терпимость к недостаткам другого, принятие его таким, каков он есть; умение не помнить обид; принимать свободу и достоинство другого; не подгонять его под общественные стереотипы и под свои желания; отказываться от принуждения и насилия над мнением, мышлением, поведением другого».

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru