Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС

Чтобы учиться было не страшно

Советы репетитора родителям школьников

Недавно Вероника Сергеевна, Катина мама, поведала мне о том, как они с дочкой выполняли домашнее задание по математике: “Я ей объясняю-объясняю – она ничего не понимает! Сначала она заплакала, потом я, потом пришел папа и на всех накричал”.
Зачастую родители легко готовы обвинить своего ребенка в лени, а все его математические неумения приписать невнимательности. “Если кто-нибудь хочет понять психологию ученика, исправить его лень или приучить к работе, то он не должен удовлетворяться наивным перенесением вины на его волю”, – предупреждает в книге “Измерение умственных способностей” французский педагог-психолог Альфред Бине. Советую прочесть эту книгу всем родителям. Вот только один отрывок из нее:
“Вся интеллектуальная жизнь состоит в актах приспособления, а обучение ребенка состоит в том, чтобы заставлять ребенка осуществлять акты приспособления… Излишняя трудность обескураживает, внушает отвращение, заставляет терять драгоценное время, а главное – приучает к дурной манере работы: ученику приходится делать неверные попытки без исправления их потому, что он не способен их обсудить; он смиряется с тем, что не понимает их и работает втемную, т. е. очень скверно... Надо сначала привести ребенка в соприкосновение с вещами, внушающими лишь легкий страх, который он был бы в состоянии преодолеть, ибо задача здесь состоит в том, чтобы научить его контролировать самого себя. По мере увеличения этой способности к контролю можно переходить к более трудным опытам, но делать это медленно и постепенно, с большой осмотрительностью. В этом случае почти всегда можно быть уверенным в конечном успехе”.
Эта цитата, может быть, и длинна, но очень важна для родителей. Вместо того чтобы акцентировать внимание на том, что “он ничего не знает”, лучше все-таки определиться с тем, что ребенок уже умеет делать и что пока не может сделать самостоятельно от начала до конца, но делает с помощью взрослого.
Очень важно выяснить, что является определяющим: пробелы в знаниях, недостатки интеллекта или проблемы эмоционально-волевой сферы.
Первейшая задача родителя – наработать у ребенка умение возвращаться к тому, что он уже твердо знает, и оттуда, как от отправной точки, двигаться дальше. При этом надо учитывать, что взрослый и ребенок рассуждают принципиально по-разному. Помните об этом, помогая ребенку с уроками. И вооружитесь некоторыми знаниями по дидактике. Зачем? А затем, что в каждом возрасте одну и ту же задачу можно решить разными способами.
Вот, например, сколько проблем с решением задач на дроби! А связано это зачастую лишь с тем, что в начальной школе, решая задачу деления на части, ребенок находит, например, пятую часть числа делением на 5, где 5 – это делитель. В пятом классе его учат, что 1/5 от числа находится делением на 5, где 5 – знаменатель дроби. В шестом классе дается окончательное правило, и эту задачу решают умножением числа на 1/5. Когда две различные операционные системы деятельности, которые школа формирует у детей, отделены друг от друга годами, надо обязательно показать, как они соотносятся между собой. Замена старых стереотипов ребенка новыми навыками требует терпения и от него самого, и от учителя, и от родителей.
Сдержите свою эмоциональную реакцию на ошибки ребенка. Подождите и посмотрите, куда дальше он “заползет” в своих действиях, и определите, как вам в данный момент лучше вклиниться в его работу: указать на ошибку или попросить его проверить свои действия, спросить правило или дать аналогичное задание? Иногда достаточно ограничиться контролем, а порой стоит натренировать на выполнение отдельного фрагмента задания. В любом случае ребенок не должен тревожиться из-за допускаемых ошибок.
Создание положительного настроя на преодоление трудностей – важнейшая задача родителя. Надо отмечать достигнутый успех и учить спокойному отношению к затруднениям. Наращивание трудностей, которые при соответствующей затрате энергии непременно преодолеваются, развивает способность к контролю и целеустремленность. Страх и тревожность сменяются желанием и интересом. Бывает и так, что учитель по математике уже “списал” ученика в “безнадежные”. Не верьте ему! Психологические обследования детей показывают, что у подавляющего числа детей интеллект в норме, а школьные неудачи связаны с повышенной тревожностью, фрагментарным характером усвоения знаний, неумением овладеть школьной ситуацией (последнее относится и к родителям).
Конечно, учителю, у которого в классе 25–30 человек, практически невозможно учесть особенности отставания и особенности положительной динамики отдельных учеников. Требуют со всех одинаково, ориентируясь на некую заданную модель “среднего ученика”, а это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики работают не в полную силу, а “слабые” теряют интерес к предмету. Да и “средним” не очень уютно, они ведь все очень разные – с различными интересами, особенностями восприятия, памяти.
Вот почему уже несколько лет я занимаюсь с ребятами по индивидуальному дидактическому маршруту, учитывающему реальные знания и “незнания”, подбираю специальные примеры, которые постепенно бы усложняли структуру выполняемых заданий.
Конечно, в полной мере методика индивидуального дидактического маршрута может быть реализована только специалистами, но и у родителя, который сам занимается с ребенком, тоже есть такие возможности. Поверьте, то время, которое вы тратите, сидя с ребенком над учебником, лучше проводить эффективно, формируя у него адекватные представления, развивая определенные умения, систематизируя знания.
В этом отношении губителен дамоклов меч необходимости выполнять полностью домашнее задание. Если вы всерьез решили взять над ребенком “математическое шефство”, целесообразно договориться со школьным учителем о том, чтобы ребенок временно выполнял только более простую часть заданий, тренируя на них отстающие функции. Домашнее задание для таких учеников должно быть разделено на две части: формальную – при выполнении которой мы ему всячески помогаем и можем взять часть работы на себя, и актуальную – при выполнении которой мы ему всячески помогаем сделать работу самому.
Такой подход возможен, конечно, только при доброй воле школьного учителя и администрации школы, как это происходит в тех школах, где я провожу занятия. Не надо делать среднего ученика слабым – лучше его сделать сильным!

Семен ВАЙХАНСКИЙ
( www.inter-pedagogika.ru )

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru