РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Чтобы учиться было не страшно
Советы репетитора родителям
школьников
Недавно Вероника Сергеевна, Катина мама,
поведала мне о том, как они с дочкой выполняли
домашнее задание по математике: “Я ей
объясняю-объясняю – она ничего не понимает!
Сначала она заплакала, потом я, потом пришел папа
и на всех накричал”.
Зачастую родители легко готовы обвинить своего
ребенка в лени, а все его математические неумения
приписать невнимательности. “Если кто-нибудь
хочет понять психологию ученика, исправить его
лень или приучить к работе, то он не должен
удовлетворяться наивным перенесением вины на
его волю”, – предупреждает в книге “Измерение
умственных способностей” французский
педагог-психолог Альфред Бине. Советую прочесть
эту книгу всем родителям. Вот только один отрывок
из нее:
“Вся интеллектуальная жизнь состоит в актах
приспособления, а обучение ребенка состоит в том,
чтобы заставлять ребенка осуществлять акты
приспособления… Излишняя трудность
обескураживает, внушает отвращение, заставляет
терять драгоценное время, а главное – приучает к
дурной манере работы: ученику приходится делать
неверные попытки без исправления их потому, что
он не способен их обсудить; он смиряется с тем,
что не понимает их и работает втемную, т. е. очень
скверно... Надо сначала привести ребенка в
соприкосновение с вещами, внушающими лишь легкий
страх, который он был бы в состоянии преодолеть,
ибо задача здесь состоит в том, чтобы научить его
контролировать самого себя. По мере увеличения
этой способности к контролю можно переходить к
более трудным опытам, но делать это медленно и
постепенно, с большой осмотрительностью. В этом
случае почти всегда можно быть уверенным в
конечном успехе”.
Эта цитата, может быть, и длинна, но очень важна
для родителей. Вместо того чтобы акцентировать
внимание на том, что “он ничего не знает”, лучше
все-таки определиться с тем, что ребенок уже
умеет делать и что пока не может сделать
самостоятельно от начала до конца, но делает с
помощью взрослого.
Очень важно выяснить, что является определяющим:
пробелы в знаниях, недостатки интеллекта или
проблемы эмоционально-волевой сферы.
Первейшая задача родителя – наработать у
ребенка умение возвращаться к тому, что он уже
твердо знает, и оттуда, как от отправной точки,
двигаться дальше. При этом надо учитывать, что
взрослый и ребенок рассуждают принципиально
по-разному. Помните об этом, помогая ребенку с
уроками. И вооружитесь некоторыми знаниями по
дидактике. Зачем? А затем, что в каждом возрасте
одну и ту же задачу можно решить разными
способами.
Вот, например, сколько проблем с решением задач
на дроби! А связано это зачастую лишь с тем, что в
начальной школе, решая задачу деления на части,
ребенок находит, например, пятую часть числа
делением на 5, где 5 – это делитель. В пятом классе
его учат, что 1/5 от числа находится делением на 5,
где 5 – знаменатель дроби. В шестом классе дается
окончательное правило, и эту задачу решают
умножением числа на 1/5. Когда две различные
операционные системы деятельности, которые
школа формирует у детей, отделены друг от друга
годами, надо обязательно показать, как они
соотносятся между собой. Замена старых
стереотипов ребенка новыми навыками требует
терпения и от него самого, и от учителя, и от
родителей.
Сдержите свою эмоциональную реакцию на ошибки
ребенка. Подождите и посмотрите, куда дальше он
“заползет” в своих действиях, и определите, как
вам в данный момент лучше вклиниться в его
работу: указать на ошибку или попросить его
проверить свои действия, спросить правило или
дать аналогичное задание? Иногда достаточно
ограничиться контролем, а порой стоит
натренировать на выполнение отдельного
фрагмента задания. В любом случае ребенок не
должен тревожиться из-за допускаемых ошибок.
Создание положительного настроя на преодоление
трудностей – важнейшая задача родителя. Надо
отмечать достигнутый успех и учить спокойному
отношению к затруднениям. Наращивание
трудностей, которые при соответствующей затрате
энергии непременно преодолеваются, развивает
способность к контролю и целеустремленность.
Страх и тревожность сменяются желанием и
интересом. Бывает и так, что учитель по
математике уже “списал” ученика в
“безнадежные”. Не верьте ему! Психологические
обследования детей показывают, что у
подавляющего числа детей интеллект в норме, а
школьные неудачи связаны с повышенной
тревожностью, фрагментарным характером усвоения
знаний, неумением овладеть школьной ситуацией
(последнее относится и к родителям).
Конечно, учителю, у которого в классе 25–30
человек, практически невозможно учесть
особенности отставания и особенности
положительной динамики отдельных учеников.
Требуют со всех одинаково, ориентируясь на некую
заданную модель “среднего ученика”, а это
неизбежно приводит к тому, что “сильные”
ученики работают не в полную силу, а “слабые”
теряют интерес к предмету. Да и “средним” не
очень уютно, они ведь все очень разные – с
различными интересами, особенностями
восприятия, памяти.
Вот почему уже несколько лет я занимаюсь с
ребятами по индивидуальному дидактическому
маршруту, учитывающему реальные знания и
“незнания”, подбираю специальные примеры,
которые постепенно бы усложняли структуру
выполняемых заданий.
Конечно, в полной мере методика индивидуального
дидактического маршрута может быть реализована
только специалистами, но и у родителя, который
сам занимается с ребенком, тоже есть такие
возможности. Поверьте, то время, которое вы
тратите, сидя с ребенком над учебником, лучше
проводить эффективно, формируя у него адекватные
представления, развивая определенные умения,
систематизируя знания.
В этом отношении губителен дамоклов меч
необходимости выполнять полностью домашнее
задание. Если вы всерьез решили взять над
ребенком “математическое шефство”,
целесообразно договориться со школьным учителем
о том, чтобы ребенок временно выполнял только
более простую часть заданий, тренируя на них
отстающие функции. Домашнее задание для таких
учеников должно быть разделено на две части:
формальную – при выполнении которой мы ему
всячески помогаем и можем взять часть работы на
себя, и актуальную – при выполнении которой мы
ему всячески помогаем сделать работу самому.
Такой подход возможен, конечно, только при доброй
воле школьного учителя и администрации школы,
как это происходит в тех школах, где я провожу
занятия. Не надо делать среднего ученика слабым
– лучше его сделать сильным!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|