ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Что главное в любом путешествии? Что
делает его воистину образовательным?
Способность видеть и слышать. Способность
вслушиваться и всматриваться. Способность в
чем-то простом и обыкновенном увидеть чудо – то,
о чем даже не подозревал. Услышать цвета и
увидеть звуки. Всмотреться в детали и
почувствовать, что мир гораздо волшебнее и
неожиданнее, чем тебе казалось раньше.
А еще – увидеть и услышать друг друга. Потому что
мы всегда путешествуем с кем-то, и наши
психологические миры, наши психологические
проблемы могут проявляться в путешествиях
совершенно неожиданным образом. И это тоже
предмет нашего непрерывного образования –
непрерывного формирования, непрерывного
становления наших «я».
Впрочем, вся наша жизнь – это и есть путешествие
в другие миры. И какой бы ни была жизнь, она всегда
образовательна. Важно только это увидеть и
принять.
Отцы и дети. Дорожный вариант
Являются ли родители предметом первой
необходимости в походе?
Собираясь с классом в поездку, в поход,
педагог всегда стоит перед выбором: брать с собой
родителей учеников или не брать.
Рассмотрим “за” и “против”.
Преимущества родительского участия очевидны.
1. Мамы и папы готовы взять на себя основные
бытовые и организационные проблемы: готовить,
убирать, покупать, заказывать экскурсии,
договариваться с транспортом.
2. Чем больше взрослых в группе, тем больше
возможностей делиться на маленькие компании по
интересам, а не двигаться всей толпой в заданном
направлении.
3. С родителями можно спокойно оставить
приболевших или подуставших детей. Мамины
заботливые глаза быстрее увидят плохое
настроение или плохое самочувствие ребенка. Это
важно для педагога, придавленного грузом забот и
ответственности.
4. С родителями, кстати, можно эту ответственность
разделить. Они охотно последят за дисциплиной.
5. Общение со взрослыми полезно не только детям,
но и учителю, особенно если это умные, интересные
взрослые. Именно в путешествии, в совместном
проживании трудностей, приключений, ярких
моментов складывается взаимопонимание и
доверие, настоящая дружба между взрослыми и
детьми, не замутненная мелочами семейных
недоразумений. Если, конечно, удается создать
подходящие условия. А удается не всегда.
Впрочем, многие педагоги не любят брать с собой в
путешествия родителей учеников. Не говоря уже о
том, что и дети часто предпочитают оставить мам и
пап дома. Почему?
1. Главный недостаток родителей – продолжение их
достоинств: заботливость, но такая чрезмерная,
что не знаешь, куда от нее деваться. Что одели?
сколько съели? почему не помыли руки? куда пошли?
– родители контролируют все и очень настойчиво.
Ими движут лучшие чувства, но у детей нет ни
малейшей возможности проявить
самостоятельность, не боясь совершить ошибку.
2. Все домашние недоразумения пышно расцветают в
путешествии.
– Отойди, ты не умеешь, я сама сделаю, – говорит
мама, отстраняя своего или чужого ребенка от
приготовления обеда, от мытья посуды.
– Мама, куда ты дела мои штаны? – вопит в палатке
сын-подросток, и мама бросается на поиски, не
забывая ругать чадо за неорганизованность.
Заодно она подбирает и прячет к себе в рюкзак
носки, зубную щетку ребенка – чтобы не потерял.
3. Вообще ребенку, чьи родители оказались в
поездке, не позавидуешь. Он чувствует себя
гораздо менее взрослым, чем одноклассники. Он
постоянно ловит на себе пристальный мамин
взгляд, ему приходится давать отчет в каждом
поступке, в частности в денежных тратах, тогда
как другие ребята пользуются гораздо большей
свободой. Над ним посмеиваются, подозревают в
незаконных привилегиях, все мелочи его семейной
жизни оказываются на виду. Ему трудно научиться
общаться с ровесниками, потому что родители не
всегда разумно вмешиваются в детские конфликты,
“отстаивают интересы” своего сына или дочки.
4. Учителю тоже не просто. Порой активные родители
начинают, пользуясь неформальной обстановкой,
обсуждать школьные проблемы ребенка, жаловаться
на учителей, делиться какой-то тайной
информацией о других семьях. Как сохранить
дружелюбные отношения и в то же время не
опуститься до уровня коммунальных сплетен?
5. Родители часто гораздо более ленивы и менее
любопытны, чем дети. Их скучающий вид, явное
желание “свернуть побыстрее культурную
программу” действуют на ребят не лучшим образом.
6. По вечерам взрослым хочется отделаться от
детей и немного повеселиться в своей компании. В
конце концов, они тоже вырвались из дома на волю.
Поэтому вместо общего разговора объявляется
принудительный отбой. Явно не желающие спать
дети получают порцию замечаний и угроз, а
родители болтают – так, ни о чем.
7. Отдельный разговор про отцов. Они чувствуют
себя героями “диких прерий” и ведут себя даже
более рискованно, чем подростки. Ученику можно
запретить, например, рубить дерево рядом с
палаткой. А как запретишь что-либо взрослому
мужчине, который считает себя опытным
походником?
Конечно, список претензий к родителям можно
продолжать до бесконечности. Но ведь идеальных
родителей, как и идеальных учителей, не
существует. Мы такие, какие есть. Единственное
спасение – договариваться друг с другом о
каких-то правилах накануне путешествия, а не
расхлебывать проблемы в тысяче километров от
дома.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|