ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
Что главное в любом путешествии? Что
делает его воистину образовательным?
Способность видеть и слышать. Способность
вслушиваться и всматриваться. Способность в
чем-то простом и обыкновенном увидеть чудо – то,
о чем даже не подозревал. Услышать цвета и
увидеть звуки. Всмотреться в детали и
почувствовать, что мир гораздо волшебнее и
неожиданнее, чем тебе казалось раньше.
А еще – увидеть и услышать друг друга. Потому что
мы всегда путешествуем с кем-то, и наши
психологические миры, наши психологические
проблемы могут проявляться в путешествиях
совершенно неожиданным образом. И это тоже
предмет нашего непрерывного образования –
непрерывного формирования, непрерывного
становления наших «я».
Впрочем, вся наша жизнь – это и есть путешествие
в другие миры. И какой бы ни была жизнь, она всегда
образовательна. Важно только это увидеть и
принять.
Уроки музыки из оленьей тундры
Симфония для школы и дикой природы
Когда Игорь Кузьмин, руководитель
ансамбля «Чукотка» из города Анадыря, набирал
школьников в свою группу, то летом увозил их в
тундру на целых два месяца. Жили в палатках. Но
была бы возможность, стали бы жить в ярангах, как
настоящие «оленные люди». Ребята у Игоря
городские: компьютер, мамины обеды в
холодильнике. А здесь: сам дровишки достань,
чайник взбодри, обед приготовь. Не всем оказалось
под силу. Тундра, она людей проверяет. И свои
звуки, краски, жесты отдает не каждому, а тому
только, кто в нее вчувствывается. А как станцуешь
танец оленных людей, споешь песню девушки из
поселка охотников на морского зверя, особенно
горловым пением, если ты тундру, горы, шум
холодного прибоя не впитаешь в себя? Бледная
копия получится, души не будет. Вот и везет Игорь
Александрович своих ребят то в тундру Чукотки –
вслушиваться, всматриваться, вести неторопливые
разговоры с ее хозяевами – оленными людьми, то на
Аляску, к береговым людям – слушать, смотреть –
слышать, видеть. И нет Белого безмолвия.
Еще одно вступление
Рядом с чукотским городом Билибино, там,
где когда-то построили самую северную в мире АЭС,
растет настоящий лес. «Конечно, не такой, как у
вас», – говорят билибинцы жителям центральной
России с ее борами сосновыми и аллеями липовыми.
Но для жителей Чукотки лес – это реальное
волшебство, колдовство какое-то. Представляете,
Северный полярный круг, где по всем законам
природы должны произрастать только мхи да
лишайники, и такой чуткий, такой ранимый лес.
Основная часть
Инга Евдокимова, музыкальный
руководитель билибинского детского сада
«Сказка», ведет образовательное путешествие
«Звуки зимнего леса». Целых четыре дня будет
продолжаться детская почти полярная экспедиция.
А начнется она дома. Соберет ребят Инга
Владимировна в группе, включит магнитофон, и
вдруг вместо звуков музыкальных инструментов,
вместо мелодии ветер завоет, гром загремит,
листья на деревьях тревожно зашумят, а
учительница спросит: что это за звуки, которые не
композиторы придумали, не музыканты исполняют, а
сама природа сочиняет и играет на своих
инструментах? Инструменты у нее удивительные:
воздушные потоки, водяные струи, огненные языки
пламени и вся та красота, что медленно, но упорно
в суровом северном краю растет на земле, а,
казалось бы, расти не должна, потому как вечная
мерзлота.
На второй день учительница спросит ребят: а во
все ли времена года природа играет одну мелодию
на одних и тех же инструментах? Или меняется
репертуар? «Меняется! – загалдят малыши. – Зимой
снег хрустит, а весной хруст превращается в звон
капели». «Тогда давайте объединимся в четыре
группы, – предложит учительница. – Может быть,
даже так: кто родился летом – одна группа, весной
– другая, группа «осень», группа «зима». И каждый
постарается вспомнить голосом и с помощью
подручных средств звуки своего времени года.
Работа закипит. Летники будут обмакивать руки в
мисочки с водой и слушать, как стекающие с
пальчиков капли падают на металлический поднос.
Чей-то голос зазвучит, как шум прибоя такого
близкого Тихого, а может быть, даже Северного
Ледовитого океана.
У осенников будут шелестеть желтые листья и,
медленно упав под детские ноги, тихо шуршать, о
чем-то рассказывая, с коротким северным летом
прощаясь.
Весной зажурчат ручьи: живую воду ребята будут
переливать из одного кувшинчика в другой и
слушать: вода поет, радуется солнышку после
долгой полярной ночи. А то вдруг зимний ветер
завоет, пурга заметет так, что мало не покажется.
Учительница подбадривает, стихи читает. Здорово!
Мир полон звуков – только вслушайся. Природа не
терпит тишины.
Когда ее с концертной программой «Тундра, горы.
Лес, море» приглашают на гастроли в город
Билибино, капель начинает звучать по-другому. И
даже снег хрустит под ногами по-разному в лесу и
городе. Сейчас зима. Вам домашнее задание: когда
выйдете сегодня на улицу, послушайте, может быть,
мы что-то упустили из звуков городской зимы. И как
они соединяются в мелодию. Дверь скрипнула, снег
вкусно хрустнул, ветер свистнул, притих, и вдруг
машина затарахтела за углом.
И вот – ура! ура! День третий нашего путешествия в
мир звуков природы: мы идем в зимний лес. По
дороге галдим, рассказываем друг дружке, что было
накануне на улице, какую дивную музыку услышали
наши уши. А потом – тсс! Идем тихонечко, внимаем и
погружаемся в волшебный мир звуков самого
северного в мире леса. Шепотом спрашиваем: а
когда метет метель, меняются звуки в лесу? А как?
Звук связан с цветом? А если связан, то когда снег
голубоватый, скрип снега под ногами какой? А если
снег зеленоватый, какой у него звук? А деревья в
метель и пургу поют одинаково? Кто хочет
попробовать дома нарисовать звуки зимнего леса?
Завтра – вернисаж.
Заключение
Назавтра мы будем ходить по залу и
рассматривать рисунки, обсуждать настроение,
подбирать звуки к работам. И сочинять звуковые
фантазии – свой скромный вклад в концертную
программу лучшего в мире композитора, дирижера и
музыканта.
Со слов Инги Евдокимовой и Игоря
Кузьмина
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|