Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Людмила РЫБИНА

Что после «профиля»?

Сегодня борьба за профиль – как битва за урожай. Технику, как водится, не подготовили, ресурсы не просчитали, зато идеологическое обеспечение на высшем уровне.
А может быть, прежде чем реализовывать очередной глобальный и универсальный образовательный проект, стоит повнимательнее всмотреться в опыт тех школ, которые в разных условиях качественно и ответственно решают проблему профильной ориентации старшеклассников и притом совершенно не испытывают дискомфорта по поводу того, что концепция профильной школы пока не реализована?

Устройство школы кажется иногда чем-то абсолютно незыблемым. Мы все учились в практически одинаковых по своему устройству школах, а школы, в которые сегодня ходят наши дети, мало чем отличаются от тех. И очень трудно придумать, как можно построить школу по-иному. Даже дети, которые, казалось бы, должны быть самыми свободными в своих фантазиях, редко выходят за круг банальностей, когда им предлагают написать сочинение о школе будущего. «Там будут добрые учителя». «Большие перемены, не будет домашних заданий». «Там будет очень красиво, современный тренажерный зал, бассейн…» И никаких идей о том, чем и как там будут заниматься, никаких предложений по поводу основной деятельности, ради которой школа и устроена.
А устроена она совершенно технократическим образом. Очень разным детям предлагают одну раз и навсегда заданную, кем-то давным-давно проложенную дорогу с заранее известными станциями, всем – общую скорость. А если дорога или скорость не твои – «Станция Дерезай, кто приехал – вылезай».
Но может быть, все-таки можно как-то по иному? В «ПС» № 47 от 5 июля 2003 года мы рассказали о зеленоградском лицее № 1557, в котором у каждого старшеклассника есть свой индивидуальный учебный план.
Индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка – звучит, конечно, заманчиво, но сразу возникают сомнения: наверное, такое под силу лишь какому-то элитному образовательному учреждению с особыми учителями и особым финансированием? Возможен ли подобный эксперимент в обычной общеобразовательной школе? Об этом мы разговариваем с педагогами зеленоградского лицея.
– То, как традиционная школа учит сегодня детей, очень удобно для нее, школы, – подчеркивает Т.Н.Грабарник, зам. директора по науке. – Все упрощено до предела. Одна программа для всех, не учитываются особенности развития ребенка, его интересы, возможность их изменения, индивидуальная скорость продвижения в предмете. Профильная школе в том виде, как она сегодня заявлена, тоже слишком прямолинейна, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка.

Выбор учит ответственности

Учеба в старших классах по индивидуальным планам приносит несомненную пользу и для тех, у кого множество занятий и дел за пределами школы, и для тех, кому трудно дается общий учебный ритм. Благодаря индивидуальным планам кто-то сможет глубже заняться исследовательской деятельностью, а кто-то практическими делами. Но главное, индивидуальный план всех сделает активными организаторами своего собственного образования. Научит выбору.
– Между прочим, у ребенка, который учится по индивидуальному плану, нет необходимости переходить в другую школу за избранным профилем, – замечает А.В.Масленникова, учитель физики. – К примеру, в нашем лицее основной, профилирующий блок – физико-математический. Однако если какой-то ребенок решил поступать, допустим, в медицинский институт, ему совершенно не обязательно для этого уходить в другую школу: он может изучать математику и физику на общем уровне, а нужные для поступления химию и биологию – на повышенном. Или если после 9 класса ребенок понимает, что на высоком уровне математику и физику ему «не потянуть», а коллектив терять не хочется, он просто выбирает себе программу по физике и математике уровнем ниже. И никто не выдавливает этого ребенка из школы. Так комфортно ученику. А идеологи профильной школы просто сбрасывают со счетов то обстоятельство, что ребенок привыкает к своему коллективу, приобретает друзей и привязанности, и этот фактор для него зачастую важнее, чем учебный. При организации профильного обучения это все записывается в несерьезное, несущественное. Но ведь умение общаться, взаимодействовать с товарищами, жить в коллективе – не менее важные приобретения, чем полученная сумма знаний.

Предмет в разных измерениях

Что же может выбрать ученик, из чего складывается индивидуальный план?
Набор предметов – традиционный, но уровни их изучения разные. Математика, например, делится на четыре уровня: спецгруппы или «олимпиадники», как их называют в лицее; просто высокий уровень – тот, который принят в физматшколе; профильный уровень; и наконец, общеобразовательный. А еще по желанию ученика избираемый курс можно планировать на год, полгода или даже спрессовывать в три месяца.
В лицее по индивидуальным планам работают только 10–11 классы. Но уже в девятом ребят специально готовят к составлению своего собственного двухгодичного учебного плана, и в мае такой план составляется с каждым ребенком индивидуально. Так что в начале 10-го каждый получает свое индивидуальное расписание на два года вперед и зачетку. При этом некоторые курсы могут быть экстернатными. В лицее привыкли бережно относиться к детскому времени: школа не может распоряжаться им.

Третья сила

Многие учителя и школьные администраторы жалуются на то, что самое тяжелое при введении каких-либо инноваций – это родители. Но так бывает, только если оставить их за бортом нововведений. А делать этого нельзя – ведь они главные воспитатели своих детей. Да, они не знают никакой другой школы, кроме советской «единой политехнической». И привыкли считать, что она очень хорошая. Но меняется время. И надо сделать из родителей союзников в деле школьных преобразований. Если они будут свое неприятие и непонимание нововведений транслировать своим детям, это будет создавать ненужные напряжения в семье, и школу начнет лихорадить. Поэтому всеми силами надо объяснять мамам и папам суть перемен, которые идут в школе.
Так, при переходе ребенка на индивидуальный план обучения родители должны заинтересованно отнестись к выбору своего ребенка: повлиять, подсказать, согласиться. Поэтому для родителей девятиклассников в лицее проводятся три специальных собрания в течение учебного года. На этих собраниях идет разговор о том, что такое индивидуальные планы, как выбрать свою траекторию, как будет проходить обучение. С родителями встречаются руководители лицея и эксперимента, учителя, психолог. И уже к концу 9 класса составляется индивидуальный план и подписывается трехсторонний договор: между школой, ребенком и родителями.
Большая часть лета у администрации уходит на составление расписания. Анализ составленных индивидуальных планов дает возможность собрать ребят в группы одного уровня и на курсы одинаковой продолжительности. В итоге вместо привычных четырех классов в параллели получится нечто совсем иное. Весь поток окажется разбит на четыре группы по математике, на четыре (совсем другие по составу!) по физике, на восемь групп по иностранному языку – и так по каждому предмету. Таким образом, каждый ученик в течение двух лет не привязан к одному фиксированному сообществу (классу), а включен во множество разных учебных коллективов.

Высший пилотаж завуча

Сейчас в лицее идет третий год работы по индивидуальным планам – и третий год совершенствования расписания. В первый год самой большой проблемой были окна. На каждого ребенка могло приходиться по 3–4 окна в неделю. Пришлось найти места, где каждый ребенок мог бы провести свой свободный час – почитать, поиграть в настольный теннис, пообщаться с друзьями. Это и библиотека, в которой были поставлены дополнительные рабочие столы, и холлы, и спортзал, и коридор перед спортзалом, и столовая. Здесь важна организация пространств, а не только наличие помещений.
В прошлом году попробовали другую форму расписания: более равномерное распределение нагрузки у учеников на два года. Окон стало меньше, но тут же выявилось, что слишком много часов пришлось на 11 класс, а это неудобно для детей, которые в 10 классе стремятся ускоренно пройти часть предметов, чтобы освободить время для серьезной подготовки к экзаменам в 11-м. Поэтому принялись за разработку третьей модели.
В любом случае вначале расписание составляется для детей, а уже потом образовавшиеся группы распределяют по учителям. К сожалению, пасьянс настолько сложен, что у учителя практически неизбежно возникает неравномерная нагрузка по четвертям, полугодиям и годам. Например, в одну неделю у учителя может оказаться нагрузка 42 часа, а в другую – всего 15.
При таком подходе к расписанию возникает и еще одна серьезная трудность. Если учитель заболел во время своего концентрированного курса, пропадает сразу большое число часов и все расписание может поползти. Две недели болезни – шесть часов пропало, и курс, рассчитанный на одно полугодие, должен будет сдвинуться на начало другого. Расписание будет переделываться.
Еще одна проблема для диспетчерской службы – то, что в лицее работают десять преподавателей института. Это большой плюс для учеников и для всего коллектива, но расписание приглашаемых педагогов должно быть увязано с их лекциями и семинарами в вузе.

Подвижная планка

Любопытно, что лицей второй год не берет в управлении образования дополнительных часов. Только в первый год, когда опыта еще не было, пришлось просить двадцать часов. Теперь научились экономить. Завуч знает общее число часов, которое будет профинансировано школе на два года. Исходя из этого числа можно рассчитать, сколько создать групп, на чем сэкономить, куда и что добавить.
По каким-то предметам можно выделить больше уровней сложности, а по каким-то можно обойтись и двумя. Еще какое-то число часов надо зарезервировать на случай, если в течение года вдруг возникнет незапланированная группа (а такое возможно).
Например, по английскому языку все группы разноуровневые. У всех разное количество часов. Есть такие, которые готовятся сдавать на международный сертификат, есть группы, которые готовятся сдавать деловой английский. Есть «группы поддержки», в которые ходят те, кто занимается английским на курсах вне школы и есть группы для тех, кто не слишком интересуется иностранным.
Но всегда оставляются часы для дополнительной группы, в которую собираются дети, которые много занятий пропустили по болезни и не могут быть аттестованы. В лицее такое правило: если пропущено больше трети занятий, курс надо повторять.
Вообще дети в лицее знают то, что в обычной школе известно только завучу: сколько часов по тому или иному предмету им положено в неделю, в год, на два года. И сами знают, сколько часов и по какому предмету у них остается в резерве, сами подходят к завучу: «У меня остаются еще часы, я хотел бы повторить то-то и то-то».
Бывает, что ученик выбирает группу высокого уровня, но не справляется, и сам себе снижает планку, переходя на более низкий уровень освоения предмета. Что характерно – детьми это воспринимается абсолютно спокойно: попробовал – трудновато – ничего страшного, буду заниматься в общеобразовательной группе, тем более что путь обратно в профильную группу не заказан.
– В начале этого года по итогам контрольных двоих ребят из общеобразовательной группы мы перевели в профильную, – рассказывает Г.Б.Гаврикова, зам. директора по циклу точных наук.

Где подстелить соломки

Работа по индивидуальным учебным планам привносит в жизнь школы немало новых ситуаций.
Например, концентрированные курсы – это может быть интересно в любой школе. В этом году в лицее впервые пробуют изучать двухгодичную программу по истории за полгода: 8 часов в неделю. Т.Н.Грабарник говорит, что дело пошло так хорошо, что, видимо, курс закончится к декабрю. Даже те дети, у которых до того по истории были тройки, за счет погружения усваивают материал на «4» и «5». Погружения явно повышают успешность прохождения программы.
А вот нестандартная ситуация, которая воспринимается учителем как трудность: в группах оказывается весьма неравномерное число детей. Например, в этом году на математике получилось в одной группе – семь человек, в другой – двадцать. Ведет их один преподаватель. И вынужден в этих группах давать один и тот же предмет на первом уроке так, на втором – иначе.
Еще одна возможная трудность для учителя: дети вообще могут не выбрать тот курс, который учитель готов им дать. Например, до нынешнего года литература в лицее преподавалась на двух уровнях, но в этом году никто не захотел выбрать углубленный курс, хотя учитель рассчитывал на эти часы. Так же и история: в прошлом году была трех уровней, а в этом году – только двух. Эта мобилизует учителя на то, чтобы найти новые способы заинтересовать и привлечь детей.
В этой связи учитель математики М.С.Пикалова рассказывает еще об одном пробном ходе, отношение к которому в учительской среде пока весьма неоднозначное. В лицее три педагога по химии, два по биологии и три по истории. Так вот, речь идет о том, чтобы ученик мог выбрать педагога. Если помнить о том, что школа – для ребенка, то надо сделать все, чтобы ему было лучше. Однако некоторые учителя резко возражают против такой возможности: мол, ребенок должен привыкать к трудностям жизни, которые встретят его во взрослом мире: в вузе ведь не придется выбирать преподавателя... Тем не менее хочется попробовать и посмотреть, что из этого получится.
Что касается распространения опыта работы по индивидуальным планам в массовой школе, то это возможно только на хорошо подготовленной почве.
– Надо понимать, что отношения учителя и учеников при такой системе становятся совершенно иными. Учитель больше не начальник детской жизни. Он не может, заходя в класс, щелкнуть хлыстом и удовлетворенно осмотреться, отмечая про себя, как все вытянулись по струнке, – говорит С.О.Ганыкина, зам. директора по организационно-педагогической деятельности.
Татьяна Гробарник рассказывает, что при переходе на индивидуальные планы были и такие мысли: «Не потеряем ли мы детей, не упустим ли то время, когда их надо держать максимально жестко?»
Но как же, не ослабив узды, научить самостоятельности?
При переходе на индивидуальные планы для учителя заканчивается ситуация безнаказанности. Учитель становится еще строже, еще требовательнее, чем прежде, но и корректнее, выдержаннее. Может быть, это тяжело пережить некоторым учителям, но для ребенка это благо.
Бывали тяжелые минуты. Татьяна Николаевна как-то сказала учителям: «Все, заканчиваем, разворачиваемся, идем в обратную сторону…» Но оказалось, что обратно уже никто не хочет. Никто не хочет возвращаться от более осмысленной работы к более легкой.
Правда, психолог В.Р. Иващенко считает, что есть дети, для которых эта система слишком сложна. Жизнь в условиях свободного выбора не всякому по плечу. И в старших классах не каждый готов за себя отвечать. Хотя другие педагоги возражают, что если не только учителей, но и детей хорошо подготовить, то все будет нормально.
И еще одно важное замечание зеленоградцев: очень трудно начинать, и гораздо легче становится, когда уже есть прецедент, есть выпускники, прошедшие этот путь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru