Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
НАШИ УНИВЕРСИТЕТЫ 

Василий КРАЮХИН

Двойная потеря

РГГУ потерял ректора. Министр образования потерял лицо

17 ноября Леонид Невзлин, один из акционеров «ЮКОСа», подал в отставку с поста ректора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). «Как ректор, я в ответе за судьбы людей, которые будут наказаны за то, что я остался во главе РГГУ», – объяснил Невзлин свое решение.

Наказание для непокорных могло быть суровым: министр образования Владимир Филиппов обещал реорганизовать РГГУ в случае, если Невзлин сохранит пост ректора. Аналитики сошлись во мнении, что Филиппов получил указание убрать Невзлина или уйти самому.
После добровольной отставки Невзлина Владимир Филиппов как бы избавлен от необходимости «сохранить лицо». Хотя всякому, кто осведомлен о взаимоотношениях «ЮКОСа» и Министерства образования, понятно, что министр его уже потерял.
Сегодня «ЮКОС» – самый крупный частный инвестор в образование. Когда три года назад компания объявила о начале программы «Поколение.ру», о создании Федерации Интернет-образования (ФИО), менеджеры «ЮКОСа» стали желанными гостями в кабинетах министерства.
Выступая на конференции «Российская школа и Интернет» в 2001 году, Владимир Филиппов поставил в один контекст Михаила Ходорковского и Владимира Путина: «Президент лично курирует программу оснащения компьютерами российских школ, а М.Ходорковский создал и финансирует проект подготовки учителей к работе с использованием возможностей Интернета».
На церемониях открытия центров ФИО можно было встретить губернаторов, полпредов и… Владимира Филиппова с Михаилом Ходорковским. Министр образования не жалел лестных слов в адрес бизнесмена, рискнувшего вложить деньги в информатизацию школы.
Постепенно у ФИО и министерства появились совместные проекты вроде @вгустовского интернет-педсовета. Над их подачей работали опытные рекламщики «ЮКОСа», а министерство получало общественное признание.
Названия «ЮКОС» и РГГУ стали употребляться в одном контексте с апреля 2003 года. Именно тогда нефтедобывающая компания развернула программу финансовой поддержки РГГУ, рассчитанную на 10 лет. За это время вуз должен был получить 100 миллионов долларов. Говорят, что Михаил Ходорковский сам предложил министру Владимиру Филиппову взять на себя финансирование любого из ведущих вузов. Министр назвал РГГУ.
17 июня 2003 года ученый совет избрал на пост ректора РГГУ одного из крупных акционеров «ЮКОСа», Леонида Невзлина. Решение было принято практически единогласно: 150 голосов «за» и лишь шесть – «против».

Владимир Филиппов лично вручил Невзлину удостоверение ректора РГГУ, поздравил его с избранием и назвал это событие «исторической вехой в российском образовании».
Сегодня министр образования как бы через силу признает: «Я пошел на это, потому что таково было условие руководства “ЮКОСа”».
Впрочем, министр образования еще в июне должен был понимать, что с «ЮКОСом» не все ладно. Уже тогда авторитетные эксперты называли Михаила Ходорковского «наиболее вероятным кандидатом на роль тельца для заклания от бизнес-сообщества». Раскручивалось дело акционера «ЮКОСа» Платона Лебедева, обвиняемого в хищении акций ОАО «Апатит». В воздухе пахло грозой. Не случайно избрание Леонида Невзлина на пост ректора РГГУ многие расценили как попытку «прикрыться» авторитетом ведущего гуманитарного вуза страны: авось не тронут. Однако Владимир Филиппов не пытался тогда дистанцироваться от «ЮКОСа» – наоборот, лично рекомендовал Невзлина в ректоры. Может быть, министра просто не предупредили о дальнейшей судьбе «ЮКОСа»?
Бывший глава РГГУ Юрий Афанасьев ушел в отставку без сожалений. «Афанасьев не выдержал давления прорывающихся труб и осыпающихся потолков», – заявил в интервью руководитель одного из структурных подразделений РГГУ.
С начала учебного года в университете была поднята зарплата преподавателей, начата покупка квартир для сотрудников. Правда, Леонид Невзлин руководил процессом издалека – из Израиля. С 5 октября отпуск по диссертации перешел в больничный… События вокруг «ЮКОСа» развивались по нарастающей, и, вероятно, Невзлину – будь ты хоть трижды ректор – от прокуратуры это слабая защита. «У меня появилась боязнь ареста», – сообщил он в интервью «Коммерсанту».
В это время на бывшего ректора РГГУ Юрия Афанасьева вновь стало оказываться давление. Правда, на этот раз давили не лопнувшие трубы и осыпающиеся потолки, а некое «руководство». Руководство требовало сместить Невзлина с поста ректора.
Сперва отрабатывался сценарий «инициатива снизу»: якобы в администрацию университета обратились члены Ученого совета, которые считают, что без ректора «работать тяжело», а потому нужно немедленно с ним расстаться. На самом деле Ученый совет оказался на стороне Невзлина.
Тогда запустили сценарий «инициатива сверху». Владимир Филиппов сообщил Ученому совету, что «я бы сам мог подписать приказ об увольнении, но пришел с вами посоветоваться». Чтобы лучше советовалось, Владимир Филиппов добавил: «Возможно решение министерства о реорганизации РГГУ».
Профессор РГГУ Леонид Баткин ответил министру: «Мы не раз наблюдали сцены, когда из людей выдавливали признание. Ответить на это давление или нет – наш нравственный выбор».
Ученый совет перенес решение вопроса о смене ректора на 20 ноября. А 17 ноября Леонид Невзлин подал в отставку. «Если бы университет не был государственным, то я бы боролся до конца с тем давлением, которое оказывает власть на меня и университет, – сказал он. – Но РГГУ – государственный, и у государства существует механизм наказания этого вуза, по факту взятого в заложники».

…Благодаря поступку Невзлина Владимиру Филиппову не придется реорганизовывать РГГУ. Наверное, министр этому рад – ему вряд ли хотелось стать антигероем на первых полосах газет, которые пристально следят за всей этой историей. А теперь и с РГГУ не надо связываться, и пост удалось сохранить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru