УЧЕБНИКИ
Музы в храме науки. Наука безмолвствует
Тихомирова С.А.
Дидактические материалы
по физике, 7–11 классы.
М.: Школьная пресса, 2003 (первое издание – 1996)
|
|
Тихомирова С.А.
Физика в пословицах,
загадках и сказках.
М.: Школьная пресса, 2002
|
Любому здоровому организму
свойственно беречь энергию. Попросту говоря –
лениться. И если можно переиздавать книги, то
почему нельзя переиздавать рецензии? Первое
издание первой из этих двух книг вышло в 1996 году,
и поскольку оно почти ничем не отличается от
второго, вашему вниманию предлагается обширная
цитата из той рецензии. Тем более что почти все
сказанное относится и ко второй книге.
«Книга представляет собой, вероятно, первую в
нашей стране попытку написания задачника на
основе отрывков из художественной литературы.
Здесь мы найдем и всем знакомые стихи Пушкина о
царе Салтане, и выдержки из фантастических
произведений Ж.Верна и А.Беляева, и даже
стихотворное описание последствий аварии в
Чернобыле. Таких задач в книге больше 200, они
охватывают все разделы школьного курса химии –
от кинематики до элементарных частиц. Некоторые
из них публиковались раньше (см., напр., “Квант”,
1990, № 11; 1991, № 1; 1993, № 3/4 и др.), но под одной
обложкой собраны впервые. Понятно, что подобный
материал собирается годами, и автор книги –
физик, кандидат педагогических наук, автор
многих публикаций в журнале “Квант” –
использовала свой многолетний опыт преподавания
в школе и в вузе. Книжка получилась интересной и
очень нужной: систематическое использование на
уроках отрывков из художественных текстов
повышает активность учащихся, вызывает их
интерес к физике и даже побуждает самостоятельно
находить в художественной литературе отрывки с
“физическим смыслом”, сочинять по ним вопросы и
пытаться на них ответить. Возможно, семиклассник
сделает это не так хорошо, как ученик выпускного
класса, особенно имеющий опыт участия в
олимпиадах. Однако в любом случае подобную
самодеятельность учащихся следует, без сомнения,
всячески поощрять и использовать для
закрепления и углубления знаний по физике.
Особенный интерес учащихся вызывают ошибки (не
всегда очевидные), которые можно встретить у
поэтов и писателей. Вероятно, у многих учителей
есть свои аналогичные “заготовки” и они захотят
поделиться ими – это всем будет на пользу».
Уважаемый рецензент (И.А.Леенсон) в далеком 1996
году отметил в книге один глобальный недостаток
– отсутствие решений к большинству задач и
крайнюю лаконичность имеющихся. Этот недостаток
так недостатком и остался. И то сказать –
нормальный разбор большинства задач потребовал
бы нескольких часов работы и нескольких страниц
текста на каждую задачу. Тот же рецензент отметил
и три конкретные ошибки в решениях. Автор
поступила с ними просто – «свистнул delete, и голова
скатилась с плеч» – эти решения в новом издании
отсутствуют. Новых, увы, не присутствует.
Что касается второй из названных выше книг, то
это аналогичная книга на базе пословиц, загадок и
сказок всех на свете народов. И этих физически
ассоциированных текстов в книге сотни! Но с
ответами ситуация еще проще – они даны только к
загадкам (собственно, это вообще не ответы к
физическим задачам).
Резюме. Учителю, хорошо знающему физику, имеющему
время и силы, эти книги полезны. И очень – они
послужат ему указателем сцен для разбора на
уроках. А если хотя бы одно из этих условий не
соблюдено, что он будет с этими книгами делать?
Пугать ими своего коллегу-словесника? Впрочем,
может применить для ухаживания...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|