Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Музы в храме науки. Наука безмолвствует


Тихомирова С.А.
Дидактические материалы
по физике, 7–11 классы.
М.: Школьная пресса, 2003 (первое издание – 1996)


Тихомирова С.А.
Физика в пословицах,
загадках и сказках.
М.: Школьная пресса, 2002

Любому здоровому организму свойственно беречь энергию. Попросту говоря – лениться. И если можно переиздавать книги, то почему нельзя переиздавать рецензии? Первое издание первой из этих двух книг вышло в 1996 году, и поскольку оно почти ничем не отличается от второго, вашему вниманию предлагается обширная цитата из той рецензии. Тем более что почти все сказанное относится и ко второй книге.
«Книга представляет собой, вероятно, первую в нашей стране попытку написания задачника на основе отрывков из художественной литературы. Здесь мы найдем и всем знакомые стихи Пушкина о царе Салтане, и выдержки из фантастических произведений Ж.Верна и А.Беляева, и даже стихотворное описание последствий аварии в Чернобыле. Таких задач в книге больше 200, они охватывают все разделы школьного курса химии – от кинематики до элементарных частиц. Некоторые из них публиковались раньше (см., напр., “Квант”, 1990, № 11; 1991, № 1; 1993, № 3/4 и др.), но под одной обложкой собраны впервые. Понятно, что подобный материал собирается годами, и автор книги – физик, кандидат педагогических наук, автор многих публикаций в журнале “Квант” – использовала свой многолетний опыт преподавания в школе и в вузе. Книжка получилась интересной и очень нужной: систематическое использование на уроках отрывков из художественных текстов повышает активность учащихся, вызывает их интерес к физике и даже побуждает самостоятельно находить в художественной литературе отрывки с “физическим смыслом”, сочинять по ним вопросы и пытаться на них ответить. Возможно, семиклассник сделает это не так хорошо, как ученик выпускного класса, особенно имеющий опыт участия в олимпиадах. Однако в любом случае подобную самодеятельность учащихся следует, без сомнения, всячески поощрять и использовать для закрепления и углубления знаний по физике. Особенный интерес учащихся вызывают ошибки (не всегда очевидные), которые можно встретить у поэтов и писателей. Вероятно, у многих учителей есть свои аналогичные “заготовки” и они захотят поделиться ими – это всем будет на пользу». Уважаемый рецензент (И.А.Леенсон) в далеком 1996 году отметил в книге один глобальный недостаток – отсутствие решений к большинству задач и крайнюю лаконичность имеющихся. Этот недостаток так недостатком и остался. И то сказать – нормальный разбор большинства задач потребовал бы нескольких часов работы и нескольких страниц текста на каждую задачу. Тот же рецензент отметил и три конкретные ошибки в решениях. Автор поступила с ними просто – «свистнул delete, и голова скатилась с плеч» – эти решения в новом издании отсутствуют. Новых, увы, не присутствует.

Что касается второй из названных выше книг, то это аналогичная книга на базе пословиц, загадок и сказок всех на свете народов. И этих физически ассоциированных текстов в книге сотни! Но с ответами ситуация еще проще – они даны только к загадкам (собственно, это вообще не ответы к физическим задачам).

Резюме. Учителю, хорошо знающему физику, имеющему время и силы, эти книги полезны. И очень – они послужат ему указателем сцен для разбора на уроках. А если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, что он будет с этими книгами делать? Пугать ими своего коллегу-словесника? Впрочем, может применить для ухаживания...

Леонид АШКИНАЗИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru