Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Тренинг письменной речи


Лидман-Орлова Г.К.
Учимся писать изложение.
Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2003.

Если опираться на данные, полученные в результате визита в учебный раздел Московского Дома книги, рынок подобными пособиями отнюдь не изобилует. По крайней мере ничего подобного на соответствующей полке мне найти не удалось. Вот просто сборники с текстами – это сколько угодно, для любого класса и на любой вкус. Попалась даже такая экзотика, как «Образцы изложений» (тех, что предполагаются в 9 классе на выпускном экзамене) – готовые экзаменационные работы, видимо, для самых одаренных. Дескать, вызубри чужой пересказ – и спи спокойно! Более того, были даже «Образцы изложений с элементами сочинения» – то же самое, но уже с выполненным творческим заданием.
Вот только никаких «самоучителей», подобных вышедшему недавно в издательстве «Дрофа», нигде не нашлось – то ли по причине чрезмерной востребованности, то ли, наоборот, ее отсутствия. Боюсь, что скорее последнее. В итоге оказалось, что рецензируемое пособие даже не с чем сравнить. Хотя само по себе оно производит впечатление довольно толкового.
Рассчитано пособие в первую очередь на подготовку учащихся к выпускному экзамену в 9 классе и содержит добросовестно систематизированный материал по изучению изложений в средней школе, помноженный на огромное количество тренинговых текстов с разнообразными заданиями (собственно практическая часть занимает почти три четверти всего пособия). Композиция сборника организована таким образом, чтобы решать две задачи: во-первых, подробно осветить все этапы написания изложения, начиная с первичного прослушивания и заканчивая дополнительным заданием, во-вторых, обеспечить комплексный подход к анализу излагаемого текста (от определения темы и идеи до выявления соответствующих художественных средств, определяющих своеобразие текста). Каждый раздел главы, посвященной комплексному анализу, содержит теоретическую часть, в соответствии с нею – пример анализа текста и набор упражнений на закрепление материала.
Имеет смысл обратить внимание на раздел «Определяем стиль речи», в особенности на таблицу, где функциональные стили рассматриваются не только с точки зрения их задач и сферы употребления, но и языковых особенностей: лексических, морфологических, синтаксических. Несколько обделенным в этом отношении оказался только научный стиль – в его случае ограничились лишь общей характеристикой.
Отдельная небольшая глава посвящена классификации дополнительных заданий, здесь же приводятся некоторые рекомендации, касающиеся их выполнения (увы, не самые содержательные – например, сообщается, что, «чтобы выразить… личное отношение к тому, о чем сказано в тексте», требуется употребление «таких слов, словосочетаний и оборотов, с помощью которых вы сможете выразить свою точку зрения, свое мнение и свои чувства». Логично, конечно…) .
Впрочем, кое-что вызывает и недоумение. Например, в организации материала есть такой любопытный момент: время от времени на поля пособия выносится (видимо, по образцу школьного учебника) определение какого-нибудь понятия, вроде «редактирование – приведение в порядок, упорядочивание». Так вот, принцип отбора нуждающихся в объяснении понятий и конечную цель этого ликбеза мне постичь не удалось. Поскольку всегда казалось, что в учебных пособиях такой прием используется, чтобы объяснить потенциальному читателю значение слова, которое он может не знать. Но если предположить, что школьнику не известны значения слов «редактирование», «притча» или «аргумент», то почему на таких условиях он обязан знать, что такое архаизм, гипербола или градация однородных членов (а ведь эти понятия нигде не раскрываются)? Непоследовательно.
К сожалению, язык пособия несколько монотонен, к тому же систематически грешит тавтологией и изобилует оборотами вроде: «...авторское присутствие нередко находит отражение и в прямом выражении в тексте его чувств и мыслей по поводу изображаемого» (стр. 66).
Впрочем, все эти претензии скорее к форме, нежели к содержанию, и не в них суть. Главное, думается, здесь в том, что даже сейчас, когда спросом пользуются преимущественно шпаргалки и справочники с готовыми ответами, литература, направленная прежде всего на развитие самостоятельного мышления, тоже продолжает издаваться.

Юлия ЛОНДЕР

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru