УЧЕБНИКИ
Мела мало!
Об итогах одного педагогического
эксперимента
«Меловая» физика, как другие способы
преподавания физики, не соответствующие
экспериментальному методу познания природы,
стали наступать на нашу школу лет 10–12 назад. В
тот период уровень обеспеченности оборудованием
школьных кабинетов опустился ниже 20% от
необходимого; практически прекратила работать
промышленность, выпускавшая учебное
оборудование; из смет школ исчезла так
называемая защищенная статья бюджета «на
оборудование», которая могла расходоваться
только по своему прямому назначению.
Когда критическая ситуация была осознана, в
Федеральную программу «Учебная техника» была
включена подпрограмма «Кабинет физики».
Головная организация по ее реализации –
Российское научно-производственное объединение
«Росучприбор».
Специалистами ИОСО РАО, РНПО «Росучприбор» были
разработаны «Перечни учебной техники и
наглядных средств обучения для
общеобразовательной школы» по всем предметам, в
том числе и по физике. Перечни утверждены в МО РФ
и выпущены издательством «Педагогика» в 2003 г.
В рамках выполнения программы восстановлено
производство классического оборудования,
разработано современное, в том числе с
использованием последних информационных и
компьютерных технологий.
Наиболее радикальные изменения произошли в
оборудовании для фронтальных работ, разработаны
и выпускаются массовым тиражом тематические
комплекты оборудования по механике,
молекулярной физике и термодинамике,
электродинамике, оптике.
Изменились роль и место самостоятельного
эксперимента в концепции физического
образования: эксперимент является не только
средством формирования практических умений, он
становится способом освоения метода познания.
Отмеченные тенденции показывают, что созданы
предпосылки для включения в
контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по
физике заданий с лабораторным оборудованием.
Присутствие таких заданий в ЕГЭ окажет огромное
воздействие на органы управления на местах,
позволит использовать внутренние финансовые
ресурсы регионов, что поможет федеральному
бюджету; эксперимент окажется востребованным.
Однако практическая реализация этой
продуктивной идеи требует опытной апробации, так
как возникает большое число не только
технологических, но и научно-методических
вопросов. Некоторые из них: сколько времени
ученики будут тратить на выполнение заданий; как
предъявить им оборудование; каковы способы
проверки и оценки выполнения заданий; где в
работе должно располагаться экспериментальное
задание; как конструировать задания, принципы их
отбора, комплекты оборудования для ЕГЭ и т.д. Для
ответа на поставленные вопросы в 2003 г. был
проведен специальный педагогический
эксперимент.
Педагогический эксперимент проведен предметной
комиссией по физике ЕГЭ-2003 (председатель
комиссии Фадеева А.А.), Центром педагогических
измерений Московского института открытого
образования (руководитель центра Татур А.О.),
лабораторией физического образования (зав.
лабораторией Орлов В.А.) ИОСО РАО (директор Дик
Ю.И.) и РНПО «Росучприбор» (ген. директор Песоцкий
Ю.С.).
Специальный комплект «ЕГЭ-лаборатория» был
разработан в подмосковном филиале РНПО
«Росучприбор» (директор Поваляев О.А.) на базе
фронтальных наборов, выпускаемых подмосковным
филиалом.
Четыре комплекта «ЕГЭ-лаборатория» в составе 80
наборов предоставлены Подмосковным филиалом в
школы, участвовавшие в педагогическом
эксперименте.
Эксперимент проведен в школе №1936 г. Москвы
(директор Андриянова О.Г.) и в муниципальных
образовательных учреждениях Раменского района
Московской области (председатель комитета по
образованию Желтухина Н.Н.): школа №32 пос. Родники
(директор Фомченкова А.В.), Удельнинская гимназия
(директор Хорошилова М.М.) и Раменская гимназия
(директор Макарова О.Г.).
В педагогическом эксперименте участвовали
учителя физики: Бухарова Т.В., Воскобойникова Н.И.,
Зотова Е.М., Корешкова Е.Ф., Петрова Е.Г., Селюкова
Н.В., Шулежко А.Т., Шулежко Е.М., Шунько Т.И.
Каковы главные результаты
педагогического эксперимента?
1. Разработаны подходы к выделению из
системы «Требований к уровню подготовки
выпускников» знаний и умений, для проверки
освоения которыми эффективны экспериментальные
задания; определены способы конструирования
таких типов экспериментальных заданий, как:
проверка гипотез; исследования; измерения
величин, параметров характеристик;
экспериментальные задачи.
2. Разработан и апробирован комплект
«ЕГЭ-лаборатория», определены направления его
совершенствования и значительного уменьшения
стоимости рабочего места. Производственная база
РНПО «Росучприбор» позволяет выпустить
необходимое количество комплектов оборудования
для ЕГЭ по физике.
3. В условиях дефицита оборудования учителя
физики делают все возможное для выполнения
лабораторных работ. Поэтому у учащихся на уровне,
близком к 50%, сформированы такие общеучебные
умения, как подбор оборудования в соответствии с
целью задания, выполнение задания без подробной
инструкции, самостоятельность в работе и др.
Учащиеся уверенно работают с необычным для них
оборудованием, таким, как электронный
секундомер, манометр, амперметр с ценой деления
0,02 А и др.
4. Подтвердился и ожидаемый нами экономический
эффект включения экспериментального задания в
итоговую работу. В ходе эксперимента было
проведено обследование уровня обеспеченности
лабораторным оборудованием всех 50 школ
Раменского района. Оказалось, что в среднем он
составляет 55% от нормы. По результатам
обследования комитет по образованию
администрации Раменского района разрабатывает
районную программу по обновлению материальной
базы кабинетов физики.
Результаты проведенного исследования позволяют
сделать общий вывод о целесообразности
проведения более широкого педагогического
эксперимента по комплексному моделированию ЕГЭ
по физике, в КИМах которого используются задания
с лабораторным оборудованием. Предметная
комиссия ЕГЭ по физике убеждена, что ЕГЭ может
оказать решающее влияние на восстановление
высокого отечественного уровня использования
физического эксперимента в преподавании физики.
Геннадий НИКИФОРОВ,
ведущий научный сотрудник ИОСО РАО, кандидат
педагогических наук,
член Федеральной предметной комиссии по физике
ЕГЭ-2003,
руководитель педагогического эксперимента
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|