Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Как составить бизнес-план в соответствии с Гражданским кодексом и последними достижениями педагогики


Леонтьев А.В.
Технология предпринимательства.
Учебник. 9 класс. –
М.: Дрофа, 2002


Леонтьев А. В. Технология предпринимательства.
Поурочное планирование.
9 класс. –
М.: Дрофа, 2001

Школа всегда выполняла определенный социальный заказ. Когда государству нужны были рабочие руки, мы на уроках труда готовили школьников к массовым рабочим профессиям. Изменилась общественно-экономическая ситуация, изменились и требования к трудовому обучению. Сейчас наша цель – формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности – качества, необходимые для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от правильного определения потребности в продукции до ее реализации.
УМК А.В.Леонтьева «Технология предпринимательства» – принципиально новый в трудовом обучении.
Опыт работы этого года дает основание поделиться некоторыми соображениями по поводу структуры и содержания нового комплекта.
УМК включает не только учебник, но и учебно-методическое пособие для учителя, в котором приведены поурочные учебно-методические разработки с методическими рекомендациями по их проведению, с наглядным и дидактическим материалом в приложении. Структура приложений очень удобна для практической деятельности учителя – каждое приложение на отдельной странице, что дает возможность его ксерокопировать, увеличить, размножить.
Учебник и пособие очень удобны в чтении, так как использованы различные шрифты для выделения основного, дополнительного и пояснительного материалов. Хочется также отметить тесное равноправное взаимодействие текста и иллюстраций. Здесь речь идет о большом спектре наглядного представления информации: схемы, таблицы, фотографии, рисунки, дополняющие и разъясняющие текст.
Комплект написан простым, доступным как для учителя, так и для учащихся языком, но при этом на высоком научном уровне. Привлекает высокая корректность и лаконичность формулировок. Содержание учебника иллюстрирует системный подход к обучению. Все параграфы взаимосвязаны, построены на предыдущем материале. Параграфы короткие, но емкие по содержанию, что весьма удобно при работе с учащимися, так как они не особенно любят длинные заумные тексты.
Трехуровневые вопросы к параграфу дают учителю возможность проводить дифференцированное закрепление материала.
Программа раздела «Основы предпринимательства» предусматривает выполнение учащимися бизнес-плана. Одновременно на практических занятиях изготовят опытный образец продукции, предполагаемый для выпуска на их предприятиях. Удобно то, что в приложении к учебнику автор поместил примеры предпринимательских идей, которые можно реализовать в условиях учебных мастерских (швейного класса) или дома. Это помогает учащимся, не умеющим генерировать идеи, быстрее определиться с темой бизнес-плана. Выбрав тему и работая над ней, они всегда смогут скорректировать свои действия с образцами бизнес-планов, которые имеются в приложении учебника.
Помогает изучению материала большое количество таблиц, технологических карт, схем, образцов различного характера. При изучении вопросов «Ресурсы», «Предпринимательство», истории предпринимательства и др. большую помощь оказывают приведенные фотоматериалы.
Наших учеников заинтересовал тест на оценку своих предпринимательских способностей, находящийся в приложении к учебнику. Многие из них конечно же получили не тот результат, который ожидали, но этот тест, наверное, заставит их пересмотреть свои познания в экономике и свои профессиональные планы на будущее.
Автор предусмотрел и развитие правовой грамотности школьников, поместив в приложении подборку статей из ГК РФ «Дееспособность малолетних и несовершеннолетних граждан в соответствии с Гражданским кодексом РФ (Часть 1). С комментариями».
Для желающих глубже ознакомиться с вопросами экономики и предпринимательства в конце учебника и пособия представлены списки использованной и рекомендуемой литературы.
Благодаря этому учебнику старшеклассники учатся открывать свое дело и получать от него прибыль, развивают творческие способности, подковываются юридически. Ученикам учебник нравится.
В пособии нет дублирования содержания учебника. Положительно, что автор сконцентрировал в пособии цели и задачи курса, примерный тематический план и учебную программу. Это дает возможность учителям готовиться к урокам, не прибегая еще к какой-либо литературе.
Необходимость и возможность изучения основ предпринимательства в 9 классе автор разъясняет в разделе пособия «Возрастные психолого-педагогические особенности девятиклассников в обучении и воспитании». Этот раздел мотивирует и психологически подготавливает педагогов к проведению уроков и деловых игр по основам предпринимательства. Хочется отметить, что в данном разделе автор уделяет большое внимание развитию на уроках предпринимательства основ нравственности, социальных установок, практического интеллекта.
При изучении основ предпринимательства рекомендуется применить деятельностный подход в обучении и включение в пособие теоретического материала по данному методу является положительным фактором. Автор доступно, но на высоком профессиональном уровне раскрыл суть предлагаемого им деятельностного подхода, изложил свои рекомендации по его использованию.
Учителям очень удобно работать по данному пособию, так как в нем содержатся поурочные учебно-методические разработки. Они помогают педагогу, используя предложенные методические рекомендации, составлять свои планы уроков.
Программа курса предусматривает проведение с учащимися деловых игр, которые дают богатые возможности для деятельностного изучения основ предпринимательства и для личностного развития ребенка. В пособии даются разработки игр «Вариант», «Вертушка общения», «Прибыльное производство», где запланированы цели игры, описаны последовательность проведения и содержание игры. Предлагаются рекомендации по ходу игры, анализу хода и результатов игры. Также рассмотрены направления развития игры. Но самое ценное то, что полностью разработано дидактическое сопровождение игры, опять-таки напечатанное на отдельных страницах, что дает возможность учителям, ксерокопировав и размножив, быстро и качественно подготовиться к проведению игры.

М.А.АРСЛАНОВА,
учитель-методист СШ № 31;
М.И.ДЕВЯТОВА,
учитель-методист СШ № 34;
Т.М.НАСРЕТДИНОВА,
методист ИНПО г. Набережные Челны

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru