УЧЕБНИКИ
Компас в море информатики
Карьера в информационных технологиях.
М.: Аванта+, 2003
Книгой об информационных технологиях
издательство «Аванта+» открыла новую серию
«Энциклопедия профессий». Этот справочник
пригодится как преподавателям на уроках
информатики, так и тем ученикам, кто захочет
связать свою дальнейшую судьбу с этой сферой
деятельности. Информационные технологии авторы
книги сравнивают с Чеширским котом из «Алисы в
Стране чудес»: «Кот, безусловно, был, но стоило
приглядеться к нему поближе, как его очертания
медленно растворялись в воздухе». Сегодня к
информационным технологиям нередко относят всё
и вся. Но в данной книге под ними понимают
непосредственно профессиональную работу с
компьютером. В 1956 году основоположник
современной теории информации Клод Шеннон
назвал компьютер «усилителем мыслительных
способностей человека». Думается, что в
действительности «умная машина» увеличивает не
мыслительные способности, а лишь скорость
обработки человеком информации, но не в
состоянии повлиять на скорость сопоставления,
анализа отдельных единиц информации. Можно
согласиться с тем, что «компьютер избавил
человека от множества рутинных обязанностей и
чисто механических занятий, освободив время для
научных, творческих изысканий». В то же время
информационные технологии преобразуют такие
древние профессии, как музыкант, художник,
верстальщик и даже коммерсант. Художник,
например, может заняться компьютерной графикой
или дизайном интернет-сайтов. А те же
программисты вынуждены теперь параллельно
овладевать и некомпьютерными специальностями.
По мнению авторов книги, в не столь далеком
будущем «обществу понадобятся специалисты,
обладающие сразу двумя, а то и тремя профессиями,
в первую очередь на стыке информационных
технологий с экономикой, финансами, менеджментом
и безопасностью».
Книга состоит из разделов, посвященных истории
возникновения и эволюции компьютера, роли
информационных технологий в обществе и их
этическим и правовым аспектам, соотношению
железа и софта, особенностям обслуживания
компьютерных систем, возможностям различных
профессий, связанных с компьютером, в том числе и
учителя информатики, а также перспективам
карьерного роста в инофирме или за рубежом. В
приложении публикуется список наиболее важных
журналов, посвященных информационным
технологиям, и рейтинг профессий в
информационных технологиях. Оказывается, самой
престижной остается сегодня, если судить по
величине оклада, профессия начальника отдела
автоматизации ИТ-департамента фирмы – от 1000 до
3000 у.е. А наиболее дешево ценится профессия
веб-программиста – от 150 у.е. Профессия же
преподавателя информатики в школе в рейтинг
вообще не включена. Об этой профессии в
соответствующем разделе книги говорится, что
«еще не так давно специальность «учитель
информатики» буквально негде было получить, и в
школах ее преподавали учителя физики и
математики, а то и просто случайные люди. В
неписаном рейтинге школьных предметов
информатика стояла где-то между пением и
физкультурой». Ныне существуют специальные
центры подготовки учителей информатики, а сам
предмет стал одним из самых престижных и
популярных среди школьников. В книге даны весьма
дельные советы, как его преподавать: «Лишь
единицы выпускников выберут информационные
технологии своей специальностью, а работать с
компьютерами придется почти всем. И потому нет
смысла «грузить» школьников языками и
алгоритмами, а нужно научить их свободно
пользоваться текстовыми редакторами,
архиваторами, программами для вычислений,
Интернетом и прочими практически полезными
вещами… Умение получить электронное письмо или
набрать и распечатать текст современному
человеку нужно не менее, чем умение починить утюг
или испечь пирог». Вместе с тем школьники должны
получить и какое-то представление об основах
теории информатики – столь же серьезной науки,
как математика или география, поскольку именно
информатика «способна научить детей мыслить
по-новому, в соответствии с духом информационной
эпохи». Проблема в том, в какой пропорции
сочетать на уроках теорию и практику. Как
справедливо отмечают авторы книги, «образование
– не только получение навыков, это еще и
развитие, и кругозор, включенность в
общечеловеческий прогресс познания и привычка к
самостоятельному познанию. И в этом отношении
возможности информатики уникальны». Как кажется,
человек, владеющий компьютером, всегда будет
мыслить самостоятельно.
Приведены в книге и примеры наиболее успешных
карьер в информационных технологиях. Первое
место тут по праву занимает ставший легендой еще
при жизни Билл Гейтс. Правда, в посвященном ему
очерке подчеркивается, что в своем бизнесе «он
сыграл роль на редкость ловкого финансиста, а
вовсе не гениального разработчика программного
обеспечения». Да, все-таки карьеры финансиста и
специалиста по информационным технологиям – это
«две большие разницы», и они требуют от человека
различных качеств.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|