УЧЕБНИКИ
От образа к понятию
Обществоведение:
Гражданин, общество, государство:
Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф.Виноградова,
Н.И.Городецкая и др.;
Ред. кол. Л.Н.Боголюбов и др. –
М.: Просвещение, 2003. – 141 с.: ил., карт.
Много говорят о “новом” поколении учебников.
Об учебниках для нового поколения. Но до сих пор
неясно, каким он должен быть, этот учебник (нет ни
формул, ни рецептов), и лишь очень приблизительно:
учебник “нового” поколения – это некий продукт,
который поспевает за временем: который и
своевремен, и современен, и, несомненно, что-то
очень хорошее и всегда более совершенное по
отношению к тому, что было “до”. Такой учебник,
который и учит, и развлекает (а не поучает и
занудствует на каждом шагу), и рассказывает, и
показывает, и соответствует стандарту и
программе дисциплины, и учитывает возрастные
особенности и весь из себя сплошное достоинство
и т.д. Но, пожалуй, лишь на практике, лишь в
сравнении можно ощутить разницу между старым и
новым.
Вот, знакомьтесь – учебник “Обществоведения”
для 5 класса – учебник “нового поколения”,
именно так он презентуется авторами и
издателями. Сказать, что книга красочная или даже
что она “богато иллюстрирована”, – это ничего
не сказать. Книга – пестрая! В самом
положительном смысле: разнообразнейший
иллюстративный материал: репродукции живописных
полотен, фотографии, картинки и картиночки,
графика, схемы. Авторами сделан явный акцент на
визуальную репрезентацию материала. Принцип
наглядности реализован стопроцентно. Это
учебник с картинками. Соотношение текста и
иллюстраций одинаково. То есть на каждую
смысловую единицу текста (главку, параграф,
абзац) накладывается визуальный ряд: одна
картинка, две, три картинки. Ну, так уж мы
запрограммированы, и взрослые и дети, идти в
процессе познания от образа к понятию.
Визуальная культура. Визуальная цивилизация.
Значимые фрагменты текста на странице
тонированы – подкрашены нежными пастельными
тонами. Радость – глазам и сердцу! Все важное – в
рамочках. Разноформатные заголовки, выделения в
тексте, разнообразные шрифты – все это помогает
избежать монотонности при восприятии текста.
Содержательно текст и графические элементы
столь тесно и органично переплетаются, что
разделение их на две отдельные составляющие не
представляется возможным. Учебник богато
оснащен и дополнительными возможностями,
которые очень желательны, но чаще всего
необязательны, увы, для многих учебных книг.
Каждая глава заканчивается проблемным
практикумом по ключевым моментам изложения, есть
словарь, итоговые вопросы для повторения. Есть
приложение “Прочти после уроков”, где
приводятся стихи – для релаксации, для озорной
улыбки. Стихи, кстати, и в постоянной на страницах
учебника рубрике “Поэтическое слово”. Образы,
заключенные в художественном слове, дополняют
иллюстративный ряд.
В теоретическом плане учебник придерживается
классической обществоведческой схемы: Человек –
Общество – Государство. Но при этом все-таки в
фокусе именно Человек. Абстрактные рассуждения о
социальном устройстве и механизмах гражданского
общества, о долге и добродетели авторы очень
удачно закрепили (а где-то и заменили)
конкретными биографическим примерами, “живыми”
примерами. “Жил на свете человек” – так
называются многочисленные вставки о людях, чьи
достоинства и поступки соответствуют текущему
фрагменту изложения. Так, например, в главе
“Труд”, в контексте проблематики “богатство –
бедность”, авторы плавно подводят к выводу о том,
что “богатство – обязывает”, и дают материал о
братьях Третьяковых, о том, как родилась
Третьяковская галерея, о знаменитых русских
меценатах.
Вторая важная содержательная особенность –
историко-культурные реминисценции, наполняющие
текст. Они идут в книге под заголовком
“Путешествие в прошлое” и призваны обеспечить
преемственность современной проблематики в
общем историческом контексте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|