РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Я могу!
Чтобы научиться побеждать, нужно хотя
бы один раз победить. Пусть даже с помощью
родителей
С чего начать?
– Мам! А ты можешь вот так? – и трехлетний сын, как
раненый кузнечик, впервые скачет на одной ноге,
то и дело спотыкаясь.
– Нет, так я, конечно, не могу.
– А вот так? – И он вдруг встает ладонями прямо на
грязный асфальт и бежит дальше уже “на четырех
ногах”.
Я не одергиваю его. Нельзя мешать научным
экспериментам.
Маленькому человеку так важно познать свои
возможности! На руках можно ходить. Пальцами ног
– собирать разбросанный по полу конструктор. А
мяч отбивать головой. Открытия, достойные
Нобелевской премии. За каждым из них для ребенка
стоит жизнеутверждающая формула: Я МОГУ!
Освоение пространства вокруг, умение управлять
своим телом. Не мог плавать? Теперь могу! Не умел
прыгать в длину? Теперь умею! Падал на лыжах?
Теперь еду! Опыт преодоления, который останется с
ним навсегда.
Для любого ребенка серьезное достижение, если он
научился кататься на велосипеде или на коньках,
качаться на качелях, висеть вниз головой на
турнике или лазить по канату. Это дает ему
реальное ощущение собственного роста, изменения
“в плюс”. Для взрослого же главное – сделать
так, чтобы этот опыт преодоления оказался
удачным и закончился непременно победой ребенка.
Для этого, как правило, не хватает самой малости:
признания взрослыми того, что физическое
развитие детей – важнейшая проблема, стоящая на
первом месте, во всяком случае для тех, кому еще
нет десяти.
Спорт и творчество
Один из самых распространенных мифов о спорте
заключается в том, что спорт якобы крайне тупое,
однообразное занятие, требующее лишь постоянной
работы для мышц. Однако те, кто хотя бы недолго
занимался каким-либо игровым видом спорта, знают,
какое значение имеет для успеха богатство
игровых комбинаций, творческий стиль игры,
неожиданная импровизация. В борьбе, как и в
шахматах, необычайно важно понимать и
чувствовать своего противника, представлять его
внутренний образ. В таких видах, как гимнастика,
фигурное катание, артистизм – критерий
профессионализма.
«Делай немедленно зарядку!», «Пробеги три
круга!», «Присядь двадцать раз!». Подобные
требования взрослых отбивают у детей всякую
охоту к физическим упражнениям. Потому что в
“упражнениях” нет творческого начала, как
воздух необходимого каждому ребенку. Зато оно
есть в игре.
– Кто быстрее пробежит три круга? – И сын с
азартом пускается наперегонки с отцом.
Включаем утром музыку и начинаем танцевать.
Изобретаем новые движения. Пробуем сесть на
шпагат, встать на мостик. Вместе, мама и дочь.
Зарядка – это вовсе не скучно!
Творческая фантазия проявляется у детей, если им
предоставить свободное пространство для
домашних занятий спортом, создать максимально
удобные условия для тренировок, которые часто
требуют от родителей больших жертв с точки
зрения внешнего вида квартиры. Обычно, наоборот,
мы стремимся ребенка вписать в уже существующий
интерьер, охраняя последний от разрушительных
воздействий. Но опыт деятельности в свободном
пространстве очень важен для развития личности
ребенка. Исследования в этой области постоянно
проводятся в московском детском саду № 869 при
научно-педагогическом объединении “Школа
Самоопределения”. Здесь на спортивных занятиях
педагоги большую часть времени оставляют для
того, чтобы дети играли в свободном пространстве.
Иными словами, малыши сами выбирают себе
деятельность: игру, свой путь на сложном
спортивном комплексе, занятия с определенным
предметом (мячом, обручем, прыгалками и т.п.),
придумывают и фантазируют. Задача взрослого –
создать условия, чтобы такое свободное
пространство “работало”. Для этого зал (детская
комната дома) должен быть оснащен самыми
разнообразными спортивными снарядами, чтобы
ребенок имел большой выбор, чем ему заниматься.
– Такое свободное пространство, – говорит
педагог, преподаватель физкультуры Сергей
Реутский, – позволяет проследить личную
траекторию развития ребенка: понять, что с ним
происходит и чем он хотел бы заниматься больше
всего, что у него получается, что – нет.
Создать свободное пространство для спортивных
занятий можно и дома. Если у ребенка будет
широкий выбор предметов, с которыми можно
тренироваться, он с удовольствием посвятит
своему физическому развития не один час в день. И
простора для творчества здесь вовсе не меньше,
чем во время рисования или занятий в театральной
студии.
Известный итальянский путешественник, альпинист
Карло Маури так оценивал свои детские спортивные
игры и их роль в собственном становлении: “Мы не
были детьми электронного века. Все свои игры мы
придумывали сами, своей фантазией, стремлением
что-то понять, испытать новые ощущения, познать
самих себя. Всякая наша игра, будь то шары или
лазание по горам, становилась для нас экзаменом,
в котором проверялась сила, обнаруживалась
трусость или смелость…”
Традиции семьи
Нетрудно представить себе разницу в перспективе
у двух детей, день которых начинается: у одного –
с бега трусцой в городском парке, а у другого – с
плотного завтрака и включенного телевизора. Хотя
говорят, что “с природой не поспоришь”, но образ
жизни семьи очень даже спорит. И ты вдруг видишь,
как живой, подвижный малыш превращается в
ленивого, неуклюжего толстячка. А “рыхлый” от
природы ребенок буквально на глазах
преображается в энергичного, ловкого и веселого
мальчишку. Конечно, физическое развитие ребенка
означает для многих родителей страшную
необходимость работать прежде всего над собой.
Кому же приятно делать по утрам зарядку в ущерб
лишним минутам сладкого сна? Но тут уж приходится
выбирать. Легче такой выбор делать, если здоровый
образ жизни становится традицией всей семьи.
У мастера спорта по плаванию Семена Корелко
традиция – бег трусцой по утрам. Он и своего сына,
пятилетнего Гришу, тоже приучает, берет с собой.
Встают они рано: в 7.30, чтобы полчаса побегать,
поиграть, а в 8.30 – уже быть в детском саду. Часто к
ним присоединяется и мама.
– Такие пробежки дают нам не только заряд
бодрости, – говорит Семен. – За год, что мы бегаем
вместе, сын стал гораздо меньше болеть, у него
появилась уверенность в себе, сознание
собственной силы.
Как заставить бегать четырехлетнего малыша? Ему
это неинтересно. Семену пришлось изобретать
немало “завлекалочек”. Сначала стали брать с
собой мяч, в который Гриша очень любил играть.
Отец бросал мяч на землю, и они бежали, поддавая
его ногой и отнимая друг у друга. Когда это
надоело, придумали бегать “в связке”. Семен
привязывал веревкой к себе сына, и они бежали
меняясь: сначала отец был первым, “конем”, потом
– Гриша. Пришлось Семену сооружать и тарзанку в
парке на горке (она была целью, до которой Гриша
бежал, чтобы покататься), и кормушки для птиц,
куда доставлялась еда, и многое другое. Главное,
как считает Семен, чтобы бег трусцой, вообще
занятия спортом стали для сына привычкой.
Помните древнюю мудрость? “Посеешь привычку –
пожнешь судьбу”. Конечно, путь Семена требует
много труда. И потом: ему легче – ведь он только
подстраивает сына под себя, под свой привычный
режим. А как быть тем, кто сам не блещет
физической формой? Может, отдать своего ребенка
на откуп профессионалам? Да, это тоже выход.
Выбор – за ребенком
Семейный совет на данную тему обычно проходит по
известному сценарию: папа хочет, чтобы дочь
занималась каратэ, потому что он и сам занимался
им в детстве. Мама – за гимнастику, потому что это
женственно. Бабушка – за шахматы, поскольку в
клубе рядом с домом есть такая секция – возить
далеко не надо. Ребенок тем временем тихо играет
в своей комнате. Его никто не спрашивает. Спор
неожиданно разрешает участковый врач:
– У девочки сильный сколиоз. Хорошо помогает
плавание.
Итак, плавание! Родителям сразу становится легче:
ведь выбор сделан самой жизнью. Как сказал один
известный тренер: “Это только кажется, будто
человек выбирает себе спорт. Спорт сам выбирает
человека”. Кстати, история большого спорта имеет
тому яркие подтверждения. Например,
блистательный путь Ирины Родниной начинался
банально: девочка часто болела воспалением
легких, и родители, чтобы закалить дочь, отдали ее
в фигурное катание. Они просто надеялись, что Ира
окрепнет и вырастет здоровым человеком. А
получилась – звезда.
Наверное, легче выбирать, если для ребенка
существуют определенные медицинские показания
для занятия тем или иным видом спорта. А если их
нет? На что опереться? На свою интуицию? На
желание ребенка? На советы соседки, чей сын
успешно занимается футболом? Возьмите на
вооружение всё. Пусть ребенок пробует. В конце
концов он остановится на том, что будет
соответствовать очень простой формуле: мне это
нравится и у меня это получается. Идти вслед за
способностями ребенка – благодарный путь. Не
выйдет из него, быть может, чемпиона. И даже
мастера спорта он “не сделает”. Но останется
очень многое, что дает спорт: воля и терпение,
способность распределять свое время и
уверенность в себе, радость победы и умение,
проигрывая, сохранять свое достоинство.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|