ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Леонид Гребнев, заместитель министра
образования:
“Болонский процесс не регулируется по указке
сверху”
В июне 1999 года в Болонье министрами
образования 29 европейских стран была подписана
“Декларация о Европейском пространстве для
высшего образования”.
Долгосрочная цель этой программы – «повышение
мобильности граждан на рынке труда и усиление
конкурентоспособности европейского высшего
образования”.
Для достижения этой цели предлагается добиться
взаимного признания дипломов, повсеместно
ввести двухступенчатую систему подготовки
специалистов («бакалавриат” и “магистратура”),
создать единую систему учета учебных достижений.
19 сентября 2003 года министры образования из 33
европейских стран встретились в Берлине, чтобы
изучить достигнутые результаты и определить
задачи на будущее.
На этой встрече произошло знаменательное
событие: к Болонской декларации присоединилась
Россия.
Что даст нам сотрудничество с Европой в сфере
высшего образования? На вопросы «ПС» отвечает
заместитель министра образования Леонид
ГРЕБНЕВ.
– Насколько быстро может решиться
вопрос о взаимном признании вузовских дипломов
между европейскими странами и Россией?
– Сам факт участия России в Болонском процессе
не означает автоматического признания наших
дипломов за рубежом. Чтобы этого признания
добиться, нужно проделать большую работу.
Например, трудоемкость учебных курсов у нас
измеряется в академических часах, имеющих разную
временную продолжительность в разных вузах, а на
Западе в так называемых кредитах (зачетных
единицах). Только когда мы перейдем на новую
систему учета общей трудоемкости, записи в наших
приложениях к дипломам станут узнаваемыми для
наших европейских коллег.
Еще один шаг навстречу – дальнейшее развитие
двухступенчатой системы обучения: бакалавриат –
магистратура. В этом плане нашими вузами было
очень многое сделано за прошедшие 10 лет, задолго
до подписания Болонской декларации.
А три года назад мы начали переход к
использованию так называемого “второго
поколения” стандартов высшего
профессионального образования, следующее
поколение будет утверждено не раньше 2008 года – с
учетом европейских тенденций в высшей школе и
предстоящей профилизации старших классов в
России.
– Не приведет ли стремление России
следовать европейским стандартам к новому витку
борьбы за 12-летний срок обучения в школе?
– Действительно, общеобразовательная
подготовка имеет разную продолжительность в
разных странах, у нас – меньше, чем за рубежом. Но
здесь важен не столько количественный, сколько
качественный аспект: выпускники наших школ,
поступающие в вузы по конкурсу, по уровню знаний
в принципе не отличаются от выпускников школ
других стран, особенно по математике и
естественным наукам.
При достаточно высоком качестве образования и
его доступной цене российские вузы оказались
весьма сильным конкурентом для европейских
вузов. Поэтому было немало заинтересованных
притормозить наше вступление в Болонский
процесс. Потребовалось время, чтобы прийти к
пониманию того, что участие России в Болонском
процессе в принципе соответствует
стратегическим интересам и Европы, и России, хотя
далеко не все заявленные цели этого процесса в
равной степени актуальны для всех сторон. В
частности, рынок труда специалистов высшей
квалификации в России далек от “евростандарта”.
По сути дела у нас нет и общероссийского рынка
такого труда хотя бы в силу высоких тарифов на
транспорте, не говоря уже о непомерной
дороговизне жилья. Пока не начнется полноценный
подъем российской экономики, не появится и
заинтересованный партнер вуза на рынке труда –
работодатель.
– Следует ли в связи с подписанием
Болонской декларации ожидать резкого увеличения
обмена студентами и аспирантами?
– Резкого скачка здесь не может быть, потому что
этот процесс уже давно активно развивается и,
помимо всего прочего, упирается в деньги.
Для нас сегодня важно развивать академическую
мобильность не столько за пределами страны,
сколько внутри нее, не допуская уродливых
перекосов. Речь идет о том, что сегодня многие
люди направляются на учебу в столичные города и
там оседают, пускают корни. В итоге многие
регионы страдают от недостатка тех или иных
специалистов, а в Москве и Санкт-Петербурге,
наоборот, имеется их избыток. Поэтому сегодня мы
должны думать о мобильности информационной,
виртуальной, позволяющей за счет
интернет-технологий получить качественное
образование в любом уголке страны, не выезжая
надолго в другие города.
– Но ведь одна из стратегических задач
Болонского процесса – увеличить мобильность
выпускников вузов на общеевропейском рынке
труда. Зачем же тогда городить огород, добиваться
взаимного признания дипломов, если мы опасаемся
утечки умов не только за пределы страны, но даже
из одного региона в другой?
– Утечкой умов озабочены в Европе все, не только
мы. За океан уезжают очень многие молодые люди,
желающие сделать научную карьеру, поскольку
ведущие вузы США значительно лучше оснащены
соответствующим оборудованием. Одна из
стратегических целей Болонского процесса в том и
состоит, чтобы исправить это положение. Наша
специфическая задача состоит в том, чтобы
выравнять доступность качественного
образования по всей стране. Столичные вузы
должны наладить тесные и разнообразные связи с
региональными вузами, без которых Россия не
выживет, как не выживет село, в котором по причине
“малокомплектности” закрывается школа.
– По данным Министерства образования, в
России обучается свыше 90 тысяч иностранных
студентов, аспирантов и стажеров. Для сравнения:
в университетах США обучается около 550 тысяч
иностранных граждан. Ожидается ли приток
студентов из-за рубежа в российские вузы?
– Российское образование было и остается
привлекательным для многих иностранцев. А
признание наших дипломов за рубежом увеличивает
шансы выпускников найти себе работу.
Но главное, что волнует иностранных граждан, –
это безопасность жизни в России. И до тех пор пока
жизнь у нас в стране не станет стабильной и
предсказуемой, говорить о заметном увеличении
притока иностранных студентов преждевременно.
– Министерством образования была
поставлена задача увеличить число филиалов
российских вузов за рубежом. В каких странах они
будут открываться в первую очередь и как
завоевать рынки образовательных услуг в дальнем
зарубежье?
– Вопрос об открытии филиалов за рубежом
решается только через межправительственные
соглашения. Это делается в основном в странах
СНГ. Есть другие, более гибкие формы
сотрудничества – например, заключение прямых
договоров между вузами о стажировках, совместных
дипломах. Все это началось задолго до
присоединения России к Болонской декларации, а
теперь будет развиваться еще активнее. Ведь
Болонский процесс не регулируется по указке
сверху, он по большей части «низовой»,
межвузовский, и преподавателям, студентам в нем
принадлежит ведущая роль.
– Как стыкуется подписание Болонской
декларации с планами Министерства образования
ранжировать вузы по категориям? Получат ли
ведущие вузы льготы и преимущества в выходе на
европейский рынок? Будет ли предоставлен
европейским коллегам рейтинг российских вузов?
– Рейтингов существует много и самых разных.
Пока рано говорить о каком-то одном,
универсальном рейтинге, который можно было бы
кому-то “предоставлять”. С моей точки зрения,
гораздо важнее первичная всесторонняя
информация о каждом вузе: характеристика
профессорско-преподавательского состава,
научно-исследовательской деятельности, учебных
площадей, материально-технического оснащения.
Эти сведения, поступающие в Министерство
образования ежегодно, должны быть доступны всем,
а не только проверяющим раз в пять лет.
Вопрос о введении категории ведущих вузов,
поставленный на съезде ректоров в декабре
прошлого года, пока находится в стадии
проработки. Суть проблемы в том, что вузы,
попадающие в категорию ведущих, должны получить
дополнительное финансирование.
Подчеркну, что независимо от наших рейтингов и
категорий европейские коллеги имеют четкое
представление о репутации наших крупных вузов, о
том, чем он силен и чем выделяется среди прочих.
По большому счету, сегодня все друг про друга все
знают. Представители вузовской общественности
встречаются на конференциях и симпозиумах,
читают публикации своих коллег из других стран в
научных журналах, переписываются по электронной
почте. Большую роль играет и вышеупомянутое
сотрудничество между вузами в рамках прямых
договоров.
– Не секрет, что у Болонского процесса
есть свои оппоненты. Их главным образом
беспокоит то, что интеграция России в
европейское образовательное пространство
приведет к полному отказу от собственных
традиций и достижений.
– Никто нас этого делать не заставляет.
Болонская декларация – это именно декларация,
никаких юридических обязательств она ни на кого
не накладывает.
И в то же время, подписав этот документ, Россия
будет на равных участвовать в решении важных
проблем в сфере высшего образования.
Кроме того, России в Болонском процессе
принадлежит связующая роль между Европой и СНГ, в
состав которого входят и азиатские государства.
В силу своего географического положения они не
могут присоединиться к Болонской декларации.
Поэтому Россия будет представлять и отстаивать
не только свои собственные интересы в Европе, но
и позиции таких стран СНГ.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|