Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

ЕГЭ дорогого стоит…

ЕГЭ идет – рождаются легенды. Единый экзамен породил немало домыслов о том, сколько он стоит. Мы развенчиваем некоторые мифы, публикуя данные Министерства образования о стоимости единого госэкзамена в 2004 году.

Единый государственный экзамен не только самый амбициозный, но и самый загадочный из образовательных проектов последних лет.
Назначение ЕГЭ – реформировать систему поступления в вузы, сделать ее прозрачной. Но при этом сам эксперимент прозрачным не назовешь.
А налогоплательщики были лишены возможности узнать, как внутри ЕГЭ расходуется хотя бы часть средств – скажем, средства из Федеральной программы развития образования.
Даже на третий год ЕГЭ никто из руководителей эксперимента не заказал элементарный подсчет: сколько рублей надо потратить на ЕГЭ для каждого абитуриента, проживающего в конкретной республике, крае или области.
Участники эксперимента до сих пор предпочитают не задумываться, какие суммы из бюджета региона им понадобятся, когда финансирование из ФПРО прекратится.

Общая сумма расходов, планируемых на ЕГЭ 2004 года

  • Закупка оборудования для проведения ЕГЭ в 62 регионах — 120 млн рублей (РЕОИС*).
  • Проведение ЕГЭ в 62 регионах — 229,4 млн рублей (ФПРО**).
  • Технология 2004 года — 125 млн рублей (ФПРО).
  • Разработка и закупка КИМов — 77,5 млн рублей (ФПРО).
  • Создание сети — 42 млн рублей (РЕОИС).
  • Подготовка кадров — 12 млн рублей (ФПРО).
  • Мониторинг — 12 млн рублей (ФПРО).
  • Поддержка портала ЕГЭ — 22,5 млн рублей (РЕОИС).
  • Закупка оборудования для проведения ЕГЭ в 2005 году в 89 регионах (27 новых регионов) — 175,5 млн рублей (РЕОИС).
  • Подготовка к ЕГЭ в 2005 году в 27 новых регионах — 30 млн рублей (ФПРО).
  • Подготовка технологии для проведения ЕГЭ в 2005 году — 20 млн рублей (ФПРО).

Итого – 866,4 млн рублей.

*РЕОИС – Федеральная программа «Развитие единой образовательной информационной среды».
**ФПРО – Федеральная программа развития образования.

Не враги народа!

Итак, из 866,4 млн рублей, предполагаемых потратить в 2004 году на разработку контрольно-измерительных материалов для 62 регионов – участников ЕГЭ, 47 млн рублей (из единого заказа-наряда) пойдут на разработку новых заданий. На закупку КИМов (в том числе у региональных составителей) планируется – 30,5 млн рублей из ФПРО. В сумме – 77,5 млн рублей, или свыше двух миллионов долларов. Головной организацией по подготовке КИМов является Федеральный институт педагогических измерений. Он и получает львиную долю средств. Значительная часть КИМов для ЕГЭ закупается у экспертов Центра тестирования Минобразования, которые готовят тесты для централизованного тестирования.
Россия до сих пор еще является подмастерьем в области национального тестирования. Подобные методы измерений были запрещены в нашей стране Наркомпросом и долгое время вызывали недоверие. В отличие от США и европейских стран у нас до сих пор нет научной школы тестологии. На создание научной школы, даже при самых благоприятных предпосылках, уходит не менее четверти века и много государственных, общественных и частных денег.
Увы, разработчикам, потеющим над КИМами для ЕГЭ, не стоит всерьез рассчитывать на привлечение частного или зарубежного капитала. Более того, привлечение зарубежных средств на финансирование подобных разработок настораживает общественность. Недаром министр образования Владимир Филиппов, хорошо чувствующий настроение аудитории, всякий раз неловко объясняет журналистам: «КИМы готовят не шпионы и не враги народа, а наши люди – профессора российских вузов».
На ключевую задачу ЕГЭ – на создание, обработку и переработку, а также приобретение у экспертов новых КИМов, необходимых для нормального функционирования ЕГЭ, в будущем году должно уйти 77,5 млн рублей.
Это не предел: во-первых, экспериментом пока не охвачена вся страна, во-вторых, в экзамене 2003 года по ряду предметов участвовало меньше вариантов, чем требуется для информационной безопасности.
«Наряду с безопасностью ЕГЭ есть проблема обновляемости тестов ЕГЭ, – напомнил на III Всероссийском совещании, посвященном итогам ЕГЭ 2003 года, ректор Астраханского государственного технического университета Юрий Пименов. – На 5–6 году проведения ЕГЭ по тестам одного типа количество 100-балльников увеличится, их ведь можно натаскать на определенный алгоритм. Надо менять структуру тестов».
Таким образом, государству придется отвечать за нарастающее количество и высокое качество КИМов даже тогда, когда льготное финансирование прекратится и эксперимент вступит в штатный режим.
Но готово ли государство ежегодно вкладывать по полтора-два миллиона долларов в разработку и закупку новых тестовых заданий?

Кто крутит маховик ЕГЭ

В 2001 году на проведение ЕГЭ в трех первых экспериментальных регионах было потрачено из средств ФПРО 65,5 млн рублей.
В 2002 году на участие в эксперименте 16 регионов было израсходовано 365,1 млн рублей из средств ФПРО.
В 2003 году на проведение ЕГЭ в 47 регионах РФ из ФПРО было выделено 586,6 млн рублей.
На проведение эксперимента по ЕГЭ в 62 регионах в 2004 году планируется потратить свыше 800 млн рублей.
Это общие затраты.
Они включают подготовку тестов, обучение специалистов, закупку техники и много других весьма неожиданных расходов, о которых мы расскажем ниже.
Теперь – конкретные деньги.
В 2001 году на один экспериментальный регион приходилось в среднем 21,8 млн рублей из средств ФПРО, в 2002 году – 22,8 млн, в 2003 году – 12,5 млн рублей.
Наблюдается нормальная тенденция: затраты на проведение ЕГЭ в регионах к концу эксперимента снижаются.
Но при этом сегодня неповоротливая махина ЕГЭ крутится благодаря ежегодному вложению федеральных и региональных денег.
Например, только на подготовку к ЕГЭ 2005 года в новых 27 регионах планируется выделить 30 млн рублей из ФПРО, или
1 млн долларов. На подготовку технологии к проведению ЕГЭ в 2005 году всем регионам полагается еще 20 млн рублей.
В эти суммы должны войти оплата аренды (пунктов проведения экзамена, центров обработки информации, аренда и техническое обслуживание оборудования), канцелярских услуг, услуг связи, командировочные расходы.
Различаются средства, выделяемые «старому» (то есть уже участвовавшему в ЕГЭ) региону и «новому» (принимающему участие в ЕГЭ впервые).
«Старому» региону на подготовку и проведение ЕГЭ в 2004 году положено 3,9 млн рублей, новому – 4,9 млн рублей. В эту сумму должны войти: все командировочные расходы (читай – поездки организаторов ЕГЭ к своим подопечным на автотранспорте, вертолетах и самолетах). Самолеты, например, актуальны для Якутии. В прошлом году во время ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) авиакомпании снизили тарифы, что было проявлением их доброй воли.
В 3,9 млн рублей также входят: оплата полиграфических услуг, канцелярских товаров, услуг связи, почтовых расходов, проведение совещаний и семинаров. А самое главное – зарплата всем временно нанятым на ЕГЭ работникам: привлеченным в предметные комиссии экспертам, сканировщикам, организаторам экзамена в ППО, обработчикам информации, грузчикам, шоферам, охранникам.
По опыту известно, что денег для проведения ЕГЭ не бывает достаточно ни в одном регионе. В прошлом году министр образования Республики Саха (Якутия) Евгения Михайлова считала наиболее приемлемой суммой на ЕГЭ в своей республике 16 млн рублей.
Как известно, деньги ФПРО на ЕГЭ закончатся в 2005 году.
Пока никто всерьез не задается вопросом, где руководители регионального образования будут искать недостающие деньги (минимум 5–6 млн рублей ежегодно). Еще менее понятно, помогут ли им в этом региональные администрации. До сих пор вступительные экзамены в вузах и выпускные в школах не стоили муниципалитетам (и соответственно – региону) ни гроша. Все это делалось за счет рабочего времени учителей и преподавателей вузов.
Теперь на бесполезную (с материальной точки зрения) акцию вроде единого экзамена из школы в вуз региональным руководителям придется выискивать в бюджете миллионы…
Или поджидать, пока ЕГЭ накроется сам.

Миллион долларов за то, что другие делают бесплатно

42 миллиона рублей, или свыше миллиона долларов, из РЕОИС предназначаются в 2004 году для создания единой сети: передачи данных ЕГЭ на федеральном уровне в штатном режиме, на обслуживание и предоставление услуг связи.
В эти 42 миллиона входят:

– абонентская плата Московской волоконно-оптической сети за выделенные цифровые каналы и порты передачи данных – 4 млн рублей;
– предоставление органам управления образованием субъектов РФ доступа к Федеральной базе свидетельств (оплата трафика) – 7 млн рублей;
– обмен информацией между федеральным центром и региональными центрами обработки информации (базы данных, результаты, апробация КИМов) – 24 млн рублей;
– подготовка кадров системных администраторов в региональных центрах обработки информации – 4 млн рублей;
– служба технической поддержки сети передачи данных – 1,5 млн рублей.

Для потребителей информации о едином госэкзамене и для всех участников эксперимента в этом перечне важен один пункт: в будущем ряд информационных услуг, непосредственно относящихся к ЕГЭ, регионам придется покупать (хотя сейчас они не платят за них ни гроша).
Качество услуг, которые уже обходятся более чем в миллион долларов из ФПРО, нам пока неизвестно. А это наводит на мысль, что потребители вряд ли заинтересовались бы этими услугами, будь они бесплатны.
До сих пор связь с регионами шла через каналы головной организации по проведению ЕГЭ – Центра тестирования Министерства образования. Бесплатная база данных с результатами ЕГЭ (мы рассказывали, какие последствия вызвало ее временное закрытие, принятое летом этого года Министерством образования) находилась там же.
Судя по всему, при включении ЕГЭ в штатный режим за подключение к базе данных о результатах ЕГЭ регионам придется выкладывать деньги.
А за что они, собственно, будут платить?
Яркий пример – федеральная база свидетельств, находящаяся в Московском институте электронного машиностроения (МИЭМ). «МИЭМ разрабатывает информационно-техническое зачисление в вузы, которое мы апробируем летом следующего года, – сообщил Владимир Филиппов. – Это будет гласная, демократическая процедура».
Однако функционирование базы данных сталкивается со значительными трудностями.
По словам замдекана МИЭМ Алексея Протасова, вузы – участники ЕГЭ нередко отправляют в базу данных МИЭМ непроверенную информацию. А это снижает ценность данных о ЕГЭ и ограничивает интерес потребителя (российских вузов и руководителей образования) к сделанному в МИЭМ продукту.
«Наша база будет работать как часы лишь в том случае, если данные будут соответствовать действительности», – заметил Протасов.

Через портал – к звездам

Еще одну статью расходов представляют программы, косвенно связанные с проведением ЕГЭ.
Среди них:

подготовка кадров для ЕГЭ в 2004 году – 12 млн рублей из ФПРО;
мониторинг эксперимента по ЕГЭ в 2004 году – 12 млн рублей из ФПРО.

Первое, что способно удивить в этих цифрах, – скромные суммы, предназначенные на подготовку кадров и мониторинг эксперимента. Согласно современным западным стандартам, во всех образовательных программах выделяемые на мониторинг суммы составляют не менее 10–15% от общей стоимости проекта.
В случае с экспериментом по ЕГЭ – на мониторинг выделено чуть больше 1% от общей суммы (напомним, что на ЕГЭ 2004 года планируется 866,4 млн рублей).
Но поистине самая блестящая статья в сумме расходов на ЕГЭ 2004 года – это 22,5 млн рублей, или около 700 тысяч долларов, идущие в 2004 году на поддержку портала www.ege.edu.ru.
Структура расходов на поддержку портала в 2004 году такова:

– информационное сопровождение ЕГЭ для участников – 3 млн рублей;
– создание и развитие подсистемы «для организаторов ЕГЭ» – 2,5 млн рублей;
– компьютерная апробация-репетиция ЕГЭ – 9,5 млн рублей;
– интернет-конкурс КИМов – 3,5 млн рублей;
– создание подсистемы «ЕГЭ–вуз» – 2,8 млн рублей;
– подсистема «интернет-инспекция» – 1,2 млн рублей.

Заметим, что ряд аналогичных программ, ориентированных как на ЕГЭ, так и на централизованное тестирование, можно найти на сайте Центра тестирования Министерства образования. При этом они бесплатны для потребителя и созданы программистами ЦТ за их зарплату.
Почему Министерство образования, урезая деньги на проведение ЕГЭ и на закупку оборудования для нового экзамена, выделяет такие деньги на портал, который Александр Шмелев скромно назвал «электронной книгой жалоб и предложений»? Можно возразить, конечно, что деньги на портал идут не из ФПРО, а из РЕОИС, так что не нам считать эти деньги.
Но Министерство образования формулирует все проще и яснее.
На III Всероссийском совещании, посвященном итогам ЕГЭ 2003 года, Владимир Филиппов сформулировал: «ЕГЭ должен стать гласным экзаменом, и гласность должна быть обеспечена с помощью портала».
Таким образом, портал – единственный элемент ЕГЭ, который претендует на то, чтобы быть гласным.
А гласность дорого стоит.

Сколько стоит централизованное тестирование?

За три года эксперимента никто так и не подсчитал, сколько стоит ЕГЭ одного конкретного ученика в определенном регионе. Статьи расходов предусматривают только «технологию» и «проведение» ЕГЭ.
По приблизительным подсчетам известно, что в ряде регионов стоимость ЕГЭ по одному предмету колеблется от 160–180 рублей на человека и выше (не считая подготовки КИМов, закупки оборудования, зарплат техническому персоналу ЕГЭ и экспертам-предметникам – все это, как мы уже видели, проходит по другим статьям).
В связи с этим интересно узнать, сколько стоит аналогичная услуга в хозрасчетной системе централизованного тестирования.
Итак, коммерческая стоимость одного экзамена в похожей на ЕГЭ системе централизованного тестирования в 2004 году будет равняться 150–250 рублям в зависимости от региона. Именно эта сумма была утверждена Министерством образования на 2004 год.
В эту сумму Центр тестирования включает расходы на подготовку КИМов, работу экзаменаторов, распечатку свидетельств, связь, поддержку сайта ЦТ. Ни для кого не секрет, что со 150–250 рублей за одно тестирование Центр тестирования получает доходы, которые вкладывает в проведение единого государственного экзамена.
Эксперты из Центра тестирования подсчитали, что на проведение по технологии ЦТ 1223 тысяч человеко-тестирований (именно столько было проведено в ходе ЕГЭ 2003 года) им понадобилось бы всего 52,3 млн рублей.
Конечно, ЕГЭ – масштабный эксперимент, и его финансирование должно соответствовать задачам.
Однако ЕГЭ вырос из системы ЦТ. А в централизованном тестировании все шишки давно набиты, все затраты, огрехи и подводные камни известны. А главное, досконально известна стоимость процедуры. Благо процедура хозрасчетная.
Возможно, наличие точной статистики в Центре тестирования до сих пор не способствовало точным подсчетам стоимости ЕГЭ.
Уж очень невыгодным окажется сравнение.

Светлана КИРИЛЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru