КУЛЬТУРНАЯ
ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Наследный принц детства
В течение трех дней на канале
«Культура» шел знаменитый фильм Ингмара
Бергмана «Фанни и Александр». Четвертая,
документальная серия была посвящена работе
великого режиссера над картиной.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ФАННИ И АЛЕКСАНДР”
«Нынешний прорыв российского кино в
Венеции не может не напомнить о триумфе Андрея
Тарковского с его первым фильмом «Иваново
детство». По сей день он остается актуальным и,
пожалуй, наиболее совершенным, художественно
цельным в творчестве Тарковского, – этот фильм о
войне, рассмотренной ребенком, у которого она
отняла детство. Великие фильмы Роберто
Росселлини, Витторио Де Сика, Луиса Бунюэля, Рене
Клемана уже подготовили кинозрителя к
неоднозначному восприятию образа ребенка или
подростка в мире, где никто не делает скидок на
возраст жертвы войны, общества или просто
другого, взрослого человека.
Ингмар Бергман, крупнейший шведский мастер
театра и кино, своим манифестом признал фильм
«Фанни и Александр», одну из позднейших своих
лент, героем которой является даже не ребенок, а,
как в фильме Тарковского, само детство.
По непредвиденному стечению обстоятельств
первым в советский прокат попал 18-й фильм
Бергмана – “Земляничная поляна”, снятый в 1957
году. И долго оставался единственным источником
представлений о режиссере, хотя Бергман, для
которого мир – “эгоистическое общество на
теплой и грязной земле под холодным и пустым
небом”, не самым характерным образом
проявляется в этой картине. Ее заполняет собой,
преодолевая тоску и отчаяние режиссера, освещая
и согревая картину ровным и мягким светом, Виктор
Шестрем, великий шведский режиссер и актер, для
него “Земляничная поляна” стала прощальным
бенефисом.
Рядом с личностью этого неотразимо прекрасного
старика, учиняющего над самим собой суровый суд,
“проблемные” эсхатологические терзания его
сына предстают жалким лепетом эгоиста. Недаром в
финале старый Исак Борг обретает целительную
гармонию, и через него она сообщается фильму и
зрителю.
Потом, словно по заведенному уже порядку, мы
увидели еще один прощальный бенефис. Свою
последнюю роль в “Осенней сонате” Ингмара
Бергмана сыграла «северная звезда» итальянского
и американского кино Ингрид Бергман. Разве
удивительно, что актриса вернулась на родину,
чтобы сняться в нескольких шведских фильмах. Но
здесь, в картине своего однофамильца, она
предстает вновь “звездой со стороны” – чужой,
инородной. И неоспоримую власть ее нездешней
красоты не может одолеть даже роль матери,
связанной со своими дочерьми узами неотделимой
от любви ненависти.
И наконец, “Фанни и Александр», кинороман,
обреченный на успех, на восторженное чтение и
вдумчивое перечитывание, захватывающий,
таинственный, полный жизни. Когда Бергман, еще
работая над фильмом, говорил, что снимает
последнюю картину в своей жизни, можно было
подумать, что им движет обычное суеверие,
заставляющее многих режиссеров все время
снимать “последний” фильм. Однако в случае с
Бергманом не означало ли это заявление, что
“Фанни и Александр” полностью удовлетворяет
автора, является той вершиной, на которой
окончательно остановился, остался великий швед?
Замысел этого фильма растворен в статьях,
интервью, прежних лентах Ингмара Бергмана. Он все
время возвращается к нему, кружит неподалеку,
мотивы и образы этого замысла, вытесненные на
периферию сюжета, в побочные линии, воспоминания
и сны, составляют одну бесконечную дорогу, по ней
и движется к фильму режиссер.
Замысел этот – детство. Постоянная точка отсчета
для любого художника. Становление личности,
истоки страхов и неврозов, сладостное осознание
своей включенности в человеческие связи и
горькое чувство несвободы от них. “Фанни и
Александр” перекликается с давнишней картиной
Бергмана “Земляничная поляна”, пожалуй, более,
чем с другими его фильмами. Но и острее, чем с
другими, полемизирует с ней.
Детство в “Земляничной поляне” – категория
прекрасного. Белизна платьев и сюртуков,
накрахмаленные фартуки и воротнички, насыщенный
воздухом кадр, красота и свежесть лиц. Деревянная
пристань, река, таинственно мерцающая на дальнем
плане, уютный дух нерушимости семейных уз.
Наконец, само это благоуханное название
“Земляничная поляна”.
В фильме “Фанни и Александр” есть чуть ли не
прямая цитата из “Земляничной поляны”: похожая
натура, дача, то же преобладание праздничного
белого цвета, и веселая перекличка, и устойчивый
семейный дух...
“Каждое дитя – принц крови”. На том стоит
горький художник Бергман. Но мысль эта, вложенная
в уста пустейшего из персонажей фильма дядюшки
Густава Адольфа, вряд ли заслуживает столь
большого и прекрасного фильма. Хотя имеет парную
мысль, высказанную другим дядюшкой, Карлом:
“Сперва я наследный принц, который унаследует
королевство. Вдруг – я и оглянуться не успел, а
меня уже сместили. Смерть похлопывает меня по
плечу”.
Но здесь, в фильме, речь идет пока еще о принце,
каждое желание которого исполняется. И все же не
стоит обольщаться благодушием финала, даже если
допустить невообразимое: благодушного Бергмана.
Старый и мудрый профессор Борг, склонный к
ностальгии по прошлому, к снисхождению и
прощению, которое и сам получал от юных друзей в
конце фильма-покаяния, – герой молодого
Бергмана. Зрелый художник Бергман наблюдает мир
трезвым взглядом ребенка, не затененным еще
вуалью нежности, ностальгии и понимания.
Так выстроен этот фильм-роман, что сначала ты
полностью отождествляешься с Александром и, лишь
дойдя до финала и заподозрив неладное,
обнаруживаешь зыбкость первого поверхностного
впечатления. И тогда становится ясно: у этого
фильма есть еще один и, может быть, главный герой,
– Время. Вернее, тот временной перевал, когда
кончается это никогда не существовавшее “доброе
старое время”, стремящееся к гармонии, и оно для
каждого поколения в прошлом кончается. И
начинается новое, атональное время, время
Августа Стриндберга – XX век.
Оттого детство здесь, не лишаясь волшебства,
словно утрачивает свою безусловную защищенность
от пошлости и грязи. Сквозь красоту и уют мира, в
котором существуют герои, сквозь образ богатой,
большой, артистичной семьи, крепко спаянной
фамильными интересами и проблемами, проступает
страшный мир детства: опасная, напряженная,
полная драматизма жизнь. Здесь с пугающей
легкостью претворяются в действие злые помыслы,
которыми оборачиваются для Александра его
совсем небезобидные детские фантазии. Привычные
понятия и символы незаметно приобретают
обратный смысл. Мечта и реальность, воображение и
жизненный опыт проникают друг в друга.
Можно сказать, что это мир, где дружно и
благополучно забыли Бога. Богоборческий
кинематограф Бергмана обрел завершение: он
перенес борьбу из сферы философского или во
всяком случае интеллектуального кино в самое
царство подсознания – душевную жизнь ребенка. И,
выкрикнув богохульство, полностью отвергнув
заповеди – не убий, не лжесвидетельствуй, чти
отца и мать, – он заместил их наблюдениями
доктора Фрейда, важными в психиатрии, в
психологических науках, но недостаточными для
нравственной и духовной ориентации гения, каким
является всякий ребенок.
Уже досматривая фильм, замечаешь, как душен,
неприветлив, враждебен мир вокруг.
Выход из этого мира – только в фантазию. Актер
Оскар Эгдаль наконец-то играет классическую
роль: Призрака Отца. Профессор Карл Эгдаль ищет в
вине утраченное состояние детства, хозяин
антикварной лавки Исак Якоби предстает в образе
всемогущего волхва. Но у взрослых фантазия все же
введена в рамки. А в душе ребенка она совершает
необратимую в своей разрушительности работу. Так
кажется, пока длится фильм, рассказывается
история. Александр представляет себя принцем
Гамлетом, мстящим за отца, но после смерти отчима,
в которой, может быть, решающую роль сыграла
ненависть мальчика, превращается в Макбета.
Потому что не праведный гнев, а подлую ненависть
высиживает в своем сердце прелестный ребенок,
самый нежный из автопортретов шведского
режиссера.
Фильм Бергмана “Фанни и Александр” ясен и прост.
Но вызывает сложные и противоречивые чувства,
диаметрально противоположные мнения. Одни ищут в
нем объяснения своим вполне обыкновенным
слабостям и грехам. Другие обвиняют Бергмана в
том, что он предлагает недостойный пример для
подражания. Кто же прав? Похоже, те и другие ходят
в кино за товаром, который там не продается. Автор
отдает предпочтение третьим, тем, чью жизнь
расширяет кино, литература и фантазия. Август
Стриндберг, которого читает Александру бабушка в
финале фильма: «...все может произойти, все
возможно и вероятно. Времени и пространства не
существует. На крошечном островке реальности
воображение прядет свою пряжу и ткет новые
узоры...»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|