КУЛЬТУРНАЯ
ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Алмазная колба для троих
“Проект” – проба пера стоматолога
Марии Ульяновой
«Детям до шестнадцати...» Когда-то этот
грозный рубеж определял нежный возраст читателя,
дабы книга до срока не нарушила его
целомудренных представлений, а формула «человек
произошел от обезьяны» до поры до времени
закрыла щекотливую тему. Святая уверенность во
всесилии формул скорее свидетельствовала об
умственной – скажем так – непорочности
радетелей, чем об их понимании запросов и
психологии читателей, которые, принимая догму
«книга – источник знаний», не считали этот
источник единственным. А уж в наши дни, когда
телевидение с присущим ему напором и
неразборчивостью срывает все и всякие покровы с
того, что почиталось (далеко не напрасно)
укромным, обнажает любые страсти и пристрастия,
аномалии и бездны, попутно пытаясь всучить
бутылку пива или коробку стирального порошка,
старая формула и вовсе забыта. Молодая
писательница Мария Ульянова жаждет
самоопределения в прихотливом потоке
сегодняшней литературы, который, подобно всякому
потоку, не жалует индивидуальных отличий, подчас
отдавая ярмарочной пестротой, а то и рыночной
крикливостью. Автору, наделенному талантом,
вкусом, необходимы еще и душевные силы, дабы
отстоять свою суверенность.
Повесть М.Ульяновой «Проект», опубликованная в №
6 журнала “Знамя” за этот год, не лишена черт
самостоятельности, истинно художнического
стремления сказать, «как я хочу». Не совсем
обычны, пусть и по-разному, главные ее персонажи
– Нина, до поры до времени пребывающая в колбе «с
алмазными стенками», чудаковатый Нико, одержимый
своим «проектом», легендарный дед Гарькович,
автор проекта Дворца Советов, «сидяга», персонаж,
явно не умещающийся во временных границах
собственной биографии. Он и не должен умещаться,
ибо олицетворяет, пускай и частично, историю
отечественной архитектуры, тяготеющей к царским
дворцам, и советской, безуспешно пытавшейся
продолжить стародавние традиции. В самом этом
стремлении давал себя знать абсурд, уловленный
немощным дедом лучше, нежели Нико, все более
поглощенным не столько страстью к творчеству
(хотя и ею тоже), сколько страстью к Нине,
благополучно покинувшей свою колбу. Впрочем,
вторая страсть, пусть доступная едва ли не
каждому, едва ли не каждым подвергается осмеянию,
давая повод для высокой поэзии и низкопробных
анекдотов.
Намеренная сюжетная размытость повести на свой
лад передает зыбкость человеческих отношений.
Особенно явную, когда тройка главных персонажей
– полностью либо частично – соприкасается с
внешним миром.
Сюжетная и стилевая свобода повествования дает
право на смещение времен и гиперболизацию
явлений. Творческая дерзость становится
непременным условием повествования, одинаково
свободно возвращающегося в стародавние времена,
совершающего ознакомительные экскурсии в
историю архитектуры, возвращающегося в наши дни,
где высокие устремления чудаковатой тройки
входят в соприкосновение с деловым заказом
нынешнего хозяина жизни – банкира, чуждого
сколько-нибудь высоких устремлений, но трезво
знающего, чего он хочет. Этот мир откровенно
презираем писательницей, и она не видит нужды
всматриваться в его представителей, в его
подробности. Он вне пределов ее замысла, далеко
не всегда отличающегося простотой.
Отнюдь не внушающий симпатий банкир – заказчик
грандиозного проекта – безошибочно выбирает
макет и чертежи, предложенные не Нико, а дедом
Гарьковичем, ведущим родословную от итальянских
зодчих, обустраивавших российскую столицу.
Это возвышение, эта чудесная трансформация деда
– ровесника царя Гороха – не унижает Нину и Нико.
Лишь усиливает усталость, а также необходимость
остаться вдвоем и ждать первой ночи.
Сюжет М.Ульяновой свободен от канонической
определенности, обуславливающей определенность
читательской реакции.
Лично я не вижу в этом беды, а вижу стремление
молодой писательницы сохранить независимость.
Только желательно не любой ценой. Пусть это не
касается неправдоподобно молодого красавца
Гарьковича, его амурных похождений во времена
оны, как и в наши времена.
М.Ульянова специализируется в сфере
стоматологии, учась одновременно в аспирантуре
соответствующего вуза, а также на заочном
отделении Литинститута, где ей, надо полагать,
объясняют не только возможности слова, но и
границы его применения в художественном тексте.
Пусть границы эти сегодня гуттаперчивы, но, право
же, не до бесконечности.
Повесть «Проект» внушает надежду, что ее автор
готов не только пожинать лавры успеха, но и
делать самокритичные выводы. Без них
литературное творчество немыслимо. Пускай и при
успешном старте.
Даже если человек произошел от обезьяны, то,
думается, достаточно давно и обрел способность
видеть себя и дело своих рук со стороны. Особенно
если человек этот занимается литературой,
неизбежно главенствующей над иными его
профессиями и специальностями. Вспомним Антона
Павловича Чехова, хотя он, лукавя, уверял, что
литература и медицина для него подобны жене и
любовнице.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|