ДЕТСКАЯ
ПЛОЩАДКА
Олег ЕРШОВ,
ридер премии «Дебют»
Чтобы конец пути не стал началом
тупика...
...нужно понять, что встреча Рыцаря и
Дракона обречена на типичный финал
Согласно одному из законов Паркинсона,
90% чего бы то ни было – полная ерунда. Трудно не
закручиниться, прочитав тысячу работ, поданных
на соискание Всероссийской литературной премии
«Дебют». У молодых авторов (до 25 лет) нет ни
преобладающей гениальности, ни даже повальной
грамотности. И уж скорее веселит, чем подавляет,
письмо, начинающееся со «Сдравствуйте».
Вообще-то образ графомана, где бы он ни мелькнул,
обычно создается яркими и даже талантливыми
штрихами. Удручает как раз ровное явление
«нормы», старательное воспроизведение одних и
тех же клише.
Первый «бродячий» сюжет – сцены из современной
жизни. Молодые люди и девушки числятся в каких-то
учебных заведениях, сожительствуют, напиваются
по поводу и без, пробуют наркотики. До поры до
времени кажется, что юный автор лишь отражает
окружающую его действительность. С непонятной
целью. Но вот начинаются события – совпадения,
случайные столкновения в непредсказуемых
местах. И жизнеподобие исчезает. Остается грубо
сколоченный, убогий сюжет.
Второй тип повествования – фэнтези. Что-то вроде:
Напряжение не покидало Мака. Он медленно
обернулся и увидел фигуру в фиолетовом капюшоне.
От нее истекала волна дурной, злой энергии.
Зачем писать такую муру? Затем же, зачем молодому
художнику писать такую мазню. Унимать зуд в
пальцах и постепенно нагонять качество.
И все-таки. Допустим, молодого человека восхищают
детективы. Ему страсть как не терпится написать
собственный детектив. Что ж, садись и пиши? Нет,
сперва надо худо-бедно придумать: убийство,
мотив, сыщика, улики, приметы.
Детектив – это жанр со своими родовыми
признаками. Можно сказать, формат. Но формат
рамки, куда ты должен вписать свою
индивидуальную пусть даже не картину – схему. А
вот экшн, фэнтези, бытописательский сериал – уже
рабочий шаблон. Порядок событий произволен. Жанр
перенасыщен родовыми приметами и не требует
индивидуального наполнения. Встреча рыцаря с
драконом лишена интриги. Рыцарь его обязательно
замочит. Вроде бы немудрено: садись и пиши.
Они и сели. И такое понаписали! А я, бедняга, все
это читал. И вот какими мыслями хочу теперь
поделиться.
1. Убогий рыцарский роман, где «разные» образцы
клонированы из одной клетки, вернулся в виде
тупого фэнтези.
2. Опираясь на внеязыковые и нерусские образцы,
молодой автор забывает о языке вообще. В ходу
случайные слова в случайном порядке. Язык мстит
пользователю: ты просишь мало, так не получишь
ничего.
3. Сейчас любой шедевр – единичное явление на
фоне массового бескачественного потока, из
которого легко выпаривается сухой остаток –
порождающий его шаблон. Потому что образцы
недалеко ушли от шаблона. Возникает совершенно
законное чувство: и я так смогу.
4. Начав с подражания шаблону, не придет ли
молодой автор к удачному воспроизведению
шаблона же? Не в начале ли тупика он стоит?
Ну ладно, с 90% конкурсных текстов лучше бы вообще
никогда не сталкиваться. А остальные 10%?
Остальные – замечательные.
Выходит, все в порядке? С некоторыми молодыми
писателями – да.
А вот с большинством молодых читателей, невольно
выразивших себя через графоманский самотек, не
очень.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|