Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА 
 

Олег ЕРШОВ,
ридер премии «Дебют»

Чтобы конец пути не стал началом тупика...

...нужно понять, что встреча Рыцаря и Дракона обречена на типичный финал

Согласно одному из законов Паркинсона, 90% чего бы то ни было – полная ерунда. Трудно не закручиниться, прочитав тысячу работ, поданных на соискание Всероссийской литературной премии «Дебют». У молодых авторов (до 25 лет) нет ни преобладающей гениальности, ни даже повальной грамотности. И уж скорее веселит, чем подавляет, письмо, начинающееся со «Сдравствуйте». Вообще-то образ графомана, где бы он ни мелькнул, обычно создается яркими и даже талантливыми штрихами. Удручает как раз ровное явление «нормы», старательное воспроизведение одних и тех же клише.
Первый «бродячий» сюжет – сцены из современной жизни. Молодые люди и девушки числятся в каких-то учебных заведениях, сожительствуют, напиваются по поводу и без, пробуют наркотики. До поры до времени кажется, что юный автор лишь отражает окружающую его действительность. С непонятной целью. Но вот начинаются события – совпадения, случайные столкновения в непредсказуемых местах. И жизнеподобие исчезает. Остается грубо сколоченный, убогий сюжет.
Второй тип повествования – фэнтези. Что-то вроде:
Напряжение не покидало Мака. Он медленно обернулся и увидел фигуру в фиолетовом капюшоне. От нее истекала волна дурной, злой энергии.
Зачем писать такую муру? Затем же, зачем молодому художнику писать такую мазню. Унимать зуд в пальцах и постепенно нагонять качество.
И все-таки. Допустим, молодого человека восхищают детективы. Ему страсть как не терпится написать собственный детектив. Что ж, садись и пиши? Нет, сперва надо худо-бедно придумать: убийство, мотив, сыщика, улики, приметы.
Детектив – это жанр со своими родовыми признаками. Можно сказать, формат. Но формат рамки, куда ты должен вписать свою индивидуальную пусть даже не картину – схему. А вот экшн, фэнтези, бытописательский сериал – уже рабочий шаблон. Порядок событий произволен. Жанр перенасыщен родовыми приметами и не требует индивидуального наполнения. Встреча рыцаря с драконом лишена интриги. Рыцарь его обязательно замочит. Вроде бы немудрено: садись и пиши.
Они и сели. И такое понаписали! А я, бедняга, все это читал. И вот какими мыслями хочу теперь поделиться.
1. Убогий рыцарский роман, где «разные» образцы клонированы из одной клетки, вернулся в виде тупого фэнтези.
2. Опираясь на внеязыковые и нерусские образцы, молодой автор забывает о языке вообще. В ходу случайные слова в случайном порядке. Язык мстит пользователю: ты просишь мало, так не получишь ничего.
3. Сейчас любой шедевр – единичное явление на фоне массового бескачественного потока, из которого легко выпаривается сухой остаток – порождающий его шаблон. Потому что образцы недалеко ушли от шаблона. Возникает совершенно законное чувство: и я так смогу.
4. Начав с подражания шаблону, не придет ли молодой автор к удачному воспроизведению шаблона же? Не в начале ли тупика он стоит?
Ну ладно, с 90% конкурсных текстов лучше бы вообще никогда не сталкиваться. А остальные 10%? Остальные – замечательные.
Выходит, все в порядке? С некоторыми молодыми писателями – да.
А вот с большинством молодых читателей, невольно выразивших себя через графоманский самотек, не очень.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru