ДЕТСКАЯ
ПЛОЩАДКА
Как часто мы сегодня слышим, да и сами
этим грешим: мой ребенок совсем не читает!
Лукавим. Наши дети читают. Другое дело, что мы
недовольны: не то читают, что нужно.
А кому нужно и для чего?
Если мы, учителя и родители, однажды сможем
честно ответить себе на вопрос и признать за
детьми право на собственное, пусть и ошибочное
литературное ученичество, приведет ли это к
новым, выстраданным ими, выкристаллизованным
творческим высотам? Как знать…
Демарш Турецкого
Победить масскульт нельзя. Избежать
его влияния трудно.
Единственный выход – научить детей критически
относиться к подобной продукции
Напор продукции маскульта –
объективный факт. Сколько бы подростки ни
переключали телеканалы, никуда им не деться от
сериалов по сочинениям Марининой – Донцовой –
Незнанского. Все эти «Каменские» и «Турецкие»
так и лезут в глаза. Подойдя к лотку с книгами,
обязательно наткнешься на пестренькие книжки
тех же или таких же авторов.
Родители и учителя, искренне возмущенные
массированной атакой рыночных поделок,
периодически призывают к различным запретам и
санкциям. Но эти всплески ни к чему не приводят.
Беда в том, что взрослые и сами почитывают то же
«чтиво» и смотрят тот же «хлам». И объяснять,
почему во все времена большинство читателей и
зрителей тянулись именно к развлекательному,
тривиальному, рыночному псевдоискусству, не
собираются.
Первую треть XIX века называют пушкинской эпохой,
золотым веком отечественной культуры. Но кого
это блистательное время наградило успехом,
доходами и массовыми тиражами?
Созданный Пушкиным журнал «Современник», где
впервые была напечатана «Капитанская дочка»,
читательского энтузиазма, увы, не вызвал и принес
поэту одни заботы и долги. Зато какой
оглушительный успех выпал на долю
авантюрно-назидательного романа Фаддея
Булгарина «Иван Выжигин»! Он был переведен на
французский, итальянский, немецкий, английский,
литовский и польский языки. Поразительный
исторический факт, который ставит нас перед тем
же вопросом, что и современные переводы чуть ли
не на все европейские языки книжек Александры
Марининой: зачем? Для современного вкуса
никакого «Ивана Выжигина» просто не существует.
Это нечитаемо. Однако публика пушкинской эпохи
«глотала» роман, как нынче глотают Марининых –
Бушковых.
Исследователь Абрам Рейтблат убежден, что у
автора «Ивана Выжигина» и у таких, как он, тоже
было свое культурное дело – писать доступно,
расширять читательский круг, цивилизовать
средний класс, а заодно и литературный быт, внося
в него здоровый дух коммерции. А что делают
современные лидеры маскульта? Расширять
читательский круг уже не надо – все грамотные.
Авторы маскульта давно не цивилизуют класс
читателей, а отбивают его от классики и серьезной
современной прозы. Вносить в литературный быт
дух коммерции тоже вроде бы уже не надо. Но даже
заявив, что влияние маскульта целиком вредно, мы
все равно не ответим на вопрос, почему он столь
востребован. И не убережем неокрепшие души
подростков от этого мусора.
Фильмы и книжки коммерческих жанров переполнены
бесконечными сценами агрессии. Провоцируют ли
частые изображения зла и насилия в массовом
искусстве агрессивное поведение юного зрителя
(читателя) в реальности? Так и подмывает
закричать: «Конечно!» Но настоящих исследований
этой проблемы у нас не проводится. И в своих
опасениях мы остаемся на уровне эмоций и
разрозненных фактов.
В 2001 году вышел русский перевод капитального
труда известного американского психолога
Леонарда Берковеца «Агрессия: причины,
последствия, контроль». Опираясь на
многочисленные исследования, проведенные среди
американских школьников и студентов, Берковец
утверждает: остается спорным, недоказанным, что
культивирование агрессии на страницах книг и на
экране непосредственно провоцирует агрессивное
поведение подростков в жизни. Доказанным
является другой факт: часто восприятие сцен зла и
насилия создает устойчивое впечатление о мире
как о ненадежном, злом, изначально опасном и
угрожающем. Такую картину мира Берковец называет
«параноидной» и свидетельствует: она неизменно
складывается у юношей и девушек, которые часто и
некритично читали и смотрели произведения
коммерческих жанров – боевики, детективы,
триллеры, «черные» готические романы и фильмы.
Спросим себя: а у нас самих, у родителей и
педагогов, разве не параноидная картина мира
сложилась? Разве мы в силах формировать для детей
разумную и безопасную среду обитания? Ничего
подобного. Мы постоянно твердим, что не живем, а
кое-как выживаем в страшном и опасном мире, где
правят бесчеловечные силы, где совершаются
преступления, где от простого человека ничего не
зависит.
Вот вам и ответ, почему коммерческие
произведения активно востребованы. Социолог
Мария Левина считает, что в маскульте актуальные
для современного человека проблемы и тревоги
пропущены через «невротический фильтр»,
отражающий состояние неуверенности и
дезадаптации, вызванных переменами в обществе.
Маскульт формирует в своих произведениях такую
картину мира, которая у нас некритично сложилась,
и в свою очередь подпитывает ее. Можно смело
сказать: маскульт создает для нас комфортную
интеллектуальную и эстетическую среду, то есть
потакающую нашим иллюзиям. «Потребление
произведений маскульта проходит обычно вне
профессионального внимания, анализа и
рекомендаций», – вторит Левиной социолог Борис
Дубин.
Взрослые и сами почитывают то
же низкопробное «чтиво» и смотрят тот же
антикультурный телевизионный «хлам». А
объяснять, почему во все времена большинство
читателей и зрителей тянутся именно к такому
тривиальному, рыночному псевдоискусству, не
собираются.
Между тем вредное влияние масскульта можно
снизить, научив подростков смотреть на него со
стороны, критическим взглядом, помогая им из
потребителя-глотателя постепенно превратиться в
разумного читателя и зрителя.
Другого противоядия пока не придумано
|
Учитель литературы не заговорит
о Дарье Донцовой. Учитель истории не обсудит с
учениками «Гардемаринов». А между тем, как
утверждает Берковец, вредное влияние маскульта
можно снизить простейшими средствами. Когда
школьники получали задание отметить при чтении
или просмотре боевиков и ужастиков, какими
приемами авторы создают атмосферу страха, какие
идеи пытаются провести, у них тут же включалось
критическое отношение к этой продукции. Они уже
не «глотали» ее, а внимательно наблюдали за ней. И
за собой, потребителем, тоже.
С антикультурным воздействием массовых жанров
не удастся справиться с помощью запретов. И
замалчивание тут неуместно. Но если с помощью
педагогов и родителей подросток, увлеченный
маскультом, научится смотреть на него со стороны,
критическим взглядом, из потребителя-глотателя
он превратится в разумного читателя и зрителя.
Попробуйте задать подростку, который
усаживается перед экраном или открывает боевик,
несколько вполне нейтральных вопросов: зачем,
по-твоему, автору понадобилось столько убийств?
Как ты думаешь, какую идею хотел внушить тебе
автор? Тебе нравится то, что внушают? Ты сильно
внушаемый человек?
Трезвое, спокойное критическое обсуждение –
единственное противоядие против маскульта.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|