Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
КРОМЕ ШУТОК 

Н.НИКОЛАЕВ

Когда стены говорят басом

Британский ученый утверждает, что разгадал тайну привидений

Все началось вечером, часов в семь. Вик Тэнди, наклонившись над клавишами компьютера, преспокойно щелкал по ним, и тут что-то смутило его. Это что-то висело рядом, неподвижно и неотступно. Еще не поднимая головы, он понял, что за ним следят.
Наконец, пересилив себя, он посмотрел вверх. Чья-то пепельно-серая фигура колыхнулась, облаком потекла на него. Из странного месива выросли руки и ноги, они тянулись к нему. И, не успев отпрянуть, компьютерщик увидел, как едва налившийся плотью абрис тут же моментально растаял. В комнате снова было пусто.
Едва успокоившись, Тэнди, как и подобает ученому, да вдобавок еще и британцу, решил педантически разобраться в увиденном. И он разобрался! Сотрудник Ковентрийского университета уверен теперь, что ведает, с какой стати по коридорам и комнатам шастают призраки и почему англичане видят их чаще, чем другие народы.
Великобритания – воистину земля обетованная для призраков. Сколько же их, таинственных, туманными клочьями или серыми очертаниями высовывается из окон старинных замков, расхаживает по колокольням, пугает зазевавшихся одиночек! Покой средневековых твердынь тревожат тени тысяч монахов, монархов и бледных как смерть девиц. Этому наплыву бесплотных проказников крепкий духом Тэнди нашел наконец объяснение. Всему виной... роза ветров. Над всей Британией дуют сильные ветры. Они-то и порождают особые акустические волны, на которые прежде не обращали внимания. А ведь из-за этих волн в стране и завелась всякая нечисть!
На след бессловесных призраков Тэнди вышел случайно. Мы пока еще не знаем, что мистер Тэнди имеет обыкновение не только задерживаться в лаборатории, но еще и носить с собой... шпагу. Он увлекается фехтованием. На следующий день после того, как мистер Тэнди был безмолвно представлен своему бестелесному гостю, он, собираясь на работу, взял с собой оружие. Нет, никаких боевых действий в сфере паранормального! Тэнди всего лишь решил заточить слегка притупившийся клинок, ведь на носу были соревнования. Вытащил шпагу. Рассекать воздух не стал. Зажал клинок в тиски и только взялся за инструмент, как оружие зазвенело. Само. Тоненько, настороженно. Словно кто-то невидимый трогал его.
Тэнди сразу отметил, что дребезжание без причины напоминает резонансные колебания, а их, как правило, вызывают звуковые волны. «Возьмите хороший магнитофон, включите на всю катушку, и у вас посуда на полках задребезжит. Вот об этом я тогда и подумал».
Одна только неувязка. Здесь, в лаборатории, Тэнди сидел один, если не считать невидимого гуляку, который интересовался то трудоголиком, то его клинком. Никакой стереосистемы не было и в помине. Лишь компьютер и клавиши: щелк да щелк. Если не считать этих звуков, то в помещении царила могильная тишина. Озадаченный исследователь все же проделал банальные измерения и, завидев их результат, был готов бить в набат: прибор показывал, что стены комнаты сотрясались от адского грохота. Счастье мистера Тэнди в том, что человеческий слух не способен уловить звуковые колебания столь низкой частоты, иначе бы кататься бедняге по полу, умирая от какофонии. Да, комнату пронизывал инфразвук. Где же прятался его источник? После недолгих поисков он нашел его: вентилятор, новенький, только что установленный вентилятор. Стоило его выключить, и клинок перестал звенеть.
И тут борца с инфразвуком осенило: а нет ли связи между этой неслышимой какофонией и невидимым гостем, кравшимся к нему днем раньше? Постойте, что показал прибор? Частота звука равнялась резонансной частоте колебаний глазного яблока. «Вероятно, из-за этих звуковых волн мои зрачки стали совершать колебательные движения, и потому мое зрение незаметно для меня помутилось. Перед глазами возникла какая-то химера, я увидел очертания, тень, фигуру, туманный сгусток – как это еще назвать? – которых на самом деле не было. Никто не разгуливал по комнате. Эта выморочная картинка привиделась мне. Мои глаза сами ее сотворили».
Эти низкие, не слышимые нами тона возникают и в природе, например, когда резкий порыв ветра налетает на шпиль или задувает в трубу. Жутковатые басы способны пронизать самые толстые стены. Особенно резкие звуковые эффекты возникают в длинных, узких коридорах. «Не случайно, – вторит Тэнди, – именно там чаще всего встречаются привидения».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru