Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Кручусь, устраиваюсь, стараюсь выжить

Ни у кого нет уверенности, что заработанное сегодня не будет потеряно завтра: общество не может себя защитить. Его интересы вообще не представлены в политике и в отношениях с властью. Таково мнение известного социолога Бориса ДУБИНА, высказанное в беседе с нашим корреспондентом.

Нас долгое время приучали в школе и вузе к тому, что общество состоит из классов и т.д., но не было в России никаких самостоятельных классов, которые бы боролись за свои права, отстаивали их, чтобы добиться в конце концов отношений согласования. Вот вы – хозяева, мы – наемные рабочие, извольте же соблюдать такие и такие правила, а иначе…
– Значит, не было ситуации общественного договора?
– Да и всего движения, которое в конце концов венчается таким договором. Западные общества выработали такие формы сосуществования, когда права заявлены, есть представительство интересов, есть возможность в конечном счете влиять на распределение сил и ресурсов в обществе, направление развития – хотя бы в какой-то мере. У нас этого нет. Не тот состав социальной материи. Распалось “мы”.
– То “мы”, которое было при советской власти? Получается, тоталитарный режим более приспособлен к тому, чтобы порождать общественные движения, чем нынешний?
– Нет, я бы не сказал, что при советской власти мы были ближе к гражданскому обществу, чем сейчас.
– Но движения-то были. А теперь нет.
– Это побочный продукт советского режима и в значительной степени продукт его распада. Никаких самостоятельных источников для существования независимых общественных слоев, групп со своими лидерами, своей, независимой от власти, элитой – ни экономических, ни культурных, ни пространственных – в этом режиме не было. Тотальная власть претендует на источники существования всех групп общества, стремится к полному контролю над ними. Никаких элит тогда не было, была одна номенклатура. То есть люди, которые возглавляют и составляют аппарат основных ведомств, прежде всего силовых и тех, которые к ним примыкают, от них зависят, а полностью от них независимых и к ним не примыкающих в тоталитарном обществе нет.
Но потом сложились группы людей, создающих науку и технику, обслуживавших институты культуры, поскольку в них появилась необходимость. Пришлось дать им немножко больше свободы. А дальше система начала распадаться. То, что вы принимаете за рождение протоэлит, как бы лидеров зарождающихся движений, и есть симптом распада. С этой точки зрения у нее, этой протоэлиты, не было будущего. Разве что ее движение подхватили бы и продлили в новых условиях другие группы по другим причинам и поводам – но этого не случилось.
2003 год: нет движений, нет партий, нет независимых кандидатов. Даже в культуре: нет школ, нет течений – одни лишь тусовки. Тусовка противопоставляет себя только не-тусовке, у нее нет своей аудитории вне ее собственных рамок, она ни с кем не ведет никакого диалога. И такая же ситуация в политической сфере.
– Ну да, вот сейчас крупных предпринимателей власть ломает через колено – и, кроме СМИ и нескольких депутатов, никого это вроде бы не касается… А ведь они рабочим не только приличные деньги платят, и в отличие от государства всегда вовремя, так еще и всю «социалку» на себя взяли...
– У нас сильно не любят богатых. И еще: чтобы сознательно вступить в спор с государством, мало получать зарплату в конце каждого месяца – надо увидеть связь между тем, как ты работаешь, как у тебя что-то получается, с зарплатой, увидеть перспективы для своих детей. Все-таки речь идет о людях с большим опытом социального поражения: могут не дать, могут отнять. И этот страх сидит в глубине. Это уже не страх, что в лагеря посадят, но это страх, что ты не полноправно владеешь тем, чем ты владеешь.
В принципе наши соотечественники – социальный материал, мало приспособленный для социального строительства, оформления каких-то движений. Я кручусь, устраиваюсь, пытаюсь выжить, адаптироваться. Адаптивный материал. Советская власть, планомерно уничтожая элиту, делала основным человека адаптивного.
А власть, как и прежде, следит: смотри-ка! Образовалась область, где может возникнуть что-то самостоятельно. Надо немедленно наложить на нее лапу. Или «прикрыть», как раньше, или – вот тут некоторая новость в отношениях ее с обществом – «продать» ему же. Можно от имени государства. Можно от имени себя. Можно от имени нескольких людей, которые сплотились в какую-то протономенклатурную цепочку.
– Что вы имеете в виду?
– Вся система образования сегодня пронизана коммерческими отношениями. За что люди платят? Не за сверхзнания, не за особое качество образования – просто за доступ к нему. То же самое с отсрочкой от службы. То же самое с медициной. То же самое с милицией, ГИБДД, которые все больше и больше заставляют нас выкупать островки нашей относительной свободы за ту цену, которую они нам назначат. Между тем как бы и не владея этой территорией.
Поскольку у нас нет самостоятельных связей, у нас нет самостоятельного статуса – что нам делать? Атомизированно, не соединяясь, не сплачиваясь в защите своих требований, каждый решает эту проблему для себя и своей семьи, платит эти самые деньги, которых у него как бы и нет, то есть раздобывая, беря в долг, ссуду и так далее, и так далее…
– Точно так же, по исследованиям, ведут себя и рабочие на заводах: я с мастером договорюсь, а остальные как хотят, тоже пускай договариваются...
– Конечно. Я сумею устроить своих папу–маму–любимую сестру в больницу, когда это надо, найду знакомства, найду для этого деньги – мне не нужна реформа медицинской системы. Я не хочу ее ждать, у меня одна жизнь…
Вот что значит – нет элиты. Нет оснований для моральных суждений. Нет оснований для морального счета. Нет оснований для того, чтобы выдвигать новые нормы и образцы поведения – или восстанавливать какие-то старые, которые вполне работают и нет никаких причин, чтобы их выплескивать вместе с водой.
– Тогда получается своего рода заколдованный круг. Элита может появиться в обществе, нет гражданского общества – нет и элиты.
– Да это, собственно, разное обозначение одного и того же. Если есть элиты – есть самостоятельные группы, есть публичное поле, есть соревнование…
Пока все идеи, которые заставляют людей сплачиваться, – негативные. Это: не дать, чтобы тебя затоптали. Сопротивляться самим придуманному образу врага. Основы для позитивной консолидации я пока не вижу.
– А может она появиться вообще не в отношениях с властью? Я имею в виду простую вещь: матери детей-инвалидов, не сдавшие своих детей в интернат, объединяются…
– Ну, пока они не объединяются.
– Почему?
– В принципе, конечно, есть самые разные принципы объединения. В Америке и прочих развитых странах, например, есть объединение больных диабетом или другими характерными болезнями, требующими, например, пересадки органов, – они работают как структуры взаимовыручки, дополнительной страховки. Но это в странах, где общество воюет с властью веками, отвоевывая свое общественное пространство, где оно, общество, будет решать и в некоторых случаях привлекать власть для решения своих проблем, тем самым давая власти опору в обществе.
Но посмотрите по нашим данным: 0,6%, 1,5% так или иначе вовлечены в работу всякого рода добровольных объединений. Никто не хочет. Не видят в них ни силы, ни власти, боятся, что обманут, начнут деньги брать.
Сама способность к ассоциации, к объединению с себе подобными, а тем более к взаимодействию с другими – она очень сильно поражена. Все-таки школа позитивной социальности почти не пройдена.
Может быть, мы только в начале; может, наши дети, которые растут в другом мире…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru