РЕЖИССУРА УРОКА
133 ЗАЙЦА
Дидактические скороговорки
Из пухлого портфеля с учительскими
наработками
Кто меня слышит
Вот как все было. У меня болело горло, 8
класс возбужденно разговаривал после перемены. Я
сказала: “Кто меня слышит, поднимите правую
руку” [см. с. 97–99 указанной ниже книги. – Прим.
ред.]. Подняли руки 6–7 учеников. Затем говорю:
“Поднимите левую руку”. Еще 6–7 человек подняли
руки, весь класс замер в ожидании, затем говорю:
“Кто меня слышит, хлопните два раза”. Два хлопка
– и идеальная тишина. Я начала урок.
Учительница истории, Сочи, 2003, из
отзыва на 2-е издание книги В.Букатова
“Педагогические таинства дидактических игр”
Баш на баш
Я одному хулигану говорю – а у него мама
работает в школе (мама, кстати, очень хорошая): а
давай мы с тобой договоримся по-тихому. Ты мне
гирлянду наладишь елочную (у тебя руки хорошие) и
за это не будешь ходить на уроки (оценку я тебе и
так поставлю).
Он жутко оскорбился и говорит: я вам и так ее
сделаю.
Я говорю: так ты же на уроке все равно в наушниках
сидишь (а он сидит в наушниках, он качается на
стуле, он разговаривает с соседями и так далее).
Зачем ты будешь ходить? Я тебе предлагаю
нормальный вариант. Чего время зря терять?
Не согласился! Давайте, говорит, вашу гирлянду,
что там с ней?
Учительница физики, Вологда, 2002
“Японская машинка”
У меня на уроках географии эта игра [см.
“Хрестоматия игровых приемов”, изд-во “Первое
сентября”, с.73–74] (когда дети, делая несколько
движений и называя номера: “два-два, два-шесть”,
передают эстафету другому “номеру”) пока не
очень хорошо идет, потому что дети путают номера.
Даже в старших классах никак с ошибками
справиться не могут, что вызывает эмоции, смех,
шум и гам.
Из письма в редакцию, 2000
Полный кошмар
А сегодня мы пол-урока полы мыли. Вчера я
честно отмыла свой кабинет, стерла с пола все
полосочки, что остались от предыдущего урока.
Сегодня после второго урока меня вызвали вниз.
Перемену меня не было, прихожу – семечки на полу!
Буквально за 10 минут класс превратился в полный
кошмар.
Я ужаснулась, конечно, и говорю: ну что, придется
полы мыть. Они говорят: давайте. Пришлось всем
вместе полы мыть.
Учительница информатики, Москва, 2002
Молчанка
Вот в “молчанку” я на уроке играла.
Класс шумный, очень дружный, коллективистский,
умеет все обсуждать, даже на стандартном уроке
стоит шумок. Они постоянно обсуждают, советуются
друг с другом.
У меня 6-й урок, я устала от шума, я хочу тишины. И я
придумываю игру в “молчанку”.
Музыка сложная – органная фуга Баха. И я решила
облегчить им задание, не делить эмоциональный
строй и средства музыкальной выразительности,
пусть валят все в одну кучу – на доску. И говорю:
такое условие – вы выписываете впечатление от
музыки, но только выраженное в одном слове. Но
самое главное – вы делаете это все молча. Нельзя
читать вслух то, что написано на доске, нельзя
советоваться с соседом и нельзя у меня ничего
спрашивать.
Это оказалось для них настолько невыполнимым
условием! Они же привыкли, что если сомневаются,
то могут как-то через личностное отношение
выразить свое сомнение. Например, написал
ребенок какое-то свое слово, кто-то скажет: ха, ну
и написал! Они сомневаются, они таким образом
себя проверяют, делают определенные выводы.
Было очень сложно им играть в “молчанку”. Они
все равно советовались. И я тут взяла роль
диктатора – стала напоминать, что мы все-таки в
“молчанку” играем. Хоть и понимала, что тогда
это не игра получается, а просто расстрел.
А на курсах я вот какой вариант “молчанки”
услышала. Два капитана: один в одном углу класса,
другой – в другом. Как только услышат шорох –
всё! стоп! – у команды отбирается задание и
отдается другой. Причем о тишине судит капитан из
другой команды, чтобы своим не подыгрывать. И
тогда дети сразу начнут соревноваться в тишине.
Моя подруга рассказывала, что у нее это все
проходит с азартом и дети действительно
соревнуются в тишине – чуть ли не до
виртуозности.
Учительница музыки, Москва, 2001
Разминка-переменка
Очень хорошей разрядкой от усталости и
унылости на уроке является игра “Руки – ноги”
[см. II, 1 в Хрестоматии]. Игра длится 1–2 минуты, но
оживляет класс хорошо и усталость снимает. Эту
игру любят все классы – с 6-го по 11-й. А ведущего мы
выбираем по считалочке.
Учительница математики, Самара, 2002, из
отзыва на “Хрестоматию”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|