Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
133 ЗАЙЦА 

Дидактические скороговорки

Из пухлого портфеля с учительскими наработками

Кто меня слышит

Вот как все было. У меня болело горло, 8 класс возбужденно разговаривал после перемены. Я сказала: “Кто меня слышит, поднимите правую руку” [см. с. 97–99 указанной ниже книги. – Прим. ред.]. Подняли руки 6–7 учеников. Затем говорю: “Поднимите левую руку”. Еще 6–7 человек подняли руки, весь класс замер в ожидании, затем говорю: “Кто меня слышит, хлопните два раза”. Два хлопка – и идеальная тишина. Я начала урок.

Учительница истории, Сочи, 2003, из отзыва на 2-е издание книги В.Букатова “Педагогические таинства дидактических игр”

Баш на баш

Я одному хулигану говорю – а у него мама работает в школе (мама, кстати, очень хорошая): а давай мы с тобой договоримся по-тихому. Ты мне гирлянду наладишь елочную (у тебя руки хорошие) и за это не будешь ходить на уроки (оценку я тебе и так поставлю).
Он жутко оскорбился и говорит: я вам и так ее сделаю.
Я говорю: так ты же на уроке все равно в наушниках сидишь (а он сидит в наушниках, он качается на стуле, он разговаривает с соседями и так далее). Зачем ты будешь ходить? Я тебе предлагаю нормальный вариант. Чего время зря терять?
Не согласился! Давайте, говорит, вашу гирлянду, что там с ней?

Учительница физики, Вологда, 2002

“Японская машинка”

У меня на уроках географии эта игра [см. “Хрестоматия игровых приемов”, изд-во “Первое сентября”, с.73–74] (когда дети, делая несколько движений и называя номера: “два-два, два-шесть”, передают эстафету другому “номеру”) пока не очень хорошо идет, потому что дети путают номера. Даже в старших классах никак с ошибками справиться не могут, что вызывает эмоции, смех, шум и гам.

Из письма в редакцию, 2000

Полный кошмар

А сегодня мы пол-урока полы мыли. Вчера я честно отмыла свой кабинет, стерла с пола все полосочки, что остались от предыдущего урока.
Сегодня после второго урока меня вызвали вниз. Перемену меня не было, прихожу – семечки на полу! Буквально за 10 минут класс превратился в полный кошмар.
Я ужаснулась, конечно, и говорю: ну что, придется полы мыть. Они говорят: давайте. Пришлось всем вместе полы мыть.

Учительница информатики, Москва, 2002

Молчанка

Вот в “молчанку” я на уроке играла. Класс шумный, очень дружный, коллективистский, умеет все обсуждать, даже на стандартном уроке стоит шумок. Они постоянно обсуждают, советуются друг с другом.
У меня 6-й урок, я устала от шума, я хочу тишины. И я придумываю игру в “молчанку”.
Музыка сложная – органная фуга Баха. И я решила облегчить им задание, не делить эмоциональный строй и средства музыкальной выразительности, пусть валят все в одну кучу – на доску. И говорю: такое условие – вы выписываете впечатление от музыки, но только выраженное в одном слове. Но самое главное – вы делаете это все молча. Нельзя читать вслух то, что написано на доске, нельзя советоваться с соседом и нельзя у меня ничего спрашивать.
Это оказалось для них настолько невыполнимым условием! Они же привыкли, что если сомневаются, то могут как-то через личностное отношение выразить свое сомнение. Например, написал ребенок какое-то свое слово, кто-то скажет: ха, ну и написал! Они сомневаются, они таким образом себя проверяют, делают определенные выводы.
Было очень сложно им играть в “молчанку”. Они все равно советовались. И я тут взяла роль диктатора – стала напоминать, что мы все-таки в “молчанку” играем. Хоть и понимала, что тогда это не игра получается, а просто расстрел.
А на курсах я вот какой вариант “молчанки” услышала. Два капитана: один в одном углу класса, другой – в другом. Как только услышат шорох – всё! стоп! – у команды отбирается задание и отдается другой. Причем о тишине судит капитан из другой команды, чтобы своим не подыгрывать. И тогда дети сразу начнут соревноваться в тишине.
Моя подруга рассказывала, что у нее это все проходит с азартом и дети действительно соревнуются в тишине – чуть ли не до виртуозности.

Учительница музыки, Москва, 2001

Разминка-переменка

Очень хорошей разрядкой от усталости и унылости на уроке является игра “Руки – ноги” [см. II, 1 в Хрестоматии]. Игра длится 1–2 минуты, но оживляет класс хорошо и усталость снимает. Эту игру любят все классы – с 6-го по 11-й. А ведущего мы выбираем по считалочке.

Учительница математики, Самара, 2002, из отзыва на “Хрестоматию”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru