ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Ангелина ЧЕКАЛИНА,
психолог
Осторожно: универсальный
инструмент!
Школа как будто знает лишь четыре типа
человеческой психики: двоечник, троечник,
хорошист и отличник
Чрезвычайно важный момент во
взаимодействии учителя и ученика – оценка.
Оценочное суждение педагога выносится в социум
как некий эталон, образец, согласно которому
ученик должен мыслить, действовать. Суждение это
обладает большой силой и влиянием. Но часто ли
задумывается педагог над тем, кому именно он
адресует свое оценочное суждение и насколько
по-разному воспринимается оно?
Ученик – это не абстрактное существо. Это прежде
всего ребенок определенного возраста, личность.
Это человек с определенным (на тот или иной
момент времени) эмоциональным настроением и
состоянием, исполняющий в своей жизни множество
психологических ролей.
Ученик всегда имеет мужской или женский род,
мужской или женский пол и так или иначе осваивает
мужскую или женскую модель поведения.
Мы знаем, что мальчики и девочки по-разному
играют и общаются, утверждают свою
индивидуальность и проявляют агрессивность,
сочувствуют и заботятся, решают новые задачи и
находят дорогу в незнакомой местности.
По последним данным отечественных физиологов, у
2/3 девочек к поступлению в школу уже сформированы
графические навыки, речь, понимание предложенной
учебной задачи, в то время как каждый второй
мальчик начинает школьное обучение в состоянии
«незрелости», у девочек выявлен более высокий
уровень смысловой памяти, их исходный уровень
работоспособности достоверно лучше. Мальчики
хуже, чем девочки, адаптируются к школе. И все это
необходимо учитывать при оценивании достижений
ребенка.
Мальчики чаще стремятся к независимости: они
утверждают свою индивидуальность, стараясь
отделиться от воспитателя (обычно от матери). Для
девочек более приемлема взаимозависимость: они
обретают собственную индивидуальность в общении
с другими. Для игр мальчиков более характерна
групповая деятельность, игры девочек происходят
в меньших по размеру группах. В их группах меньше
агрессивности, больше взаимности, здесь чаще
подражают взаимоотношениям взрослых, а
разговоры более интимные и доверительные.
Но отсюда следует, что при одной и той же методике
обучения, при одном и том же учителе мальчики и
девочки приходят к одним и тем же учебным
результатам разными путями, используя разные
стратегии мышления, разные особенности
восприятия и ожидая разной оценки от учителя.
Что ожидает девочка, выслушивая оценку учителя?
Если говорить о «среднестатистической» девочке,
то она ориентирована на «априорную» симпатию со
стороны окружающих, на эмоциональную поддержку и
внимание. Она ориентирована на межличностные
отношения и потому в оценке учителя слышит не
только (и не столько!) текст, сколько то, как она
выглядит при этом со стороны, как к ней теперь
будут относиться. Для такой девочки очень важно
эмоциональное поощрение успеха, его
подтверждение через слова, прикосновения, жесты,
взгляд.
Что касается мальчиков, то они чаще убеждены в
том, что любовь окружающих надо заслужить.
Эмоции, высказываемые учительницей, для них не
имеют такой притягательной силы; для них важнее
материальное поощрение успеха. Это
доказательство их силы, авторитета, власти. Такой
мальчик больше ориентирован на сущность
предмета обсуждения, на поиски ответа, а не на то,
как это обсуждение повлияет на отношение к нему
детей, изменит ли его отношения с учителем.
Поэтому учительская фраза «я тобою довольна» для
него ничего не значит, ему гораздо важнее знать,
чем именно доволен учитель.
Впрочем, в каждом классе есть мальчики и…
мальчики. Стремящиеся к успеху, уверенные,
смелые, открытые и решительные, оптимистичные и
– робкие, чувствительные к наказанию, тревожные
и недоверчивые… Точно так же различаются и
девочки.
Как реагируют на одну и ту же оценку учителя
столь разные дети? Можно предположить, что
по-разному. Но есть ли у педагога возможность
учитывать все это многообразие в своей работе?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|