Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

Наши консультации

Действительно ли с мая 2003 года отменены льготы учителям, работающим в сельской местности, по оплате жилья и коммунальных услуг?
В рамках осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства 6 мая 2003 г. принят Федеральный закон № 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.
Наряду с поправками в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” этот закон отдельно предусматривает установление иного по сравнению с действующим порядком механизма финансового обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, закрепленных в пяти законодательных актах Российской Федерации, в том числе в Законе РФ “Об образовании”, а также внесение поправок в Федеральный закон от 02.01.2000 № 40-ФЗ “О ветеранах” в части изменения порядка предоставления льгот по оплате жилья ветеранам.
Статьей 2 закона определяется, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании” (в редакции Федерального закона № 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании” (и редакции Федерального закона № 12-ФЗ) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Таким образом, новый закон не отменяет норму Закона РФ “Об образовании”, а предусматривает иной финансовый механизм его обеспечения в рамках существующей системы межбюджетных отношений.
Согласно части 3 статьи 6 нового закона, положения законодательных актов, указанных в статье 2 этого закона, в том числе положения Закона РФ “Об образовании”, об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 1 января 2005 г.
Ранее указанный порядок определялся многочисленными нормативными правовыми актами как Российской Федерации, так и бывшего Союза ССР, в том числе постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 “О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ”, распространенным впоследствии на другие категории педагогических работников образовательных учреждений.
Мы считаем, что изменение порядка финансирования указанной единственной привилегии сельских учителей не может служить основанием для полной отмены практики, сложившейся по данному вопросу в течение последних 70 с лишним лет на основании всего объема законодательства, которое должно действовать до принятия соответствующего законодательного акта субъекта РФ.
Однако у автора вопроса абсолютно обоснованно возникают опасения относительно дальнейшей судьбы этой льготы, поскольку органами государственной власти ряда регионов принятые изменения воспринимаются не иначе как основание для введения в этой сфере всевозможных ограничений и пересмотра ранее установленных льгот в сторону их снижения.

В какие сроки государственная (муниципальная) школа должна получить правоустанавливающие документы на закрепленные за ней земельные участки?
Такие документы оформляются после регистрации школы в качестве юридического лица до получения ею лицензии на право ведения образовательной деятельности.
В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании Федерального закона «О разграничении государственной собственности» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 140 утверждены Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. В связи с этим Постановлением Минобразования России 3 апреля 2002 г. издало приказ № 1165, которым обязало ректоров (директоров) образовательных учреждений, подведомственных Минобразования России, при отсутствии у государственных образовательных учреждений правоустанавливающих документов (постановлений, распоряжений, решений, государственных свидетельств, договоров и т.д.) на пользование земельными участками до 1 января 2003 г. оформить их в установленном порядке в соответствующих территориальных органах (п. 1.1. Приказа). Очевидно, в те же сроки такая работа должна быть выполнена и руководителями муниципальных образовательных учреждений (при содействии местных органов управления образованием).

Могут ли учредители школ, например, органы управления образованием, отменять (приостанавливать) приказы директора школы?
Похожий вопрос стал предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда. Приводим в извлечении решение этого судебного органа от 4 марта 2002 г. по делу № 3-27/2002 (решение вступило в законную силу 15 марта 2002 г.):
“И.о. прокурора Кировской области, считая, что данный пункт противоречит п. 6 ст. 37 Закона Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.96 “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”, обратился в Кировский областной суд с заявлением о признании недействительной возможности органов управления образованием отменять напрямую приказы руководителей подведомственных учреждений.
Суд пришел к выводу о том, что взаимоотношения департамента с подведомственными образовательными учреждениями строятся на основании договоров о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, согласно условиям которых учредитель имеет право издавать приказы, постановления, решения, инструкции, положения, правила и другие нормативные документы, создающие правовую основу деятельности образовательных учреждений, контролировать исполнение ими законодательства Российской Федерации и субъекта Федерации, государственных образовательных стандартов, финансово-хозяйственной дисциплины, соблюдение требований выданной лицензии и приложения к ней.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, учредитель обоснованно имеет право приостанавливать не всю деятельность образовательного учреждения, а только конкретные действия администрации в случае нарушения этими действиями законодательства, устава учреждения, условий лицензии на право ведения образовательной деятельности до решения суда.
Действительно, в соответствии с п. 6 ст. 37 Закона Российской Федерации “Об образовании” (в редакции ФЗ от 13.01.96) государственным органам управления образованием в случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава предоставлено право своим предписанием приостанавливать в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
Указанное полномочие чьих-либо прав и свобод не ущемляет, напротив, способствует предупреждению и пресечению допущенных нарушений действующего законодательства об образовании и устава образовательного учреждения, запрета или ограничения деятельности образовательного учреждения не устанавливает, порядок взаимоотношений органа управления образованием субъекта Российской Федерации с подведомственными ему образовательными учреждениями не изменяет”.

В одном из своих недавних интервью газете «Комсомольская правда» министр образования РФ заявил, что попечительские советы отменят. Чем вызвана такая позиция руководителя ведомства?
В действительности речь идет скорее всего о неточном изложении его мнения одним из средств массовой информации. Никто не правомочен в настоящее время упразднить такую форму общественного самоуправления, так как ее существование подразумевается и разрешается федеральными законами «Об образовании», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности», Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ. Министр образования, очевидно, имел в виду, что ведомством в настоящее время разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании», который предполагает, что в каждом образовательном учреждении должен быть в обязательном порядке создан управляющий совет, в состав которого должны входить в том числе родители обучаемых (воспитанников), с жестко регламентированным статусом. Планируется, что в компетенцию данного совета должны входить лишь незначительные вопросы внутреннего уклада жизни школ.
Однако, на наш взгляд, указанная ведомственная инициатива повлечет за собой не стимулирование участия общественности в управлении школами, а отторжение от него. Ведь после возможного утверждения и вступления в силу данной деструктивной нормы самоуправление образовательными учреждениями будет зарегламентировано и загнано в жесткие ограничительные рамки, тогда как в соответствии с ныне действующим законодательством статус и компетенция органов самоуправления определяется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Таким образом, данное агрессивное «насаждение» демократии в школе приведет к обратному результату.
Официальной мотивацией данной деструктивной миссии Министерства образования РФ является официальная статистика, что в 90 процентах российских школ отсутствуют пока «попечительские советы». Однако в Республике Бурятии, например, попечительские советы созданы и успешно функционируют в 90 процентах учебных заведений. Кроме того, там утверждена правительственная программа развития попечительской деятельности. Дело в том, что на территории данного субъекта Федерации эта гражданская инициатива была поддержана властью. А чиновниками федерального уровня попечительские советы были проигнорированы, никакой поддержки их деятельность не получила.

На вопросы отвечал адвокат
Дмитрий РАСТИМЕШИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru