РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Книжки тоже пригодятся
В помощь тонущим воспитателям
На днях в Москве зашла я в книжный
магазин.
Стою рассматриваю разные издания,
сосредоточилась. Вдруг слышу, двое молодых
мужчин лет по 25 спрашивают молоденькую
продавщицу: “Не подскажете нам какую-нибудь
книжку по воспитанию детей?”
Я замерла.
Сами понимаете, ужасно любопытно:
– во-первых, какую книжку она им посоветует;
– во-вторых, что они ответят;
– в-третьих, для кого им эти книжки нужны – для
себя или “по работе”?
Продавщица уточнила возраст ребенка (полтора
года) и подвела их к полке с энциклопедиями
громадных размеров. Выбрала что-то типа “Как
вырастить ребенка умным?” и подала мужчинам.
Один из них (назовем его Основным) тут же взялся
рассматривать, присев на корточки, чтобы
развернуть книжку как следует. Второй
(сочувствующий) то заглядывал Основному через
плечо, то озирался на другие книжки примерно
такого же формата. Глаза у них разбегались...
Я тоже взглянула на страницы книжки, благо
мужчины присели около нижней полки, и мне были
хорошо видны сверху яркие фотографии с
ползающими малышами и улыбающимися мамашами.
Основной некоторое время перелистывал страницы
туда-сюда и потом начал раздражаться: “Слушай,
это все не то, ерунда какая-то... Памперсы, массаж...
выбор погремушек... Чё делать-то будем?”
Второй (сочувствующий) беспомощно огляделся в
поисках продавщицы, но, посмотрев внимательно и,
видимо, оценив скептически ее родительский опыт,
решил больше к ней не обращаться.
Я поняла, что пришло время спасать тонущих
воспитателей, и осторожно задала вопрос:
“Извините, а вам для чего эта книжка? Вернее –
для кого?”
Мужчины обрадовались моему вниманию и охотно
пояснили, что книжка требуется для их друга,
который не так давно стал отцом и чувствует
просто полнейшую необходимость в пополнении
своих педагогических знаний.
Ну скажите, какой бы специалист на моем месте не
порадовался за российских детей и отечественных
папаш? Особенно если учесть, что двумя часами
раньше в своем докладе на конференции
“Психологические проблемы современной
российской семьи” я как раз и говорила о том, что
в нашей стране мало исследований по проблемам
отцовства, а огромная армия молодых мужчин никак
не охвачена педагогическим вниманием.
И тут – на тебе. Живой пример! Видимо, “главный
потребитель педагогической информации” сидел
дома со своим сокровищем, а его дружбаны решили
помочь ему цивилизованным путем – то есть найти
в книжном магазине подходящую инструкцию по
управлению ребенком.
Конечно, я задала им следующий вопрос: “А ЧТО вы
хотите развить в ребенке? Это касается его
здоровья, одаренности, каких-то особенных
проблем или...”
“Да что вы! Нам надо... Ну, чтобы он был НОРМАЛЬНЫМ
и ВОСПИТАННЫМ. Без этих всяких...э-э...ранних
развитий...”
“Отлично, – сказала я, внутренне выдохнув. –
Тогда уберите эти энциклопедии на место (мужчины
с готовностью послушались) и переходите вот к
этой полке. У вас мальчик или девочка?”
“Мальчик!!” – хором ответили повеселевшие
ребята.
“Тогда вот как раз переиздали Элиумов
(“Воспитание сына”) – это книжка
стратегическая, в ней основные принципы
воспитания ребенка. А вот эта (я взяла другую
книжку) как раз пригодится в конкретных
ситуациях (жаждущим был предъявлен Коулмен (“Как
сказать ребенку о...”). Ну и если вы хотите
развивать у ребенка мышление и воображение... вам
пригодятся “Уроки фантазии” Джанни Родари”.
“А зачем у ребенка развивать мышление и
воображение?” – страшно удивились мужчины
хором.
“Э-э... – как-то даже растерялась я. – Развитие
мышления стимулирует развитие речи, а
воображение делает ребенка более креативным,
творческим...”
“Нет,– сказали мужчины решительно. – Нам пока
этого не требуется. Пусть немножко подрастет, а
там папаша сам решит, что ему там развивать
надо”.
“Ну хорошо, – смирилась я. – Тогда вот случайно у
меня остался один буклет для родителей. Возьмите.
Вдруг вашему другу это пригодится?” – И
протянула им яркий буклет сайта
“Inter-Педагогика”.
“О! Это как раз то, что нужно! Это ему гораздо
понятнее!..” – завопили покупатели книжек по
воспитанию и нерешительно покосились на
отобранные книжки...
“Нет-нет, – строго сказала я. – Книжки тоже
пригодятся, поэтому подарите все вместе”.
Они послушались. И очень довольные двинулись к
кассе. Потом спохватились и, обернувшись,
несколько раз сказали: “Спасибо!”
И мне показалось, что они были программистами... И
их друг, наверное, тоже...
«Золотой список» книг по
воспитанию
Семейная педагогика
Аллан Фромм, Томас Гордон. Популярная
педагогика («Тренинг эффективности родителей»).
– Екатеринбург, 1997.
Альфред Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие
полов. – Ростов н/Д., 1998.
Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья. – М., 2000.
Владимир Леви. Нестандартный ребенок (любое
издание). Воспитание с любовью и логикой: Пер. с
англ. – М.,1995.
Дон Элиум, Джоан Элиум. Воспитание сына. – СПб.,
2003.
Дон Элиум, Джоан Элиум. Воспитание дочери. – СПб.,
1997.
Джеймс Уинделл. Дисциплина:50 надежных способов
воспитания детей. М., 1996.
Ирина Данилина, Александр Данилин. Как спасти
детей от наркотиков. – М., 2000.
Карен Прайор. Не рычите на собаку!/О дрессировке
животных и людей. – М.,1995.
Кэтрин Дж.Кволс. Переориентация поведения детей.
– СПб., 2000.
Лев Выготский. Лекции по педологии. – Ижевск, 2001.
Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…: Пер. с англ.
– М., 2002.
Симон Соловейчик. Педагогика для всех. – М., 2001.
Франсуаза Дольто. На стороне ребенка. – СПб, 1997.
Хрестоматия – Райгородский Д.Я. Ребенок и семья.
– Самара, 2002.
Хрестоматия – Райгородский Д.Я. Родители и дети.
– Самара, 2002.
Подростковый возраст
Дон Фонтенел. Проблемы переходного
возраста. – М.,1998.
Лес Пэррот III. Подросток и его проблемы: Пер. с
англ. – СПб, 2002.
Роберт Т.Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный
подросток. – М.,1995.
Хайм Дж.Джинот. Между родителем и подростком. – М.,
2000.
Хельмут Ремшмидт. Подростковый и юношеский
возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
Шейла Дейноу. Как пережить опасный возраст ваших
детей? – М.,1995.
Филип Райс. Психология подросткового и
юношеского возраста. – СПб., 2000.
Франсуаза Дольто. На стороне подростка. – СПб, 1997.
Хрестоматия – Райгородский Д.Я. Подросток и
семья. – Самара, 2002.
История детства
Ллойд де Моз. Психоистория («Эволюция
детства»). – Ростов н/Д., 2000.
Игорь Кон. Ребенок и общество. – М., 1988.
Маргарет Мид. Культура и мир детства. – М.,1988.
Филипп Арьес. Ребенок и жизнь при старом порядке.
– Екатеринбург, 1999.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|