ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЛИНИЯ ЖИЗНИ
«Еще умею смеяться...»
Командировка в счастливые годы
Поэт, бард, сценарист и кинорежиссер
Сергей Назарович Нохрин (1958–2001) родился в Тюмени.
Выпускник факультета журналистики УрГУ
(Екатеринбург) и ВГИКа. Автор сборника стихов и
песен “Чипчиром”.
Подборки стихотворений публиковались: журнал
“Урал” № 9 за 2001 г., № 4 за 2003 г., журнал
“Уральская новь” № 16 за 2003 г. (все эти публикации
можно найти на сайте “Журнальный зал”),
антология “Приют неизвестных поэтов” (Москва,
2002 г.). Магнитоальбомы: “Города”, “Ивановская
горка”, “Черный агат”, “Снежный роман”.
...Черствый сломанный калач.
Пустота осенних дач.
Перевернутые лодки.
Перекопанные сотки
проверяет черный грач.
Хочешь смейся, хочешь – плачь...
Памяти Сергея Нохрина
Мы идем через летное поле уктусского аэродрома:
Сережа, Света Водовозова и я. Мы летим на практику
в Магнитогорск. Летний ветер в лицо, впереди –
самолет, который нам кажется роскошным лайнером.
Як-40 все-таки, а не Ан-2, к примеру.
Сергей докуривает сигарету прямо у трапа.
Стюардесса грозит ему пальцем. Света зовет его
своим нежным грудным голосом: «Сережа-а...»
Мы летим. Иногда счастливо переглядываемся. Мы
еще не совсем друзья. Мы вообще очень разные и
попали вместе на эту практику совершенно
случайно. Но мы друг к другу замечательно
относимся.
Сережа мог бы к нам со Светланой относиться
покровительственно – все-таки он старше нас на
четыре года. Но он не важничает. Рядом с ним нам
надежно и весело. Кажется, что у Сергея никогда не
бывает плохого настроения. Вид у него всегда
бравый и несколько нахальный. Нам со Светой этого
как раз здорово не хватает.
Свете часто хочется плакать, она боится завалить
практику. «Светка, ты чего? – говорит Сергей. –
Все будет отлично!.. Ты же домой едешь...» Света
благодарно ему улыбается. Света едет в родной
город. В Магнитогорске у нее мама, а дедушка долго
работал в городской газете, где нам предстоит
проходить практику. А вот у меня в Магнитогорске
никого нет.
Город нам понравился. Пиво, фонтаны, проспект
Металлургов напоминает Невский.
Редактор встретил нас как родных, спросил, в
каком отделе мы хотели бы работать. “В
промышленном!” – хором ответили мы. Заведующий
промышленным отделом Мендихан Абкадырович
Котлухужин расцвел: “Сразу видно – уральцы! А то
приезжали тут до вас практиканты из МГУ и сразу –
шмыг в отдел культуры...”
Поселили нас с Сережей на пятом этаже
строительного ПТУ. Две кровати, шкаф и
умывальник. Вид на тихий дворик.
Столовая в общежитии летом не работала. Пришлось
взять напрокат плитку, чайник и самим готовить.
При тогдашнем разнообразии продуктов занятие
это было весьма унылое. Очевидно, мы недоедали,
потому что когда мы первый раз пришли на обед к
Свете, ее мама была потрясена нашим аппетитом. За
собой мы оставляли пустыню.
Светина мама, как доктор, не осталась безучастной
и достала для нас талоны в диетическую столовую.
Мы были спасены. Когда однажды Сергея послали
куда-то на окраину города, он оставил мне записку:
«Дима! Если будет возможность, возьми мне
что-нибудь похавать (покушать). Ужин врагу я
отдавать не хочу! Ты можешь его съесть, потому что
ты – друг!» В столовой больные люди косились на
нас. В считанные дни наши осунувшиеся было
физиономии округлились, и мы совсем не смахивали
на нуждавшихся в диетическом питании. Чувствуя
на себе подозрительные взгляды, мы старались
быть грустными и вялыми, но чаще всего не могли
удержаться от хохота.
Вообще с Сережкой невозможно быть серьезным. Он
прирожденный актер, и не важно, где мы находимся
– на планерке в редакции, на улице, в гостях – для
него везде подмостки. Везде он невольно
оказывается в центре внимания. В Сереже
природное, русское шутовство, которому
невозможно научиться. Оно – от наших просторов,
от нашей воли и неволи, от причудливой
исковерканности быта, в котором без юмора, без
улыбки, без насмешки над собой выжить невозможно.
Мы идем по проспекту Металлургов в поисках пива.
Нохрин несет в пакете трехлитровую банку. Без
пива ему жизнь не мила. Выстаиваем очередь за
пивом, несем его в общежитие. Нас ждет работа.
Завтра мы должны принести в редакцию свои
заметки.
Сергей побывал на стеклотарном заводе, нашел там
замечательного старика, который полвека
выдувает граненые стаканы. Серега уже придумал
заголовок для своего будущего очерка: «Гордость
старого стекловара».
А я вернулся с Магнитки, со строительства
коксовой батареи № 8-бис. Там труба – 120 метров
высотой и вся облеплена лозунгами, плакатами,
флагами, портретами передовиков. С одного из
плакатов хмурый человек с лицом кирпичного цвета
вопрошает: “Что сделал ты для пуска батареи?”
Мне жаль, что пока я ничего не могу сделать для
пуска этой удивительной батареи. Два часа я
завороженно смотрел, как работают огнеупорщики
– просто Гераклы какие-то.
Никогда не видал ничего подобного и рассказываю
Сергею об увиденном, просто задыхаясь от
восторга – вот такие кирпичи, вот такие люди! У
Нохрина серьезный вид, он кивает мне согласно, но
по глазам вижу – он что-то задумал.
В общежитии мы принимаемся за работу. Я пишу
легко, как никогда – просто песня. Первый абзац
мне очень нравится. «Боевой ритм стройки
ощущаешь уже на дороге... Один за другим идут по
ней тяжелые грузовики с самым нужным здесь
сегодня грузом – огнеупорным кирпичом...» Иногда
я вскакиваю от радости и возбуждения, начинаю
бегать по комнате. Сергей работает тяжело. Он
именно работает – в сигаретном дыму, в одной
неудобной позе, низко склонившись над бумагой.
Через два часа я потираю руки, дописываю
последний абзац и готов исполнить свою заметку
«на бис». У нас с Сергеем с первых дней
установился обычай читать написанное друг другу
вслух.
Сергей тоже закончил и весело смотрит на меня.
Мне даже обидно: чего это он заранее
торжествует?.. Но я читаю, с трудом удерживая
волнение. Мне кажется, что ничего лучше этой
заметки еще не было написано. «Все трудятся
сосредоточенно, без слов понимая друг друга.
Тишину нарушает только шум и лязг крана. Правда,
иногда кто-нибудь из огнеупорщиков начинает
напевать песню... В первых рядах участников
социалистического соревнования – звено
Александра Чебаненко...»
Следующим читает Сергей – первую минуту
невозмутимо, но потом мы хохочем, и я начинаю от
смеха сползать под стол. Кажется, Сергей писал не
свою заметку, а мою. Получилась пародия на мой
телячий восторг.
«...Крупные капли пота, величиной с голубиные
яйца, катились по их смуглым мужественным лицам.
Грубые мозолистые руки яростно хватали
пятидесятикилограммовые кирпичи... Недаром эта
стройка объявлена ударной. На ней просто обязаны
по-ударному трудиться все звенья. И они трудятся.
Сегодня уже к обеду звено Дмитрия Донского
выполнило план на 730 процентов. «Деньги ваши –
будут наши», – любят шутить члены этого звена. А
вот прямо на глазах растет стена карагандинского
звена. Оно трудится под началом Ивана Калиты,
четырежды Героя Соцтруда, лауреата Нобелевской
премии, отличного спортсмена и семьянина.
Издалека виден огромный плакат: «Без труда,
Караганда, не выловишь и рыбку из пруда». Это,
конечно, веселая шутка магнитогорцев, кладка
которых составляет всего три метра. «Мы – за
качество! – щербато улыбается Григорий Отрепьев,
бригадир магнитогорцев. – Экономика должна быть
экономной! Слышали?..» Григорий вновь взялся за
кельму, и в это время привезли обед. Но однако
гиганты продолжали работать одной рукой, а
второй все держали пирожки с ливером.
«Мы-то еще ничего, – проглотив большой кусок,
сообщает Боря Годунов, член звена магнитогорцев,
– а вот карагандинцы работают вообще без
перерыва, даже ночью...» Боря работает в звене
недавно и еще не знает всех тонкостей, но скоро
узнает их непременно.
Солнце садилось. Усталые, но довольные шли звенья
с ударной стройки. Только равномерно гремели в
тишине кирпичи и кельмы. Это работали
карагандинцы...»
Но что мне теперь делать с моей заметкой – она
просто уничтожена!.. Самое смешное, что потом ее
опубликовали и даже хвалили на летучке. Но я уже
догадывался об истинной цене своего
восторженного творчества. Правда, лишь
догадывался. Я по-прежнему утомлял Нохрина своим
ребячливым взглядом на жизнь, а как-то ночью,
помню, донимал Сергея вопросом о том, отчего он,
такой талантливый и всеми любимый, так далек от
комсомольской жизни. Он спросил в ответ: «Слушай,
а почему они все такие угрюмые и скучные?..» Он
имел в виду не только наших факультетских
партбоссов, но и тех, что смотрели на нас по
праздникам с портретов. А еще он однажды сказал
мне серьезно: «Ты понимаешь, вот эти годы в
универе – самые счастливые в моей жизни, никогда
таких не будет... Я не могу потратить их на всю эту
канитель, не могу ходить с важной рожей, когда я
еще умею смеяться...»
Тем летом в Магнитогорск приехал на гастроли
легендарный театр начала восьмидесятых – Театр
на Малой Бронной, где режиссером был тогда
Анатолий Эфрос. Про то, что можно купить билеты, и
речи не было – аншлаг! Без всякой надежды мы
пришли к началу спектакля, и тут Сергей
совершенно виртуозно купил с рук два билета. Мы
попали на спектакль «Брат Алеша» с Ольгой
Яковлевой и Львом Дуровым.
Сергей рассказал мне потом, что именно так,
покупая «горящие» билеты у театра, он побывал на
всех знаменитых спектаклях того времени. Помню
его поразительно интересный рассказ об «Истории
лошади». Специально ради этого спектакля, ради
того, чтобы увидеть Евгения Лебедева в БДТ,
Сергей ездил в Ленинград.
Выходные мы проводим на даче у Светы. Купаемся,
загораем, объедаем кусты с ягодами. На берегу
реки Урал места такие красивые, что однажды мы
решили, что здесь, у реки, останемся на всю ночь.
Разожгли костер, скоро спустилась темнота, над
нами раскрылся дивный ночной купол со звездами.
Было необыкновенно хорошо и говорить, и молчать,
и лежать в траве у костра. Света захватила из дома
гитару – специально для Сергея. Он не
расставался с гитарой всю ночь.
У него было всего два слушателя, но он именно пел,
а не напевал. Причем пел стоя и, лишь откладывая
гитару, садился к костру. В ту ночь я впервые
услышал песни Александра Галича. Фамилию «Галич»
я, конечно, слышал, но ни одной его песни не знал.
Еще, помню, Сергей пел песни Юрия Кукина – про
гостиницу, про туман и про Париж – и, кажется,
рассказывал о своем знакомстве с ним. Пел
Высоцкого и неизвестно кем сложенные лагерные
баллады. Одну из них он привез в тот год в колхоз,
в Подгорное, где нас ждали двести га не убранной
еще картошки. В дожди и холод эту балладу пели все
– от грузчиков до нежных девочек-первокурсниц.
...На Колыме, где
холод и тайга кругом,
Среди раскидистых
елей и берез
Тебя я встретил
с
подругой вместе,
Сидевших у костра
вдвоем.
Шел крупный снег
и падал на
ресницы Вам,
Вы северным сияньем
увлеклись.
Я подошел к Вам
и подал руку
Вам,
Вы, встрепенувшись,
поднялись...
Еще одно, дорогое мне, воспоминание о
Сереже. После пятого курса всех нас, парней,
отправили на военные сборы. Первые же армейские
будни потрясли меня до глубины души. Жизнь в
восьмиместной палатке, такой тесной, что спать
можно было только на боку, скудный стол, дожди –
все это поначалу приводило меня в отчаяние. Для
Сергея это тоже был первый армейский опыт. Но он
не только не унывал, он выглядел еще более
веселым, чем обычно. Глядя на него, я тоже стал
понемногу оттаивать. Во многом благодаря Сергею,
да еще Володе Борзову и Толе Полушину, я стал
замечать, что в нашей полевой жизни гораздо
больше смешного, чем трагического.
Вместе с Сергеем я неожиданно попал в запевалы. И
не было ничего лучше, как шагать рядом с ним. Как
он только терпел, когда я, не имея ни слуха, ни
голоса, горланил у него под ухом?..
Однажды мы с Сергеем вдвоем попали в ночной
караул. Мы должны были от отбоя до подъема
охранять наш бивак. Нам следовало ходить по
твердо установленному маршруту вдоль палаток –
мне с одного конца, Сергею с другого. На маленьком
деревянном мостике под фонарем мы встречались,
как на Эльбе. У меня был карманный радиоприемник,
и мы слушали «Маяк».
В ту ночь мы последний раз так долго, так
мечтательно говорили. Уходили подальше от фонаря
и смотрели на звезды. Мечтали о том, что вот
закончатся сборы, получим дипломы и поедем
работать куда-нибудь в замечательные края.
Наивные, мы еще не знали, что вместо
распределения получим армейские повестки и
судьба навсегда разбросает нас.
Прочитав про «дальние края» и про «судьбу»,
которая разбрасывает, Сережа сейчас бы, наверное,
не удержался от улыбки. И может, написал бы на эти
мои сентиментальности блестящую пародию... А
потом мы бы смеялись, как не смеялись целых
двадцать лет.
Дмитрий ШЕВАРОВ
Фото из архива автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|