ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Российскому учителю не привыкать к спорам и
дискуссиям о школе.
И первое впечатление от той общенациональной
педагогической дискуссии, которая нынешней
осенью развернулась во Франции: нам это все
хорошо знакомо.
Впрочем, первое впечатление оказывается
обманчиво. Чем больше всматриваешься в
организационные контуры этой дискуссии и
вслушиваешься в аргументы спорящих сторон, тем
больше понимаешь, насколько эта дискуссия
отличается от привычных нам.
Во-первых, ошеломителен сам повод, послуживший
началу дискуссии: министр по делам молодежи и
образования (оказывается, во Франции есть и такой
министерский портфель, а есть и портфель
министра школьного образования) написал,
опубликовал и разослал по школам Франции некую
брошюру, в которой поставил вопрос о
неудовлетворительности тех образовательных
стратегий, на которые ориентирована современная
школа Франции. Причем главным предметом
возмущения стала даже не сама брошюра, а тот факт,
что она была опубликована и разослана «за
государственный счет», а не из личного кармана
министра. Признаемся честно: для российского
налогоплательщика природа столь массового
возмущения подобного рода действием министра
кажется абсолютно необъяснимой.
Во-вторых, ошеломительна скорость, с которой
общество откликнулось на поставленные министром
вопросы, и организационный масштаб
развернувшейся в стране дискуссии. Специально
созданная Комиссия по дебатам, 13 тысяч (!!)
запланированных только на осень дискуссионных
баталий, мощная деятельность по освещению
дебатов в СМИ и в Интернете, фантастический
уровень информационной открытости и
демократических возможностей для того, чтобы в
дискуссии мог принять участие каждый без
исключения гражданин – все это требует не просто
серьезного финансового обеспечения со стороны
государства, но и высочайшего уровня
гражданского самосознания французского
общества. При том, что общество столь же
многоэтнично, как и наше! На наш взгляд, это и есть
один из важнейших результатов тех стратегий
образования, которые реализовывались во
французском обществе на протяжении последних
сорока лет.
В-третьих, поражают глубина и смысловое
напряжение обсуждаемых вопросов. От достаточно
поверхностных суждений, прозвучавших в исходном
письме Люка Ферри, происходит поворот к вопросам
мировоззренчески предельным, касающимся целей и
смыслов школьного образования как такового, и
именно такой поворот оказывается по-настоящему
интересен французскому обществу, именно такая
дискуссия удовлетворяет взыскательный вкус
налогоплательщика.
В-четвертых, восхищает принципиальная
открытость дискуссии: здесь нет задач с заранее
известными ответами, все происходит по-честному,
в режиме «онлайн». Ни о какой «реформе
образования», разработанной в каких-то высоких
министерских кабинетах, не может быть и речи.
Общество готово работать по-настоящему и всерьез
не по поводу подготовленных в министерских
коридорах проектов, а по поводу проблем, у
которых заведомо нет и не может быть простых
организационных решений. Что, возможно, и
является первым признаком по-настоящему
образованного общества.
В-пятых, с горечью понимаешь, что общие
образовательные условия, в которых министр Ферри
задал свои вопросы и высказал свои опасения, –
это условия, которые принципиально отличаются от
наших, российских. Попросту говоря, открытая
инновационная практика французского
образования, ориентированная на развитие
критического мышления, личной индивидуальности,
гражданской ответственности и социальной
толерантности, в известной степени выполнила
свою историческую миссию, сформировав
консолидированное, граждански ответственное
общество. Так что теперь можно предъявлять
претензии и к «низкому уровню знаний», и к
«низкой дисциплине», то есть ратовать за
реабилитацию традиционных ценностей обучения. И
вести общественную дискуссию по этому поводу. Но,
что очень важно, вести эту дискуссию с
гражданами, чувствующими себя таковыми.
Политика образования по-французски
Здесь реформа школы начинается с
вопросов о ее целях и смыслах. И в обсуждении этих
вопросов участвует вся страна
Предыстория
Народные волнения во Франции традиционно
случаются весной. В этом году они достигли
небывалых масштабов у учителей. Массовые
забастовки, продолжавшиеся с апреля по июль, едва
не сорвали священную процедуру сдачи выпускных
экзаменов. Бастовали педагоги из более чем
тысячи школ. Причиной всеобщего возмущения стал
министр по делам молодежи и образования Люк
Ферри, всего год пробывший на своем посту.
Событием, спровоцировавшим забастовку, стал его
обширный текст: «Письмо всем, кто любит школу».
Приводим отрывки из письма Люка Ферри.
Что я хочу исправить?
А. 21–35% детей, заканчивающих начальную
школу, не владеют минимальными навыками чтения и
счета.
B. 158 тысяч молодых людей в прошлом году покинули
школу без какого-либо аттестата. За этими цифрами
скрывается человеческая трагедия. Годы школьных
неудач убивают в детях всякое желание преуспеть
в обществе. Теряя уважение к себе, они перестают
уважать других, что становится причиной
девиантного поведения.
С. Более 81 тысячи серьезных случаев агрессии в
учебных заведениях было зафиксировано за
последние полгода. В этой ситуации меняется
смысл педагогической профессии. Сегодня у
педагога все больше сил уходит на то, чтобы
владеть дисциплиной, «держать класс».
Почему все так сложилось?
Негативно повлиял на школу
индивидуализм современного общества. Ученики не
признают авторитетов. Люди ценят инновацию
больше, чем традицию, оригинальность больше, чем
заслуги, развлечения больше, чем труд, и
неограниченную свободу больше, чем порядок и
закон.
Идея постоянного обновления вовсе не улучшила
школу, как того хотелось, и мы должны признать:
обучение – это в том числе и передача
культурного наследия, сформированного комплекса
знаний, который дети должны усвоить, научиться
уважать, а не просто изобретать нечто “с нуля”,
из ничего.
Концепция образования 60-х годов выдвинула на
первый план ценности, отличающиеся от
традиционных: самовыражение важнее усилий по
освоению культуры, дух критицизма важнее, чем
уважение к авторитетам, инновация важнее
традиции. Но эти ценности хороши лишь при
определенных условиях.
Идея “поставить ребенка в центр образовательной
системы” во многом справедлива. Школа
существует именно для ребенка, а не наоборот. Но
не затмевает ли эта знаменитая формула тот факт,
что процесс обучения как освоение знаний и
умений – это и есть процесс, который позволяет
ребенку изменяться?
Мои приоритеты
1. Обязательные занятия чтением и
письмом во втором классе – не меньше 2,5 часа в
день, в третьем классе – 2 часа в день. Ученики в
третьем классе должны прочесть не менее 10 книг из
рекомендованного списка.
2. Нарастание учебного отставания заставляет
многих детей отказываться от обучения.
Пребывание таких учеников в обычном классе
бесполезно. Элементарный здравый смысл требует
от нас создания особых классов, соответствующих
интересам неуспевающих детей. Мы должны
заботиться о предоставлении каждому шансов на
успех. Необходимо разделить обучение в колледже,
предложив всем желающим избрать вместо общего
образования путь освоения профессии. Но эти дети
сохранят статус учеников колледжа и возможность
продолжать образование.
3. Учителя часто чувствуют свое бессилие.
Необходима модернизация системы наказаний.
Наиболее агрессивные ученики должны быть
изолированы от остальных.
Инициатива министра обошлась казне в 900 000 евро.
Дело в том, что министр не просто написал письмо,
а разослал его в виде брошюры по всем школам
Франции за государственный счет. Экономные
французы, чувствующие себя вправе
контролировать расходование налоговых средств,
сочли такие траты неразумными, а само письмо
бесполезным и оскорбительным.
“Почему мы должны платить за сборник
банальностей?”
“Прочитаешь, и кажется, что все дети безграмотны,
ленивы и грубы”.
“Он хочет сказать, что учителя бездействуют”.
С общими выводами тем не менее страна
согласилась в силу их очевидности:
безграмотность, грубость, неуправляемость детей,
низкие результаты обучения.
“Нужно вернуть уважение к знаниям и труду. Не
знаю почему, но это куда-то ушло. Дети больше не
верят, что знания дают им власть над миром, –
пишет Шанталь Морисо, учитель истории. – Однако
сложная ситуация не сводится к банальностям,
описанным в письме: разрыв семейных связей,
создание социальных гетто”.
Доминик Манн, 29 лет, учитель словесности:
“Обвинения в адрес учителей, которые якобы и
довели школу до сегодняшнего состояния, стали
причиной нестабильности в обществе. Но мы просто
учим. Мы не можем установить социальную гармонию
за счет хороших отметок. Однако мы стараемся
ценить детей, которым жизнь не предлагает ничего
ценного”.
Жан-Франсуа, 48 лет, директор школы в Париже:
“Многие из моих учеников живут в непростой
социальной ситуации. Их родители иммигранты, в
основном из Китая. Новые высокие требования
министра к уровню грамотности кажутся
нереальными в наших условиях”.
Натали Лапревот, 36 лет, преподаватель истории и
географии:
“Я преподаю пятнадцать лет и вижу, как
постепенно деградирует школа. Я устала входить в
класс, где никто не хочет учиться, где сидят те,
кому и не надо учиться. Сейчас я работаю в
выпускном классе. Ни разу за год ученики не
пришли на урок в полном составе. Сплошные
прогулы. Ученики неделями не видят
преподавателей. О каких знаниях можно говорить?”
Всенародный почин
Собравшись за лето с мыслями, все
заинтересованные стороны решили подойти к
проблеме основательно – организовать
общенациональные дебаты о будущем французской
Школы. Именно так. С большой буквы. Потому что
школа – это, в конце концов, не просто неизбежный
этап жизни ребенка. Это будущее нации. И на
организацию общенациональных дебатов, в отличие
от частного письма министра, денег не жалко.
В сентябре, два месяца назад, была сформирована
национальная Комиссия по дебатам о будущем
Школы, создан специальный сайт в Интернете.
Освещением дебатов занимаются телевидение,
радио, центральные газеты. “Фигаро”, одна из
самых респектабельных французских газет,
сообщает о ходе дебатов на первых полосах, в
разделе событий общегосударственной важности.
До зимы предстоит помочь проявиться
общественному мнению, воодушевить граждан на
конструктивные предложения, организовать
дискуссии в общественных местах, и прежде всего в
школах. Даты и места проведения дискуссий
(запланировано 13000!) с участием представителей
комиссии публикуются во всех средствах массовой
информации. У каждого есть возможность заявить
свою позицию.
Повлияет ли чья-то позиция на законопроект,
который после подведения итогов дебатов будет
вынесен на обсуждение парламента осенью 2004 года?
Жизнь покажет. По крайней мере сегодня Франция
живет мыслями о школе.
Президент республики объявил эту проблему
приоритетной в своей работе и в деятельности
всего правительства. В состав комиссии вошел
прежний премьер-министр Франции, соперник
нынешнего президента на выборах – Лионель
Жоспен.
Благодаря педагогам будет поставлен диагноз и
рассмотрено сегодняшнее состояние образования в
стране. Затем наметят основные направления
развития школы на ближайшие 15 лет.
По мнению всех участников дебатов, Франция
нуждается в новом законе, регулирующем взаимную
ответственность между государством и школой.
Педагогика дебатов
Каждая дискуссия предполагает две составляющие.
Итак – это оценка современного состояния школы.
Для этого группа экспертов заранее подготовила
аргументированный доклад, с которым участники
дебатов могут (или должны) ознакомиться до начала
собрания.
Вторая часть – это список вопросов, тезисов,
отвечая на которые граждане наметят перспективы
развития национальной школы.
Материалы каждого собрания (а их, повторяем,
будет 13 тысяч!) через специальный сайт в
Интернете становятся доступны всем
заинтересованным лицам, а также членам комиссии,
которая должна до марта 2004 года проанализировать
и обобщить полученные материалы.
Помимо этих материалов на том же сайте будут
публиковаться сообщения, отправленные любым
гражданином страны, – их также сможет прочесть
вся Франция, и комиссия учтет каждое высказанное
мнение в своих выводах.
Обзор всей поступающей информации будут
регулярно делать комментаторы специального
парламентского канала телевидения и журналисты
всех средств массовой информации.
Члены комиссии почти каждый день будут выступать
с сообщениями и докладами. На днях, 24 октября,
председатель комиссии Клод Тело представил
правительству описанную выше схему дебатов.
Состав комиссии
В комиссию по дебатам вошли чуть более полусотни
авторитетных людей страны. Председатель – Клод
Тело, человек с высшим политехническим
образованием, последние пятнадцать лет
занимается проблемами системы образования
Франции. Он автор многих книг (последняя
называется “Источник гениальности”) и
преподаватель экономики в Парижском
университете.
Примерно треть комиссии – политики и чиновники
от образования, бывшие министры, инспектора, люди
с огромным опытом и глобальным видением
проблемы. Правда, возможно, и с застарелыми
предубеждениями.
Почти четверть комиссии – учителя и
руководители школ, от начальной до старшей. В
основном это гуманитарии, преподаватели истории,
философии, литературы. Впрочем, есть и
математики. Важно, чтобы педагоги сумели
совместить свое знание “внутренней механики
школы” с взглядом со стороны.
Представителей высшей школы гораздо меньше, не
более 10%. Среди них известный историк, член
Французской академии, специалист по Советскому
Союзу, автор книг о Ленине и революции, Элен
Каррер д’Энкосс.
В состав комиссии вошли
ученые и представители общественных организаций
(по 8%), предприниматели (2–3 человека) и даже один
ученик – Матье Валле, член лицейского совета и
совета молодежи из Лилля: гуманитарий, имеющий
опыт стажировок в административных структурах
(префектура, районное управление).
Чтобы избежать тенденциозности, в комиссию
включили сторонников классической и
инновационной педагогики, демократов и
консерваторов. Словом, решать судьбу школы будут
не только специалисты, профессионалы, но и все
заинтересованные граждане: родители (чьи дети
мучаются на уроках), представители бизнеса, не
получающие квалифицированных специалистов,
журналисты и социологи (обеспокоенные
состоянием общества).
Отрывки из речей
Клод Тело, председатель Комиссии по национальным
дебатам о будущем Школы:
– Я хочу, чтобы комиссия, председателем которой я
являюсь, стала зеркалом общественного сознания и
национальной воли. Это предоставленная
французскому народу возможность поднять свой
уровень сознания.
Ксавье Дарко, министр школьного образования:
– Дебаты обновят видение фундаментальных
ценностей республиканской школы: это светский
характер образования, терпимость, уважение к
личности, равенство возможностей.
Но мы никуда не продвинемся, если не зададим себе
вопрос о создании условий, необходимых для
достижения наших целей:
Необходимо почти наполовину обновить
педагогический состав в школах Франции (40%
сегодняшних учителей – люди предпенсионного
возраста). Важнейшей задачей становится
профессиональная подготовка кадров.
Необходимо дать учебным заведениям
больше самостоятельности и свободы –
естественно, в рамках, ясно очерченных
государством.
Необходимо признать, что сегодня
образование все больше становится общей задачей,
над которой трудятся специалисты, родители,
чиновники. И дебаты могут стать прекрасной
возможностью наладить сотрудничество между
всеми партнерами.
Необходимо помнить, что французская
школа не одна в мире и ее будущее немыслимо без
тесных связей со школами других стран, прежде
всего европейских. Французская школа, не теряя
национальной самобытности, должна стать частью
общей системы, максимально приблизив программы и
дипломы к общеевропейским, мировым требованиям.
В заключение хочу повторить, что
устранение неравенства – социального,
национального, сексуального – остается главной
целью школы.
Люк Ферри, министр по делам молодежи и
образования:
– Вопросы дебатов нельзя упрощать, и мы не должны
довольствоваться простыми решениями. Все
гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Общество требует от школы всего: обучать,
передавать ценности, формировать гражданскую
позицию, но не забывать и о развитии счастливой
разносторонней личности, о подготовке к жизни в
современном мире… Побуждаемые такими задачами,
педагоги в то же время чувствуют, что их
собственные ценности (республика дороже, чем
отдельное сообщество, знания и культура важнее
денег) осмеяны в современном мире, массовые герои
которого не имеют ничего общего с положительными
персонажами из школьной программы. Учителя
чувствуют себя непонимаемыми, устаревшими,
нелюбимыми. Так возникает эта странная
неловкость, это ощущение покинутости, которое
часто выражается в страхе оказаться ненужными
даже государству.
Вопросы к нации
Вопросы к нации, опубликованные в газете
“Фигаро” в конце октября, задают новое
содержание дискуссии. Этих вопросов 23, и они
касаются четырех больших областей: конечные цели
школы, критерии качества образования,
организация жизни школы и всей образовательной
системы.
Каждому вопросу предшествует небольшой
пояснительный текст, помогающий понять суть
проблемы.
Наиболее глобально поставлены, конечно, вопросы
о целях образования. Здесь девять вопросов:
Нужно ли заново определить, в чем миссия школы
сегодня?
Каковы ценности школы и как их укоренить в нашем
обществе?
Как сделать школу действительно справедливой?
Как сделать образование непрерывным на
протяжении всей жизни?
Как определить “то, что обязательно нужно
знать”, если знания неузнаваемо
трансформируются, если будущее непредсказуемо, а
прошлое спорно?
Важно передать знания или важнее “научить
учиться” и привить детям умение мыслить
критически?
Разве можно предугадать требования быстро
развивающейся экономики на десятилетие вперед?
Возможно, стоит, думая о профессиональной
подготовке учеников, обратиться к предприятиям и
иначе распределить задачи между школьным и
послешкольным образованием?
Должна ли школа помогать ученикам приобретать
убеждения и если да, то каким образом развивать
их здравомыслие?
А вот вопросы к дискуссии о качестве
образования:
Как заставить детей учиться?
Как взять на себя ответственность за детей с
трудностями в обучении?
Каково назначение экзаменов? Каковы должны быть
критерии оценивания?
Надо ли и если да, то как увеличивать роль
общества в формировании и социализации молодежи?
Вопросы, касающиеся организации школы и всей
образовательной системы, тесно связаны с
требованиями весенних забастовок:
Как распределить роли и ответственность в
области образования между государством и
местным управлением?
Надо ли (и в какой сфере) давать больше
самостоятельности учебным заведениям?
Как бороться с проявлениями агрессии и
нецивилизованного поведения в школе?
Насколько разнообразны должны быть предлагаемые
ученикам пути, методы и результаты обучения в
средней школе?
Должна ли школа (если да, то как) обеспечивать
условия для интеграции детей из семей
иммигрантов?
Зачем нужны лицеи?
Начальная школа не выполняет своей задачи,
отправляя в колледж детей, не умеющих читать.
Возможно, это связано и с тем, что в школе нет
ответственного руководителя? Можно ли говорить о
профессии руководителя школы?
Вопросы сформулированы одновременно и очень
широко, и очень конкретно. Сегодня в области
воспитания именно на школу страна возлагает
главные надежды, которые прежде были связаны с
семьей и церковью. Кроме преподавания основных
дисциплин, школа должна предоставить
возможности для изучения языков, для освоения
передовых технологий, основ искусства, истории,
религии, экономики и юриспруденции… И еще
устранить неравенство.
Кстати говоря, публикуя список этих вопросов,
«Первое сентября» надеется, что у российских
учителей тоже появится желание подключиться к
этой дискуссии и высказать свое мнение.
А за образовательными событиями, происходящими
во Франции, мы будем внимательно следить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|