Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Морской клуб

Главным культурным центром города Кронштадта являлся не театр, не кинотеатр, не концертный зал, а Морское собрание. Все-таки этот остров в первую очередь был гарнизоном.

Морское собрание возникло в 1802 году. О появлении этой организации говорилось в роскошнейшем юбилейном издании, выпущенном спустя столетие: “С воцарением Императора Александра I молодежь воспрянула духом. При главном командире порта, адмирале Петре Ивановиче Ханыкове, в Кронштадте начали впервые устраивать любительские спектакли.
Инициаторами этого рода общественных развлечений были офицеры морской артиллерии, к которым тогда же примкнули и офицеры флота. Импровизированный театр быстро устроился в морском селении во втором новослужительском флигеле, в покоях нижнего этажа, освободившихся от уволенных тогда в отпуск служителей. Нашлись свои декораторы, устроившие бумажные кулисы, которые, кстати сказать, послужили причиною пожара 6 января 1803 года, прекратившего успешно начатое театральное дело, к огорчению всего кронштадтского общества”.
Можно сказать, что Морское общество – детище либеральных перемен начала позапрошлого столетия.
Среди активистов-театралов был особенно активный лейтенант И.Бунин. Именно он и стал инициатором устройства полноценного клуба морских офицеров, где “белая кость” Кронштадта могла бы не только посмотреть спектакль (или же в нем сыграть), но и просто пообщаться, почитать газету, выпить чаю или же хорошего вина, поужинать, завести новые знакомства и потанцевать. Но только в 1856 году собрание наконец-то получило собственное здание, переоборудованное из так называемого офицерского флигеля. А вскоре после этого возник подробнейший устав (скромненько названный “временными правилами”) новой организации. Некоторые пункты этого достойнейшего документа в наши дни способны позабавить, некоторые – обескуражить. Вот лишь несколько “временных правил”:
“§1. …Все служащие в С.-Петербурге и Кронштадте флотские адмиралы, штаб и обер-офицеры состоят обязательными членами собрания; следовательно, всякий носящий мундир флота входит в собрание по праву, как член, а потому не предстоит надобности обязательных членов снабжать годовыми билетами.
§ 7. …Жители Кронштадта временными гостями быть не могут.
§ 8. …Споры должны иметь характер учтивый и потому будет сочтено неуважением к обществу, если кто в спорах позволит себе не только забыться до неприличных выражений, но даже возвысить голос выше обыкновенного…
§ 15. Старшины обязаны наблюдать, чтобы прислуга в собрании состояла из ловких, всегда учтивых людей и была бы одета прилично…
§ 22. Во время танцев, не участвующие в оных кавалеры, не должны стеснять танцующих, а также закрывать собою не танцующих дам…
§ 27. Оставаться в собрании ежедневно допускается до часу пополуночи; во время же балов и вообще когда в собрании бывают дамы – один час после разъезда дам…
§ 35. Никто не имеет права оскорблять эконома бранными выражениями или кричать на него”.
И так далее.
К началу двадцатого века Морское собрание стало весьма респектабельным клубом. Засосов и Пызин писали: “На нижнем этаже помещалась военно-морская библиотека с замечательным собранием книг, среди которых было много уникальных. Из вестибюля на верхний этаж вела великолепная деревянная… лестница, на площадке которой стояли старинные бронзовые пушки с какого-то корвета или клипера. На верхнем этаже находились большой зал со сценой, буфетные комнаты, бильярдные и гостиная. В аванзале, посредине, стояла бронзовая скульптура Жанны д’Арк на коне – подарок от французской эскадры… Гостиные были в разных стилях – китайская, индийская и т.д. Многие моряки дарили из своих коллекций разные предметы, вывезенные из заграничных плаваний. Так постепенно обставлялись эти гостиные”.
Правда, после революции вся эта роскошь сразу же сошла на нет. Некто А.Миронов вспоминал о том, что было здесь в 1920 году: “Большинство работников горсовета и коммунального хозяйства питались в общей столовой в народном доме (бывшее Морское офицерское собрание). В столовой получали по своим карточкам паек три четверти фунта хлеба. Обед состоял из пшенной жидкой бурды и куска ржавой селедки или воблы”.
Впрочем, сегодня здесь снова Морское собрание (правда, оно называется “Дом офицеров”) с вечерами, концертами, детскими секциями и неплохим рестораном.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru