УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Регтайм по-русски
Если бы 20 лет назад мне сказали, что день
Великой Октябрьской революции станет Днем
примирения и согласия, я ответила бы, что
обязательно буду президентом США, королевой
Швеции и вождем африканских племен. Двадцать лет
назад все, что было связано с революционной
историей нашей страны, было незыблемо и свято... И
вот теперь 7 ноября – День примирения и согласия.
Как такое стало возможным? На подобные вопросы в
свое время отвечали “шестидесятники”. Но и нам,
бывшим юными в 80-е годы, надо рассказывать о своем
опыте, о своих переживаниях, связанных с
изменением мира. Я расскажу о том, что
происходило со мной.
Мы не были детьми страха. Мое детство было вполне
благополучным, а пионерское прошлое просто
счастливым. В восьмом классе я, член совета
дружины школы, была отправлена в городской
лагерь пионерского актива. Каждый день мы
занимались настоящим творчеством, были актерами,
режиссерами, придумывали различные конкурсы. А
по вечерам зажигали свечу, садились в круг,
обсуждали, что произошло за день, пели песни.
Через девять лет, будучи студенткой 3-го курса
исторического факультета педагогического
института имени Н.К.Крупской, я пришла
преподавать в эту школу, проработав до этого три
года пионерской вожатой в большой городской
школе. На каждом празднике выступала с речами:
“Близится годовщина Октября…”, “Мы выступаем
за разрядку напряженности…”, “Выступая на
съезде КПСС…”. Этими штампами надо обязательно
было начать выступление, а дальше я старалась
говорить то, во что верила. Как писал Е.Винокуров,
“…я жил в неведенье благом…”, и действительно,
я верила или хотела верить в грядущее изобилие, в
то, что раз так много пришлось выстрадать нашему
народу, так долго бороться с разными врагами,
значит, счастье наступит обязательно. Конечно, я
знала, что была сталинская эпоха, наши родные
были репрессированы, хотя мне об этом очень мало
рассказывали. Еще учась в 6-м классе, в школьной
библиотеке я нашла книгу Г.Гулиа с рассказами о
том, как было просто арестовать любого человека.
Тогда мне стало страшно и горько от того, что у
НАС могла иметь место такая несправедливость, но
ведь “не ошибается тот, кто ничего не делает”, и
“ любой путь нельзя пройти, не делая ошибок”. Для
меня сталинская эпоха была чудовищной, ужасной
ошибкой, которая никогда не повторится.
“Конечно, у нас много проблем, – рассуждала я, –
но они разрешимы”. С другой стороны, меня
раздражали елейные речи, посвященные
“правильности выбранного курса”, “мудрой
политике партии и лично Генеральному секретарю
ЦК КПСС”. Уже вышли в самиздате и были прочитаны
“Мастер и Маргарита”, рассказы А.Солженицына,
стихи Ахматовой и Цветаевой. В 1984 году в журнале
“Юность” была опубликована повесть Б.Васильева
“Завтра была война”, и она лично меня заставила
“глубже задуматься” об укладе жизни, который
формировался в таких чудовищных условиях.
Особенно поразили фразы о “дисциплинированном
уме”. Героиня повести “…все понимая
дисциплинированным умом, ничего не понимала…”.
Я подумала, что у нас тоже дисциплинированные умы
и как-то надо с такой дисциплиной бороться.
В 1985 году мы отмечали Новый год в большой
компании, были друзья, друзья друзей, знакомые и
незнакомые люди. Пошли разговоры о нашей жизни, о
власти, об истории, и я слишком мажорно
отозвалась о нэпе. То, что я услышала в свой адрес,
навсегда отбило у меня охоту спорить с
малознакомыми людьми. Говорилось о том, что
стыдно не знать о преступлениях во время
Гражданской войны и коллективизации, и что я
ничего не понимаю, и что таким, как я, “нельзя
доверять детей”. Сказать, что я обиделась, –
ничего не сказать. Самолюбие было раздавлено, про
Новый год я забыла.
Теперь, когда прошло почти 20 лет, я понимаю, что
встреча эта была закономерной, к этому времени
многие понимали, что “так жить нельзя”. Люди,
обвинявшие меня, были старше и опытнее, но их
правоту мне очень трудно было признать. Тем не
менее сама жизнь подготовила наше сознание к
переменам. В 1988 году мы ходили в самодеятельный
поход по горам Средней Азии, побывали в городе
Пржевальске. Местный магазин показался мне
похожим на барак концлагеря. Темное деревянное
помещение, узкие пустые полки, и в одном месте
стоят сапоги и пять банок консервов. Все! Я думаю,
что даже если бы не было перестройки и гласности,
мы все равно прозрели бы, пусть не сразу, но это
должно было случиться.
Когда стали переписывать историю, менять
школьные программы, настала пора объясняться с
учениками, особенно выпускных классов. Ко мне
подошла десятиклассница и принесла тетрадь за 9-й
класс с конспектом по теме “Уроки
коллективизации”:
– Вы же сами говорили, что было так.
– Да, но я сама так думала.
– А теперь думаете по-другому?
– Нет, теперь мне известно больше фактов, а
думать мы будем вместе.
Были ученики, воспитанные в семьях, где не могли
“поступиться принципами”. Приносили на уроки
статьи из «Военно-исторического журнала», в
которых писалось о том, что ничего не надо менять
и у нас может быть только один правильный взгляд
на историческую науку. Мы устраивали диспуты, но,
имея свой опыт, какую-то определенную точку
зрения, я старалась не навязывать. Когда
разрешили защиту рефератов на выпускных
экзаменах по истории, два моих ученика выбрали
тему “Причины поражений советских войск в
начальном периоде Великой Отечественной войны”.
Один из учеников защищал традиционные взгляды,
другой доказывал правильность точки зрения,
высказанной В.Суворовым в книге “Ледокол”. У
членов экзаменационной комиссии не было
сомнений в том, что оба ученика великолепно знают
материал и заслуживают высоких оценок. Тогда я
думала о том, как хорошо, когда история как наука
может не зависеть от политики государства, хотя
до этого нам еще далеко.
Известно, что все мы “родом из детства”. Я рада,
что у меня было такое детство и что могла
произойти такая переоценка ценностей. Любой
человек, взрослея, приобретая опыт, становится
немного другим. Вопрос в том, какие выводы он
делает из своего прошлого, насколько интересен
окружающим его людям.
Наталья ИСАКОВА
Московская обл.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|