Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЮБИЛЕЙ

Идеологии уходят. Идеалы остаются...

5 ноября исполняется 80 лет со дня рождения основателя коммунарского движения Игоря Петровича Иванова

Педагогика Игоря Иванова выросла на оттепельной почве пятидесятых. На маленьком, никем специально не подготовленном и не отгороженном от прочей жизни педагогическом участке 10«А» класса одной ленинградской школы, в котором будущий автор коммунарской методики работал учителем.
Игорь Петрович был широко образован, обладал быстрым и сильным умом, стайерской волей и темпераментом, нетерпеливым сердцем, и у него была любимая книга – «Педагогическая поэма». Весь его облик не нарочно пробуждал в памяти романтизированный образ вождя: небольшого роста, с ленинским лбом; гипнотический взгляд, артикуляция и тенор оратора, побуждающего наклоном корпуса, выброшенной вперед рукой к немедленному действию. Внезапный смех, который нельзя было не разделить. При этом, однако, и взрослыми, и детьми ощущался его масштаб, исключающий проявление всякой, даже самой любовной фамильярности.
Общество, особенно юная его часть, задавалось в то время вопросом: «Кто мы – “фишки” или великие?» Ответ был заложен в самом вопросе. Но отвечать надо было каждому в отдельности и всем вместе. Личность требовала реванша за годы эйфорического рабства. О личности заговорили политики, поэты и философы. Причастность к истории ощущалась почти физически, всем захотелось снова попробовать «огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля».
Эксперимент в размерах общества, как мы теперь знаем, был обречен на неудачу. Но ни один опыт не проходит даром, в том числе психологический. В том числе в педагогике.
В основе коллективного воспитания по Иванову было уважение к личности ребенка. От армейской по существу системы «требование – исполнение» Иванов предложил перейти к товарищеским отношениям между детьми и взрослыми, которые призваны были решать не специальные педагогические или учебные, а единые жизненные, государственные задачи по преобразованию общества.
Сумасшедший романтизм, опасная утопия. Слава Богу, эту революционную опасность не сразу разглядели на мгновение утратившие бдительность власти. Противодействие же самих учителей было лишено идеологической упругости. Обвиняли в демагогии и приверженности к красивым словам, опасались, что это приведет к игре в демократию, панибратству и (что хуже) к бесконтрольному свободному воспитанию.
Успех превзошел ожидания. Инертная масса школьников почти волшебным образом превратилась в деятельный и умный коллектив.
Эксперимент был продолжен в двух опорных школах. Позже к ним присоединилось несколько других. Романтическая идея обретала конкретные педагогические формы: общий сбор, творческие дела и советы дела, сменные командиры… Это была не исключительно теоретическая работа, но, как говорили коммунары, разведка боем, во время которой возникали и оттачивались педагогические технологии. Каждый день рождал и новые проблемы, для решения которых был необходим мозговой центр. Так появился созданный Игорем Ивановым из учителей и вожатых «Союз энтузиастов», сокращенно СЭН.
Всякая научная идея стремится к овладению пространством. Эксперимент решили распространить на жизнь района. Для начала при Фрунзенском Доме пионеров организовали школу районного пионерского актива. Однако жизнь нового коллектива оказалась настолько привлекательной, что вскоре в Дом пионеров потянулись ребята, далекие от общественной работы, и не только пионерского возраста. И не только ребята, но и взрослые: учителя и инженеры, художники и музыканты, спортсмены и психологи, студенты, рабочие, журналисты, актеры. Так сложилась «Фрунзенская коммуна», творческое содружество поколений, как называл ее Иванов.
При всем возвышенном тоне этой затеи коммуна была самой реалистической общественной организацией, которая не училась формам общественной работы, а жила действительной жизнью. Опыт летнего сбора в Ефимовском районе Ленинградской области можно считать первым педагогическим результатом.
К лучшей жизни до того детей (да и не только детей) призывали, в коммуне ее организовали, предъявили, предъявили реальный идеал. Но моделировали не личность – предмет всех коммунистических утопий и причину последующих трагедий – моделировали отношения. Симон Львович Соловейчик, всю жизнь разгадывавший и разъяснявший секреты коммунарского опыта, объяснял это так: «Усилия педагога направляются не только на ребенка, и не только на коллектив, и тем более не только на мероприятие, а на отрезок жизни коллектива. Моделируется лучшее времяпровождение, лучший способ прожить один день человеческой жизни со всеми его сложностями… Сбор – не поход, не урок, не вечер, не собрание, не мероприятие. Это дело, деятельность, действо. Обучение лучшей жизни погружением в лучшую жизнь».
Коммунары в своих школах стали организовывать спутники коммуны. Всем давно уже казалось, что в самой коммуне собрались особенные, необыкновенные ребята, а в неуправляемых коллективах подростков, мечтающих только о летнем отдыхе, вдохновенная коммунарская жизнь вряд ли привьется. Боялись этого и сами коммунары. Поэтому, встречаясь после спутниковских сборов, спрашивали друг друга: «Получилось?» – «Получилось».
Вскоре коммунарский опыт распространился по всей стране, в городах и поселках появились Клубы юных коммунаров, которые посылали своих делегатов на общесоюзный летний сбор в лагерь «Орленок».
Стало ясно: методика Иванова работает в любых условиях и с любым коллективом ребят. Рассказывают, что ее успешно применяли даже в детских колониях.
И все же в педагогике многое зависит от опыта и таланта воспитателя. И.П.Иванов понимал это и потому создал при Ленинградском педагогическом институте студенческую Коммуну имени Макаренко (КиМ).
Профессором Ивановым написано более пятидесяти научных работ. В них подробное изложение и обоснование коммунарской методики. Но для педагога мало владеть технологией, ему необходим живой образ. К сожалению, Игорь Петрович не написал (или не успел написать) своей «Педагогической поэмы». Но он оставил после себя учеников, многие из которых продолжают его дело.
Альтернативное государственным общественным организациям коммунарское движение в конце концов пришло в явное противоречие с закаменевшей, хотя и осыпающейся уже официозной идеологией. Но было бы неправильно считать, что коммунистическая терминология была только прикрытием, камуфляжем какой-то политической оппозиционности. В то время большинство из нас еще верило в чистоту революционной идеи, противопоставляя ее кровавому сталинскому террору. Окуджавские «комиссары в пыльных шлемах» были образом, в котором мы переживали историю. Осознание истории и к поэту, и к нам пришло позже.
Но также очевидно, что коммунарское движение шире коммунистической идеологии. Неудивительно поэтому, что оно живет и сегодня. И как коммунары шестидесятых отличались от макаренковцев, так и сегодняшние коммунары наверняка не похожи на своих предшественников. Кто они? Молодой, одураченный арьергард коммунизма? Идущие вместе с новой политической бюрократией, которая никогда не страдала детской болезнью идеала? А может быть, альтернатива тому и другому? Тогда – в чем смысл этой альтернативы?
Санкт-Петербургская общественная организация «Педагогика социального творчества» с 1 по 10 ноября проводит педагогический форум, посвященный 80-летию И.П.Иванова. В рамках форума пройдут чтения «Педагогика социального творчества», сбор-семинар студенческой молодежи «Как учить и учиться методике коллективного воспитания», межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогика будущего в настоящем», выставки «И.П.Иванов и Фрунзенская коммуна», «И.П.Иванов и коммуна им. Макаренко», а также Всероссийский коммунарский сбор.
Интересно будет послушать ближайшего помощника И.П.Иванова и одного из организаторов Фрунзенской коммуны, Л.Г.Борисову, его учеников, ставших педагогами, коммунаров шестидесятых, а также нынешних юных коммунаров и их руководителей. Будет что сравнить и о чем подумать.

Николай КРЫЩУК

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru