КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ
Солнечный ветер уходящих дней
Валерий Никитин – художник, свободный
от самого себя
В.НИКИТИН. “НАТЮРМОРТ”
Глядя на пейзажи, натюрморты и портреты
Валерия Никитина, я невольно подумал, а не
слишком ли он свободен в своих движениях на
холсте, не является ли его свобода положительным
и отрицательным началом одновременно. Это
непростой вопрос. На него, по сути, нет
однозначного ответа. Никитин настолько хорошо
чувствует красочную стихию окружающего мира, что
ограничивать его в этом чувстве было бы насилием
над природой художника. В то же время я, как
зритель, не могу бесконечно увлекаться
красочными массами, которые обрушивает на меня
художник в произведениях, подобных композиции
«Геракл отдыхает». Я не собираюсь ловить автора
за руку и твердить, как учитель чистописания:
«Пиши построже!» В этом, собственно, и нет нужды,
ибо строгих и сдержанных работ у Валерия
Никитина также немало. Но все-таки меня как
зрителя этот контраст спокойствия и
беспокойства, тишины и громовых звуков лишает
необходимой созерцательности. Наличие подлинной
живописной музыки в холстах Никитина совершенно
очевидно. Остается лишь добиться строгой
режиссуры. В том числе и в экспозиционном смысле,
так как персональная выставка художника на
Кузнецком мосту, несмотря на значительное
количество первоклассных работ, страдала именно
отсутствием внятного режиссерского замысла.
Никитина обуревала понятная страсть – показать
как можно больше. Это была вторая (первая – в 1992 г.
в ЦДХ) персональная выставка художника,
замкнутого силой печальных обстоятельств в
тесную кубатуру квартиры-мастерской. Этим, надо
полагать, объясняется та экспрессия, с которой он
стремился максимально выплеснуть себя на
предоставленные ему стены.
Мне наиболее близок Никитин, преодолевший
смятение, сумевший сконцентрировать себя в
реальных природных формах. Абстрактное, в том
числе экспрессивное, начало, разумеется, также
является необходимым элементом творческой
свободы. Но, на мой взгляд, Никитин не
абстракционист. Он слишком любит цветовую и
пластическую плоть вещей, чтобы полностью уйти
от фигуративности и улететь в космос чистых
холодных форм или в расплавленный, раскаленный
хаос текучей аморфной плазмы.
Лучшие картины Никитина можно сравнить со
счастливыми озарениями или с некими природными
явлениями, свидетелем которых он оказался.
Таковы, в частности, волшебные пейзажи
«Солнечный ветер» и «Библейский пейзаж». Причем
в разные годы художник успешно справлялся как с
бурной стихией («Вечер в Севастополе»), так и с
тишиной («На холмах»).
В самые последние годы у Никитина появились
работы, которые перекликаются с современным
радикальным искусством. В композиции «Дни
уходят» художник вводит в ткань изображения
пространные тексты. Написанные красной краской,
они разбегаются по желто-зеленому полю, как
световые волны, исходящие от ярко-красного шара
заходящего солнца. Но в целом эта дальнобойная
картина видится исключением среди его
традиционных произведений разных жанров.
Никитину удаются тонкие психологические
портреты, среди них выделяется сравнительно
ранняя работа «Художница Сапожникова из
Краснодара». Струящиеся холодные и теплые краски
передают не только форму рук, тела, лица и волос,
но и собственно свето-воздушную среду или, как
сказали бы сегодня востоколюбы, ауру конкретного
человека.
Автопортреты художника предельно эмоциональны,
что само по себе, может быть, и соответствует его
внутреннему состоянию, но в целом воспринимается
с чувством тревоги и беспокойства («Смятение»,
«Автопортрет» 2002 года). Это можно сравнить с
сугубо личными дневниковыми записями, которые не
всегда предназначены для стороннего глаза.
Натюрморты Никитина опровергают их дословный
перевод с французского («мертвая природа»).
Причем нет особой нужды делить его натюрморты по
годам. И сравнительно ранняя «Агава», и самые
последние холсты («Тишина», «Сумерки», «Фиалка в
сентябре») подтверждают высокое качество его
свободной живописи. Художник в этих и других
вещах может быть лиричен и эпичен одновременно.
Например, большой горизонтальный холст «2001 год.
Искусственные цветы и васильки» – мощное
живописное песнопение цветам и цвету. Любопытно,
что именно в области «тихого» жанра художник
достигает наивысшей эмоциональной
убедительности. Радостное светоносное весеннее
«Мое окно» 1979 года и нежнейшие «Цветы» (2000) –
тончайшие ипостаси творчества свободного
мастера.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|