Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЫСТАВКЕ 

Вильям МЕЙЛАНД

Солнечный ветер уходящих дней

Валерий Никитин – художник, свободный от самого себя

В.НИКИТИН. “НАТЮРМОРТ”

В.НИКИТИН. “НАТЮРМОРТ”

Глядя на пейзажи, натюрморты и портреты Валерия Никитина, я невольно подумал, а не слишком ли он свободен в своих движениях на холсте, не является ли его свобода положительным и отрицательным началом одновременно. Это непростой вопрос. На него, по сути, нет однозначного ответа. Никитин настолько хорошо чувствует красочную стихию окружающего мира, что ограничивать его в этом чувстве было бы насилием над природой художника. В то же время я, как зритель, не могу бесконечно увлекаться красочными массами, которые обрушивает на меня художник в произведениях, подобных композиции «Геракл отдыхает». Я не собираюсь ловить автора за руку и твердить, как учитель чистописания: «Пиши построже!» В этом, собственно, и нет нужды, ибо строгих и сдержанных работ у Валерия Никитина также немало. Но все-таки меня как зрителя этот контраст спокойствия и беспокойства, тишины и громовых звуков лишает необходимой созерцательности. Наличие подлинной живописной музыки в холстах Никитина совершенно очевидно. Остается лишь добиться строгой режиссуры. В том числе и в экспозиционном смысле, так как персональная выставка художника на Кузнецком мосту, несмотря на значительное количество первоклассных работ, страдала именно отсутствием внятного режиссерского замысла. Никитина обуревала понятная страсть – показать как можно больше. Это была вторая (первая – в 1992 г. в ЦДХ) персональная выставка художника, замкнутого силой печальных обстоятельств в тесную кубатуру квартиры-мастерской. Этим, надо полагать, объясняется та экспрессия, с которой он стремился максимально выплеснуть себя на предоставленные ему стены.
Мне наиболее близок Никитин, преодолевший смятение, сумевший сконцентрировать себя в реальных природных формах. Абстрактное, в том числе экспрессивное, начало, разумеется, также является необходимым элементом творческой свободы. Но, на мой взгляд, Никитин не абстракционист. Он слишком любит цветовую и пластическую плоть вещей, чтобы полностью уйти от фигуративности и улететь в космос чистых холодных форм или в расплавленный, раскаленный хаос текучей аморфной плазмы.
Лучшие картины Никитина можно сравнить со счастливыми озарениями или с некими природными явлениями, свидетелем которых он оказался. Таковы, в частности, волшебные пейзажи «Солнечный ветер» и «Библейский пейзаж». Причем в разные годы художник успешно справлялся как с бурной стихией («Вечер в Севастополе»), так и с тишиной («На холмах»).
В самые последние годы у Никитина появились работы, которые перекликаются с современным радикальным искусством. В композиции «Дни уходят» художник вводит в ткань изображения пространные тексты. Написанные красной краской, они разбегаются по желто-зеленому полю, как световые волны, исходящие от ярко-красного шара заходящего солнца. Но в целом эта дальнобойная картина видится исключением среди его традиционных произведений разных жанров.
Никитину удаются тонкие психологические портреты, среди них выделяется сравнительно ранняя работа «Художница Сапожникова из Краснодара». Струящиеся холодные и теплые краски передают не только форму рук, тела, лица и волос, но и собственно свето-воздушную среду или, как сказали бы сегодня востоколюбы, ауру конкретного человека.
Автопортреты художника предельно эмоциональны, что само по себе, может быть, и соответствует его внутреннему состоянию, но в целом воспринимается с чувством тревоги и беспокойства («Смятение», «Автопортрет» 2002 года). Это можно сравнить с сугубо личными дневниковыми записями, которые не всегда предназначены для стороннего глаза.
Натюрморты Никитина опровергают их дословный перевод с французского («мертвая природа»). Причем нет особой нужды делить его натюрморты по годам. И сравнительно ранняя «Агава», и самые последние холсты («Тишина», «Сумерки», «Фиалка в сентябре») подтверждают высокое качество его свободной живописи. Художник в этих и других вещах может быть лиричен и эпичен одновременно. Например, большой горизонтальный холст «2001 год. Искусственные цветы и васильки» – мощное живописное песнопение цветам и цвету. Любопытно, что именно в области «тихого» жанра художник достигает наивысшей эмоциональной убедительности. Радостное светоносное весеннее «Мое окно» 1979 года и нежнейшие «Цветы» (2000) – тончайшие ипостаси творчества свободного мастера.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru